По учёту долгосрочных кредитов банка составляется корреспонденция счетов:
Документ | Содержание хозяйственных операций | Корреспонденция счетов | ж/о | |
Дебет | Кредит | |||
Выписка банка из р/с, ПП | На р/с зачислен долгосрочный кредит банка | 67/1 | ||
Расчёт бухгалтерии | Начислены проценты по долгосрочным кредитам: -до принятия внеоборотных активов к учёту; -после принятия внеоборотных активов к учёту; | 67/3 67/3 | ||
ПТ, выписка банка из ссудного счёта | Оплачены счета поставщиков за счёт долгосрочного кредита банка | 67/1 | ||
Выписка банка из р/с, ПП | Погашена задолженность перед банком по долгосрочным кредитам | 67/1 | ||
Выписка банка из р/с, ПП | Погашена задолженность перед банком по процентам по долгосрочным кредитам | 67/3 |
Изложите сущность и контрольное значение двойной записи операций на счетах бухгалтерского учёта. Опишите документальное оформление и учёт поступления материалов.
Каждая хозяйственная операция вызывает изменения в балансе обязательно по двум статьям. Для учёта изменений статьи баланса заменены соответствующими счетами. Следовательно, каждая хозяйственная операция должна получить отражение на двух счетах, причём эти изменения затрагивают дебет одного счёта и кредит другого счёта. Отсюда вытекает правило двойной записи операций на счётах бухгалтерского учёта:
Сумма каждой хозяйственной операции должна быть зарегистрирована дважды – по дебету одного счёта и кредиту другого счёта таким образом, чтобы общая сумма по дебету уравновешивала общую сумму по кредиту.
Контрольное значение двойной записи состоит в равенстве итоговых записей по дебету всех счетов и кредиту всех счетов вследствие того, что все хозяйственные операции, отражённые на дебете одних счетов, обязательно фиксируются на кредите других счетов. Поэтому итоги дебетовых и кредитовых оборотов должны быть равны. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в записях на счетах, то есть нарушен принцип двойной записи.
Материалы поступают в организацию от разных поставщиков, своих подсобных и вспомогательных производств, от списания основных средств (металлолом, запасные части), из основного производства в виде возвратных отходов (обрубки, обрезки, стружка), а также приобретаются за наличный расчет через подотчетных лиц.
Поступление материалов в организацию контролирует в первую очередь отдел снабжения, который осуществляет оперативный учёт выполнения договорных обязательств. Поэтому документы поставщиков (платёжные требования, счета-фактуры) в первую очередь поступаю в отдел снабжения или финансовый отдел. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учёта поступающих грузов формы № М-1, делаются отметки о выполнении договоров в специальных карточках и акцептуют, то есть дают согласие на оплату.
В дальнейшем документы передаются в бухгалтерию организации для оплаты. Для приёмки и оприходования грузов приложения к расчётно-платёжным документам передаются на склад.
Материалы на склад от местных и иногородних поставщиков доставляет экспедитор отдела снабжения, которому выдаётся доверенность на получение материальных ценностей форм № М-2 или М-2а. Принимая грузы от транспортных организаций (железной дороги) экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза. Если обнаружится недостача или порча груза, составляется коммерческий акт на право предъявления претензий к транспортной организации или к поставщику.
В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный ордер формы № М-4.
Для сокращения количества первичных документов разрешается и бездокументное оформление поступивших материалов. Если расхождений ни в количестве, ни вкачестве прибывшего груза с документами поставщика нет, то на сопроводительных документах поставщика проставляется и заполняется специальный штамп с основными реквизитами приходного ордера.
В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную формы № ТТН-1 в четырех экземплярах:
а) покупателю — для оприходования материалов вместо приходного ордера;
б) поставщику — для списания ценностей;
в) для начисления заработной платы водителям автотранспорта;
г) для предъявления в банк на оплату.
Акт о приемке материалов (ф. № М-7) применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела снабжения организации. Комиссия назначается руководителем организации. Акт составляется в двух экземплярах: первый — передается в бухгалтерию организации как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй — поступает в отдел снабжения для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера.
Приходные документы составляются в день поступления материалов.
На склады также поступают материалы их цехов своей организации (неиспользованные материалы, отходы, полученные при ликвидации основных средств и др.). Они приходуются на склады по накладным-требованиям на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы № М-11. На неиспользованные в производстве материалы накладные-требования ф. № М-11 выписывается в том случае, если ценности по ним отпускались, а не по лимитно-заборным картам, ибо в последней предусматривается учёт возврата материалов, ранее отпущенных в производство.
Учёт поступления материалов может быть организован с использованием одного из следующих вариантов:
- по фактической себестоимости их приобретения с отражением по счёту 10 «Материалы»;
- по учётным ценам с использованием счетов 10 «Материалы» и 16 «Отклонение в стоимости материалов»;
- по учётным ценам с использованием счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов и 16 «Отклонение в стоимости материалов».
При втором и третьем вариантах учёта на счёте 16 «Отклонение в стоимости материалов» отражаются отклонения от фактической себестоимости приобретения материалов.
Для обобщения информации о наличии и движении производственных запасов организации предназначен инвентарный активный счёт 10 «Материалы». По дебету счёта 10 «Материалы» отражается поступление производственных запасов в организацию, а по кредиту – их расход, выбытие. Остаток по дебету показывает наличие материалов на складах организации. Синтетический учёт операций по кредиту счёта 10 «Материалы» организуется в журналах-ордерах № 10, 10/1.
Для отражения отклонений от фактической себестоимости приобретения материалов предназначен регулирующий активный счёт 16 «Отклонение в стоимости материалов», по дебету которого отражаются расходы, связанные с приобретением материалов, а также разница между фактической себестоимостью и учётной стоимостью приобретенных материалов, а по кредиту – списание отклонений при отпуске материалов на производство продукции, хозяйственные и другие нужды организации. Остаток по дебету показывает сумму отклонений, относящуюся к остатку материалов по учётным ценам на начало месяца. Синтетический учёт операций по кредиту счёта 16 «Отклонение в стоимости материалов» организуется в журналах-ордерах № 10, 10/1.
Для обобщения информации о процессе заготовления материалов предназначен активный счёт 15 «Заготовление и приобретение материалов». По дебету счёта 15 «Заготовление и приобретение материалов» отражается покупная стоимость материалов и расходы по заготовке и доставке материалов в организацию. По кредиту 15 «Заготовление и приобретение материалов» отражается стоимость фактически поступивших материалов по учётным ценам в корреспонденции с дебетом счёта 10 «Материалы». Разница между фактической стоимостью приобретения и стоимостью поступивших материалов по учётным ценам списывается на счёт 16 «Отклонение в стоимости материалов», которая в дальнейшем относится на счёта затрат по мере расхода материалов. Остаток по дебету показывает стоимость материалов, находящихся в пути. Синтетический учёт операций по кредиту счёта 15 «Заготовление и приобретение материалов» организуется в журнале-ордере № 10/1.
Материалы в основном поступают в организацию от поставщиков, которые в расчётно-платёжных документах (платёжных требованиях, счетах-фактурах) кроме самой стоимости материалов отдельно указывают сумму НДС, подлежащую оплате покупателями.
Для учёта налога на добавленную стоимость по приобретённым товарно-материальным ценностям предназначен активный счёт 18 «НДС по приобретённым товарам, работам, услугам», субсчёт 3 «НДС по приобретённым товарно-материальным ценностям, работам, услугам». По дебету счёта отражается сумма НДС, предъявленная поставщиками покупателям, по кредиту – сумма оплаченного НДС, подлежащего зачёту (вычету). Остаток по дебету – сумма НДС, предъявленная поставщиками, но не оплаченная покупателями. Синтетический учёт операций по кредиту счёта 18 «НДС по приобретённым товарам, работам, услугам», организуется в журнале-ордере № 8.