Перечень биологических законов




УДК-61

 

 

Содержание

 

 

Содержание. 3

Предисловие. 4

Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами (первый закон) 5

Неравномерность темпа роста и развития (второй закон) 9

Неодновременность (гетерохронность) развития отдельных органов и систем (третий закон) 13

Особенности роста и развития в зависимости от пола (четвертый закон) 15

Обеспечение надежности биологических систем организма (пятый закон) 17

Акцелерация и децелерация (шестой закон) 18

Педагогическое и медико-социальное сопровождение процесса роста и развития детей. 20

Преддошкольный возраст (до 3 лет). 20

Период дошкольного возраста (3–5 лет). 22

Младший школьный возраст (6–10 лет). 24

Средний школьный возраст (11–14 лет). 25

Старший школьный возраст (подростковый). 26

Основные понятия и термины, используемые в лекции. 27

 

 

© Издательство МИОО, 2005

 

Предисловие

 

«Повелевать природой можно только подчиняясь ее законам»

Чарлз Дарвин (1809-1882 г.г.)

 

 

Уважаемый читатель!

 

Вашему вниманию предлагается лекция «Закономерности роста и развития детей и подростков». В настоящее время в России продолжается модернизация системы образования: пересматривается содержание обучения, вводятся здоровье сберегающие технологии, создаются школы здоровья, возникают партнерские отношения между педагогами и медиками, которые используют последние достижения биологии, физиологии и валеологии для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. В этих условиях у Вас часто возникают вопросы, на которые порой бывает трудно ответить. Так, например, какие существуют закономерности роста и развития и нужно ли их учитывать при воспитании, обучении и медицинском обеспечении детей в образовательном учреждении? Другой часто возникающий вопрос, - почему на фоне общих изменений существуют такие большие индивидуальные различия? В какие сроки завершается созревание детей и почему первоклассники имеют разную школьную зрелость, а подростки - разные возрастные периоды своего полового созревания. И, наконец, - что такое «децелерация» и почему показатели заболеваемости имеют такую существенную разницу в зависимости от возраста и пола?

На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в данной лекции. Она предназначена для воспитателей, педагогов, медицинских и социальных работников образовательных учреждений (детский сад, образовательная школа, гимназия, колледж, школа-интернат и др.). В лекции изложены общие законы, по которым осуществляется рост и развитие детского организма. Знания этих законов, на наш взгляд, необходимы для того, чтобы усовершенствовать учебно-воспитательный процесс и его медицинское сопровождение, уметь выявлять возникшие отклонения в росте и развитии детей и своевременно осуществлять совместно с родителями необходимую коррекцию

Отдельные фрагменты лекции могут быть использованы при разработке комплексных планов профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей в образовательном учреждении. Надеюсь, что приведенные материалы окажутся интересными и полезными в Вашей деятельности. Существующие закономерности роста и развития детей и подростков являются естественно - научной основой как педагогики, так и профилактической медицины. Учить и лечить детей следует, подчиняясь законам природы.

 

 

Заведующий кафедрой валеологии МИОО, доктор медицинских наук,

профессор, академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ А.Г.Сухарев


Перечень биологических законов


1. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами (первый закон).
2. Неравномерность темпа роста и развития (второй закон).
3. Неодновременность (гетерохронность) развития отдельных органов и систем (третий закон).
4. Особенности роста и развития в зависимости от пола (четвертый закон).
5. Обеспечение надежности биологических систем организма (пятый закон).
6. Акцелерация и децелерация (шестой закон).

 

Педагогическое и медико-социальное сопровождение процесса
роста и развития детей

 

Для реализации биологических законов необходимы благоприятные условия внешней среды. Эти средовые условия должны быть разными. Они не могут быть едиными и сквозными для детей всех возрастных групп. Следовательно, ребенка (подростка) на этапе созревания нельзя бросать на произвол судьбы - что получится, то и хорошо! Природа не обманет! Нет, природа может повернуть не туда. Поэтому процесс роста и развития крайне необходимо отслеживать и умело корректировать средой совместными усилиями родителей, воспитателей, педагогов, медицинских и социальных работников образовательных учреждений.

Необходимо еще раз напомнить, что в процессе роста и развития организма соблюдается строгая последовательность наступления того или иного возрастного периода. Каждый период жизни несет в себе остатки пройденного и зачатки будущего. В диалектическом единстве борьбы противоположностей формируются отличительные особенности, присущие данному возрасту, причем организм следует рассматривать как единое целое, наиболее целесообразно сложившееся в процессе развития па данном отрезке времени. Поэтому говорить надо не о каких-то возрастных недостатках, а о морфологических и функциональных особенностях, природа которых целесообразна. Нами выделяется пять возрастных периодов.

Преддошкольный возраст (до 3 лет).

Первые три года являются одним из наиболее важных периодов в жизни ребенка. Анатомо-физиологические показатели детей данного возраста имеют свои специфические черты, которые объединяются в так называемые особенности периода преддошкольного возраста (раннее детство).

Первая особенность - чрезвычайно быстрый темп развития. Он характеризуется высокой интенсивностью процесса усвоения веществ, поступающих в организм. Происходит усиленный рост органов и тканей, их дифференцировка. Именно в это время ребенок растет буквально не по дням, а по часам. Наиболее характерно для этого периода развитие коры головного мозга и органов чувств, овладение локомоциями (свободным перемещением тела в пространстве) и становление функции речи.

Нервная система определяет морфологическое и физиологическое развитие организма и осуществляет его взаимосвязь с окружающей средой. Ведущим отделом нервной системы является кора головного мозга (КГМ). Мозг новорожденного далеко не совершенен, хотя по своей форме и анатомическому строению близок к мозгу взрослого. К моменту рождения ребенок обладает лишь очень немногими унаследованными безусловными рефлексами, в первую очередь защитными и пищевыми.

Переход к качественно новым условиям жизни требует от организма ребенка и новых приспособительных механизмов. В первые годы жизни идет большая работа КГМ по образованию условных рефлексов. Это обеспечивает сохранение жизни ребенку и создает предпосылки для дальнейшего развития его организма. В этот период интенсивно развиваются органы чувств (анализаторы): зрение, слух, обоняние, вкус, кожная и мышечно-суставная (проприорецептивная) чувствительность, которую И. М. Сеченов называл «темным мышечным чувством».

Быстрый темп развития ребенка в возрасте до 3 лет определяет и высокую ранимость его организма, подверженность заболеваниям. С другой стороны, эта особенность создает и высокую пластичность организма. Если своевременно провести необходимые лечебные мероприятия, то благодаря этой особенности, возникающие в состоянии здоровья отклонения легко могут быть ликвидированы и восполнены компенсаторными реакциями других органов и систем. Следует иметь в виду, что у детей раннего возраста, как правило, не формируется хроническая патология (исключением являются генетически обусловленные заболевания и аномалии развития).

Вторая характерная особенность данного возрастного периода - интенсивное развитие двигательных навыков и формирование речи. На 5-ом месяце жизни ребенок начинает переворачиваться, в 7 месяцев он ползает, в 8 месяцев - сам садится и встает, держась за спинку кровати, руки взрослого. В 9 месяцев начинает ходить, придерживаясь за предметы, а в 11–12 месяцев - ходит самостоятельно. Ко второму году жизни ребенок перешагивает через препятствия, может подниматься по ступенькам высотой 15–20 см, частично одевается, т. е. обладает двигательными навыками. Трехлетние дети могут самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. Одновременно с развитием движений и формированием двигательных качеств идет развитие опорно-двигательного аппарата и центрального коркового отдела двигательного анализатора.

В этот период происходит формирование активной речи: к первому году жизни у ребенка создается запас простых слов (около 10), к концу второго года он достигает 300 слов, малыш задает вопросы («где?», «куда?»). В три года он уже составляет сложные предложения, свободно пользуется речью, может понимать смысл речи взрослого о событиях, не встречавшихся в его личном опыте.

Третья особенность преддошкольного возраста - тесная зависимость развития и состояния здоровья ребенка от окружающей его социальной среды. Конечно, такая зависимость имеет место во всех возрастных периодах, но наиболее выражена она в первые три года жизни. Можно смело сказать, что все развитие ребенка обусловлено теми условиями, которые обеспечивают ему взрослые. Поэтому, как указывалось выше, бытует выражение: «К ребенку до 3 лет надо относиться, как к царю».

 

Таким образом, основными критериями развития детей преддошкольного возраста являются уровень развития органов чувств, степень овладения двигательными навыками и наличие активной речи.

Развитие ребенка данного возраста можно оценить, сопоставляя с показателями, разработанными сотрудниками кафедр физиологии раннего возраста и гигиены детей и подростков Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава России (таблица 1).

 

 

Таблица 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: