Образовательная программа
«Практикум по английскому языку для учащихся, принимающих участие в олимпиадах по английскому языку»
Предмет – английский язык
Составитель - учитель английского языка Лаптева Марина Анатольевна
Уровень образования – базовый (на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по английскому языку в образовательной области «Филология»
Целевое назначение программы: методическое обеспечение очно-заочной подготовки учащихся к выполнению заданий олимпиады по английскому языку(части – «Письмо» и «Говорение»)
Вид ресурса - модульный учебный курс
Формат представления - набор связных файлов
Тип доступа - сетевой (HTML, PHP)
Форма доступа – бесплатный доступ
Уровень входных знаний:
· по английскому языку – базовый уровень за курс неполной средней школы
· владение элементарными навыками работы с текстовым редактором;
· владение навыками работы со звукозаписывающим устройством;
· умение выполнять базовые операции с любым из веб-браузеров по своему выбору (Internet Explorer, Mozilla Fire Fox, Google Chrome и др.): открывать сайт, заполнять форму, участвовать в форуме, скачивать и отправлять файл, прослушивать аудиозаписи, просматривать видеозаписи.
Категория обучающихся - учащиеся 9-11 классов
Количество часов - 35 часов
Используемые сервисы и ресурсы – материалы данного ресурса, электронная почта, другие web-ресурсы, печатные издания и справочники.
Пояснительная записка
Курс «Практикум по английскому языку для учащихся, принимающих участие в олимпиадах по английскому языку», предназначен для учеников 9-11 классов общеобразовательных учреждений и составлен в соответствии с требованиями компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по английскому языку в образовательной области «Филология».
Дидактической основой Программы курса является личностно-ориентированный подход в обучении. Психолингвистическую основу составляет коммуникативно-когнитивный подход. Способом достижения нового качества образования является компетентностный подход.
Программа курса ориентирована на особенности в формате проведения Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, особенно в его письменной и устной части, которые во многом соответствуют формату проведения ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку.
Ведущая идея программы – формирование четкого алгоритма выполнения заданий письменной (написание письма личного характера и эссе) и устной частей олимпиады. Программа предполагает не только усвоение понятийного аппарата и содержания курса, но и формирование навыков работы со звукозаписывающей аппаратурой и электронным симулятором.
Интегративная цель обучения английскому языку старших школьников включает развитие у учащихся коммуникативной компетенции в четырёх основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. При этом все общеобразовательные программы по иностранному языку делают основной упор на развитие коммуникативных навыков учащихся, а основное время на уроке выделяется на говорение. В силу индивидуальных особенностей и объективных причин не все учащиеся к концу обучения научаются решать поставленные коммуникативные задачи, правильно оформлять свои мысли и свободно писать и говорить на английском языке в течение ограниченного отрезка времени. Отсюда возникает необходимость в уделении большего внимания работе с симулятором устной части ЕГЭ.
Программа дистанционного обучения курсу «Практикум по английскому языку для учащихся, принимающих участие в олимпиадах по английскому языку»
направлена на формирование такого речевого вида деятельности, как говорение.
Данная программа призвана дать учащимся конкретное представление о новом формате выполнения олимпиадных заданий в части письма и говорения, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, развивает активность и самостоятельность. Включение в курс тренировочных упражнений, основанных на заданиях ОГЭ и ЕГЭ, помогает развить навыки выполнения тестовых заданий, систематизировать и углубить знания лексики и грамматики.
Ценность деятельности школьников в рамках изучения курса заключается в том, что они получают возможность систематизировать знания, полученные на уроке, отработать навыки работы с текстом и грамматическим материалом, устранить пробелы в знаниях, проверить свои знания с помощью тестов. Учащиеся смогут на практике проверить свои коммуникативные умения, психологически подготовиться к олимпиаде и проверить свою готовность к сдаче ОГЭ/ЕГЭ.
Цель курса: подготовка к участию к предметным олимпиадам по английскому языку
Задачи курса:
· познакомить с новым форматом проведения олимпиады по английскому языку;
· познакомить с требованиями, предъявляемыми к написанию личного письма и эссе, а также в разделе говорения;
· научить алгоритму работы с симулятором ЕГЭ в разделе устной части,
· предоставить возможность дополнительных занятий для учащихся 9-11 классов,
· развивать навыки самостоятельной работы с текстовым материалом, электронным словарем, грамматическими справочниками, Интернет-ресурсами;
· психологически подготовить учащихся к работе по подготовке к дальнейшей сдачи ЕГЭ,
· способствовать формированию общей культуры учащихся и гуманитаризации их образования;
· развивать межкультурную компетенцию.
Предполагаемые результаты курса:
· расширение знаний;
· развитие навыков чтения и говорения с помощью программы «Электронный симулятор»;
· развитие навыков написания личного письма и эссе;
· развитие интереса обучающихся к самостоятельной работе;
· подготовленность к участию в предметной олимпиаде;
· определение уровня своей подготовленности к сдаче ОГЭ/ЕГЭ.
Новизна и актуальность курса заключается в том, что учащийся проходит его очно-заочно. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя информационное пространство, позволяя идти в ногу с новейшими тенденциями в сфере образования. Очные занятия дают возможность на практике проверить уровень коммуникативной компетенции и психологически подготовиться к олимпиаде, а в дальнейшем – к ОГЭ/ЕГЭ.
Главные преимущества дистанционной формы обучения:
- возможность обучения учащихся, которые в силу тех или иных причин не имеют возможность получить профессиональную помощь при подготовке к олимпиадам (ОГЭ/ЕГЭ);
- развитие коммуникативной компетенции в процессе общения с учителем и другими обучающимися, находящимися между собой на расстоянии, как через средства удаленной связи, так и лично;
- развитие ИКТ-компетентностей обучающихся;
- повышение качества обучения за счет применения современных средств, электронных библиотек и т.д.
Принципы дистанционного обучения:
· интерактивности (современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным);
· стартовых знаний (для того чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания по работе с персональным компьютером и аппаратно-техническое обеспечение;
· принцип индивидуализации (силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения);
· принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий (является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения);
· принцип обратной связи (сайт учителя, электронная почта, скайп для обеспечения обратной связи с обучающимся дают возможность обучающимся задать учителю вопрос или переслать по интернет-почте свою работу с выполненным заданием (кейс-технология), осуществить индивидуальный контакт по скайпу).
Содержание деятельности
В основу программы курса «Практикум по английскому языку для учащихся, принимающих участие в олимпиадах по английскому языку»
положены следующие дидактические принципы:
- научности,
- опоры на зону ближайшего развития,
- познавательной активности,
- практической деятельности,
- вариативности,
- наглядности.
Содержание курса соответствует возрастным особенностям старших школьников и образовательным и воспитательным целям, определенным ФК ГОС. Оно направлено на
- создание условий для развития личности обучающегося,
- развитие мотивации личности к изучению английского языка,
- обеспечение чувства успешности,
- интеллектуальное и духовное развитие личности.
Курс предназначен для развития навыков письма и говорения, включает в себя теоретические и практические материалы, обеспечивающие знание грамматического материала и навыки грамотной речи. Курс содержит информационный материал (материалы предыдущих олимпиад, ОГЭ и ЕГЭ), практикум по чтению, письму и говорению, которые позволяют учащимся научиться грамотно читать в пределах требований, закрепить знания грамматики и лексики, получить практический опыт самостоятельной работы с симулятором. Содержание занятий предусматривает реальную практическую деятельность обучающихся по знакомству с новым форматом проведения олимпиад по иностранному языку, ОГЭ и ЕГЭ.
Программа курса рассчитана на 35 часов в год, предназначена для учащихся 9-11 классов, имеющих желание к дополнительным занятиям английским языку, склонных к самостоятельному изучению иностранного языка, планирующих принять участие в олимпиадах по английскому языку и возможной сдачи ОГЭ/ЕГЭ, его использование в дальнейшей учебной деятельности. Материал, отрабатываемый на занятиях, основан на рабочих программах по английскому языку к учебникам Биболетовой М.З. и Комаровой Ю.А. для 9-11 классов, дополняет курс общеобразовательной школы, систематизирует языковедческие, грамматические и лексические знания, может содействовать подготовке учащихся к участию в предметных олимпиадах.
Очные занятия проводятся два раза в месяц по пятницам. Обучение включает в себя консультации, самостоятельную работу над программным материалом (практикумы, тестирование). Тестирование и практикумы могут проводиться как в письменной форме, так и в интерактивном режиме. Для этого используются материалы областных олимпиад по английскому языку за предыдущие годы, информационные ресурсы сайта ФИПИ, электронный симулятор устной части ЕГЭ, сборники экзаменационных заданий.
Требования к организации занятий:
· наличие компьютера с установленной звукозаписывающей программой, желательно наличие микрофона с наушниками;
· наличие доступа в Интернет и умение выполнять базовые операции с любым из веб-браузеров по своему выбору (Internet Explorer, Mozilla, Chrome, Opera и др.).
Требования к учащимся:
· владение элементарными навыками работы персональным компьютером (воспроизведение аудио- и видеофайлов),
· элементарные умения работать с текстовым редактором,
· умения работать со звукозаписывающей программой.
Методы и формы обучения
В рамках предлагаемого курса дистанционного обучения дополнительного образования учащихся используются:
1. словесные, наглядные и практические методы обучения, тренинги и памятки, самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации;
2. формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные (скайп-беседа, обмен информацией), групповые (очные)
3. формы занятий:
· беседа,
· практические занятия,
· работа с электронно-обучающим и электронно-тестирующим комплексом.
Содержание курса
Курс содержит в себе следующие разделы и темы:
Разделы «Письмо» и «Говорение».
Раздел «Письмо» состоит из практических занятий по письму и знакомит обучающихся с основными правилами написания письма личного характера и эссе. Большая часть времени уделяется практическим занятиям.
Раздел «Говорение» предусматривает лекции по теоретической части и выполнение практических заданий и тестов по темам. В ходе работы над материалом раздела обучающиеся усваивают лексический материал, учатся задавать вопросы и отвечать на них с использованием освоенного грамматического материала.
Каждый раздел предусматривает по 6 часов на самостоятельную работу.
В рамках курса учащийся может
- освоить алгоритм написания личного письма и эссе,
- освоить алгоритм чтения за определенное время,
- научиться отвечать на вопросы и задавать вопросы, основанные на конкретной коммуникативной задаче,
- освоить монологическую речь (описание картинок по конкретному плану).
Грамматическая сторона речи относится языковым средствам. По окончании курса учащийся сможет:
· задавать вопрос любого типа,
· описывать картинки,
· решать конкретные коммуникативные задачи,
· писать письмо личного характера,
· писать эссе по заданной тематике.