В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. № М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся. Бухгалтер материального отдела один раз в неделю (декаду) принимает от материально ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов документов в карточках складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей подписью, после чего карточка приобретает силу бухгалтерского регистра.
При необходимости работник бухгалтерии может проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатков материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных нарушениях в работе материально ответственных лиц по результатам выборочной проверки замечания вносятся в специальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру.
Связь количественно-сортового учёта материалов на складе с их учётом в бухгалтерии в суммовом выражении, при оперативно-бухгалтерском учёте, обеспечивается с помощью ведомости учёта остатков материалов на складе формы М.14. Она открывается бухгалтерией на год по каждому складу. В течение месяца ведомость учёта материалов на складе находится в бухгалтерии и используется в справочных целях.
За день до окончания месяца ведомость учёта остатков материалов на складевыдается кладовщику, для переноса в неё количественных остатков из карточек по состоянию на первое число каждого месяца, а 1—2-го числа следующего за отчетным месяца он возвращает ее в бухгалтерию. В бухгалтерии остатки таксируются и подсчитываются соответствующие суммы остатков на первое число.
Бухгалтерия организации осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость № 10 «Движение материальных ценностей» (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей. Основанием для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов или накопительные ведомости формы № М-43.
Ведомость № 10 состоит из трёх разделов.
В первом разделе ведомости № 10 отражаются остатки материалов на начало месяца на складах, поступление и расход материалов за месяц, и остатки материалов на складах на конец месяца. Данные первого раздела ведомости № 10 приводятся без разбивки по учётным группам материалов по учётным ценам.
Во втором разделе ведомости № 10 отражаются поступление материалов на общезаводские склады и остаток по организации на начало месяца. Он заполняется в разрезе учётных групп материалов, как по учётным ценам, так и по фактической себестоимости. Учётная цена поступивших материалов отражается на основании данных накопительных ведомостей, а фактическая себестоимость – на основании данных справки №1 ведомости № 10. В этом разделе также рассчитываются суммы отклонений фактической себестоимости поступивших материалов от их стоимости по учётным ценам и определяются проценты отклонений для расчёта фактической себестоимости расхода материалов.
В третьем разделе ведомости № 10 отражаются расход материалов и их остаток на конец месяца по организации. Он заполняется в разрезе учётных групп по учётным ценам и фактической себестоимости. Расход материалов по учётным ценам заполняется на основании данных накопительных ведомостей, а расход по фактической себестоимости определяется расчётным путём с помощью процента отклонений, рассчитанного во втором разделе ведомости № 10.
В ведомости № 10 приводятся две справки:
№ 1 «Слагаемые фактической себестоимости поступивших материальных ценностей». Она заполняется по показателям журналов-ордеров №№ 6, 7, 10/1, 13 и др., то есть всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для заполнения 2-го раздела ведомости № 10;
№ 2 «Стоимость поступивших материалов по учётным ценам», заполняется аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учёта расходов, связанных с заготовлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с соответствующими показателями раздела 1 ведомости № 10.
Таким образом, по первому разделу ведомости № 10 можно производить взаимосверку данных складского и бухгалтерского учёта по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов по учётным ценам.
По второму разделу ведомости можно выявлять общий объём ценностей в разрезе групп материалов в двух оценках – по учётным ценам и фактической себестоимости, что даёт возможность рассчитать суммы и проценты отклонений от учётных цен.
В третьем разделе выявляются важнейшие показатели бухгалтерского учёта – фактическая себестоимость израсходованных на производство материалов, их окончательный расход и их остатки на конец месяца по группам материалов.
Дайте определение предмета бухгалтерского учёта и охарактеризуйте его основные объекты. Опишите состав финансовых результатов и организацию учёта доходов и расходов по текущей деятельности.
Труд любого человека всегда направлен на какие-либо объекты или предметы в окружающем его мире. Эти объекты в обобщенном выражении называются предметами труда.
Труд бухгалтера, как и любого другого работника, направлен на определенные объекты или предмет, который он должен учесть, отразив (записав) его наименование и количественные характеристики (длину, вес, количество, цену). Однако отличительной особенностью бухгалтерского учета является обязательное использование денежного измерителя. Следовательно, говоря о предмете бухгалтерского учета, имеются в виду только такие объекты, которые обладают стоимостью.
Предметом бухгалтерского учёта в обобщённом виде выступает хозяйственная деятельность организации. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:
-объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;
-объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации.
К первой группе относятся активы (имущество) организации и источники их формирования.
Для того, чтобы понять систему бухгалтерского учета, прежде всего, необходимо изучить отдельные объекты активов (имущества), входящие в понятие предмета бухгалтерского учета. Всю эту совокупность активов делят на определенные группы или классы по определенному признаку, т. е. классифицируют, а затем исследуют (изучают, учитывают) каждую группу в отдельности.
Одни и те же объекты, составляющие имущество организации, можно классифицировать по различным признакам. Но в основу бухгалтерского учета положены две основные классификации активов (имущества):
1) по роли в процессе воспроизводства (по виду);