Представление о взаимодействии и взаимозависимости экономической и политической систем было бы неполным без рассмотрения вопроса о превращении экономической власти в политическую, Это явление весьма часто освещается на страницах периодической печати, ему посвящены и научные издания. В чем суть?
Когда говорят о политической власти, то имеют в виду конкретные политические институты: парламент, президентскую власть, совет министров, верховный суд и т.д., то есть целый аппарат реализации политической власти.
Экономическая же власть не есть нечто формализованное, представленное соответствующими институтами. Это власть богатства, капитала, способность представителей капитала влиять на принимаемые политические решения, на государственную политику в целом. Для наиболее прибыльного использования капитала они разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействуют на правительство, добиваются льгот, режима наибольшего благоприятствования, воздействуют на законотворческий процесс в своих интересах.
В странах со свободной рыночной экономикой одним из весьма распространенных путей реализации экономической власти является организация представителями крупного бизнеса (посредством финансирования избирательных кампаний) выборов в высшие органы власти депутатов, готовых действовать в их интересах. Вклады крупного бизнеса в избирательные кампании рассматриваются как инвестиции в получение прав на управление правительством. Особенно активен крупный бизнес, представляющий такие высокоприбыльные хозяйственные сферы, как добыча и переработка энергоносителей. Приведем пример из недавней истории США.
Известно, что в ряде зарубежных стран нефтяные компании (а также компании других отраслей энергетического комплекса) пользуются льготами в налогообложении. Это скидка на так называемое истощение недр. В США в отдельные периоды она приближалась к 30% от суммы налогообложения. В высших американских политических кругах были и сторонники, и противники такого рода льгот. Одни предлагали уменьшить эту скидку, другие — увеличить. Среди первых в 70-х годах был вице-президент Губерт Хэмфри, принявший решение участвовать в избирательной кампании (1969 г.). Для проведения избирательной кампании требовались большие средства. В поисках денег Комитет по избранию вице-президента от демократической партии обратился к людям, способным предоставить миллионный заем. Сели за стол переговоров с группой миллионеров-нефтепромышленников. Они поинтересовались, что собирается предпринять вице-президент в отношении процентной скидки на истощение недр. Хэмфри ответил следующее: «Нам необходима налоговая реформа, а ни один президент не может предложить такую реформу, не снизив скидку на истощение недр» (Минц М., КоэнД, Америка инкорпорейтед. М., 1973. С. 115—116). В результате Хэмфри от них ничего не получил.
Однако так случается нечасто. Как правило, экономическая сфера финансирует и обеспечивает карьеру политиков, а они, в свою очередь, делают немало для процветания капитала. В 70— 80-х годах американские нефтяные компании выплачивали в среднем 8% налога на прибыль, в то же время другие компании — 40%.
Финансирование избирательных кампаний — один из путей превращения экономической власти в политическую. Другой путь — переход бизнесменов в политическую сферу, а политиков — в коммерческие структуры.
Заключение
Итак, в результате рассмотрения взаимодействия политической и экономической систем можно сделать вывод, что политические отношения проросли в экономическую систему, как корни дерева в землю. В свою очередь, можно говорить об экономических отношениях, так же глубоко проросших, в политическую систему.
Выдающийся исследователь взаимодействия экономических и политических процессов Джеймс Бьюкенен, удостоенный Нобелевской премии (1986 г.) «за исследование договорных и конституционных основ принятия экономических и политических решений», пришел к выводу, что бесполезно анализировать налоги, финансы, кредит и другие экономические категории вне изучения политической системы общества. И с ним сложно не согласиться.
Список использованной литературы
1. Бугпенко А.П. Пятнадцать лет перемен в России: достижения и разочарования // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 1.
2. Ваганова Г.А. и др. Политическое обеспечение бизнеса. М., 1995.
Евстигнеева А., Евстигнеев Р. Второе дыхание теории конвергенции // Вопросы экономики. 2013. № 4.
3. Зудин. А. Россия: бизнес и политика // МЭ и МО. 1996. № 3, 4.
Зудин. А.Ю. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 2013. № 1.
4. Кмсовская Н.К. Политическая активность предпринимательства в постсоветской России // МЭ и МО. 2012. № 2.
5. Клучи Д. Государство, бизнес и экономика // США: экономика, политика, идеология. 2015. № 3, 4.
6. Кравченко А.И. Гири капитализма в России // Социологические исследования. 2014. № 7.
7. Лепехин В.А. От административно-политической диктатуры к финансовой олигархии // Общественные науки и современность. 2013. № 1.
8. Ассников Г. Политические механизмы регулирования социально-экономических процессов в России // Власть. 2013. № 3.