Экономическая и политическая власть




 

Представление о взаимодействии и взаимозависимости эко­номической и политической систем было бы неполным без рас­смотрения вопроса о превращении экономической власти в по­литическую, Это явление весьма часто освещается на страницах периодической печати, ему посвящены и научные издания. В чем суть?

Когда говорят о политической власти, то имеют в виду кон­кретные политические институты: парламент, президентскую власть, совет министров, верховный суд и т.д., то есть целый аппарат реализации политической власти.

Экономическая же власть не есть нечто формализованное, представленное соответствующими институтами. Это власть богат­ства, капитала, способность представителей капитала влиять на принимаемые политические решения, на государственную по­литику в целом. Для наиболее прибыльного использования ка­питала они разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воз­действуют на правительство, добиваются льгот, режима наи­большего благоприятствования, воздействуют на законотворчес­кий процесс в своих интересах.

В странах со свободной рыночной экономикой одним из весьма распространенных путей реализации экономической власти яв­ляется организация представителями крупного бизнеса (посред­ством финансирования избирательных кампаний) выборов в высшие органы власти депутатов, готовых действовать в их ин­тересах. Вклады крупного бизнеса в избирательные кампании рассматриваются как инвестиции в получение прав на управле­ние правительством. Особенно активен крупный бизнес, пред­ставляющий такие высокоприбыльные хозяйственные сферы, как добыча и переработка энергоносителей. Приведем пример из недавней истории США.

Известно, что в ряде зарубежных стран нефтяные компании (а также компании других отраслей энергетического комплек­са) пользуются льготами в налогообложении. Это скидка на так называемое истощение недр. В США в отдельные периоды она приближалась к 30% от суммы налогообложения. В высших аме­риканских политических кругах были и сторонники, и противники такого рода льгот. Одни предлагали уменьшить эту скидку, другие — увеличить. Среди первых в 70-х годах был вице-прези­дент Губерт Хэмфри, принявший решение участвовать в изби­рательной кампании (1969 г.). Для проведения избирательной кампании требовались большие средства. В поисках денег Коми­тет по избранию вице-президента от демократической партии обратился к людям, способным предоставить миллионный заем. Сели за стол переговоров с группой миллионеров-нефтепро­мышленников. Они поинтересовались, что собирается предпри­нять вице-президент в отношении процентной скидки на исто­щение недр. Хэмфри ответил следующее: «Нам необходима на­логовая реформа, а ни один президент не может предложить такую реформу, не снизив скидку на истощение недр» (Минц М., КоэнД, Америка инкорпорейтед. М., 1973. С. 115—116). В результа­те Хэмфри от них ничего не получил.

Однако так случается нечасто. Как правило, экономическая сфера финансирует и обеспечивает карьеру политиков, а они, в свою очередь, делают немало для процветания капитала. В 70— 80-х годах американские нефтяные компании выплачивали в среднем 8% налога на прибыль, в то же время другие компа­нии — 40%.

Финансирование избирательных кампаний — один из путей превращения экономической власти в политическую. Другой путь — переход бизнесменов в политическую сферу, а полити­ков — в коммерческие структуры.

 

 

Заключение

Итак, в результате рассмотрения взаимодействия политичес­кой и экономической систем можно сделать вывод, что полити­ческие отношения проросли в экономическую систему, как кор­ни дерева в землю. В свою очередь, можно говорить об экономи­ческих отношениях, так же глубоко проросших, в политическую систему.

Выдающийся исследователь взаимодействия экономических и политических процессов Джеймс Бьюкенен, удостоенный Нобелевской премии (1986 г.) «за исследование договорных и конституционных основ принятия экономических и политичес­ких решений», пришел к выводу, что бесполезно анализировать налоги, финансы, кредит и другие экономические категории вне изучения политической системы общества. И с ним сложно не согласиться.

 

Список использованной литературы

1. Бугпенко А.П. Пятнадцать лет перемен в России: достижения и разочарования // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 1.

 

2. Ваганова Г.А. и др. Политическое обеспечение бизнеса. М., 1995.

Евстигнеева А., Евстигнеев Р. Второе дыхание теории конвергенции // Вопросы экономики. 2013. № 4.

 

3. Зудин. А. Россия: бизнес и политика // МЭ и МО. 1996. № 3, 4.

Зудин. А.Ю. Олигархия как политическая проблема российского пост­коммунизма // Общественные науки и современность. 2013. № 1.

 

4. Кмсовская Н.К. Политическая активность предпринимательства в постсоветской России // МЭ и МО. 2012. № 2.

5. Клучи Д. Государство, бизнес и экономика // США: экономика, политика, идеология. 2015. № 3, 4.

6. Кравченко А.И. Гири капитализма в России // Социологические исследования. 2014. № 7.

7. Лепехин В.А. От административно-политической диктатуры к фи­нансовой олигархии // Общественные науки и современность. 2013. № 1.

8. Ассников Г. Политические механизмы регулирования социально-экономических процессов в России // Власть. 2013. № 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: