Анализ басни С.В. Михалкова «Зеркало»




Работа с басней С.В. Михалкова «Зеркало»

Обучение чтению басен — вопрос в методике далеко не новый. Вот уже 300 с лишним лет басня воспринимается большинством учителей как чисто дидактическое, собственно нравоучительное произведение. С этих позиций безусловное предпочтение в начальной школе отдается бас­ням И.А. Крылова.Основная часть методической литературы, посвященной работе с басней как жанром, построена на примере анализа произведений великого русского баснописца.

Поскольку в современные учебники для начальной школы включены басни и других авторов, предлагаем разработку урока литературного чтения в 4 классе по изучению басни С.В.Михалкова «Зеркало».

Тип урока: урок изучающего чтения

Цель урока: проанализировать басню С.В. Михалкова «Зеркало»

Задачи урока:

Образовательные:

· Формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

· Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», «баснописец»;

· Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;

· Продолжить работу по развитию умения анализировать и преобразовывать художественный текст.

Развивающие:

· Развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на текст или собственный опыт;

· Развивать сценические способности детей;

· Развивать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; уважать мнение собеседника;

· Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

· Воспитывать любовь к чтению художественных произведений, которые помогут сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;

· Организовать деятельность, благодаря которой дети на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы;

· Расширить представления о правилах и способах взаимодействия с окружающим миром; о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

 

Оборудование:

1)Литературное чтение: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной

школы: в 2 ч. Ч. 2/Авт.-сост. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.:

Вентана-Граф, 2001. – 160 с.: ил.

ISBN 5-88717-146-4

2) Картинки с изображением слона, носорога, страуса, верблюда, жирафа

3) Доска

 

Ход урока:

I. Организационный момент

- Работа нам предстоит серьёзная и интересная. А начнём мы урок с разминки.

1. Эвристическая разминка

Цели:

· Обеспечить снятие психологического барьера перед началом умственной работы;

· Активизировать мозг на выполнение учебной деятельности;

· Дисциплинировать ум и направить мысли на решение учебной проблемы;

· Способствовать развитию познавательной активности.

 

- Вам необходимо расшифровать пословицу и объяснить её смысл.

ЕТИНЕЧ ЕЗБ ШЛЕРАЗМЫНЯИ – ТЕОСУП ЯЗАТЕНИ.

ЧТЕНИЕ БЕЗ РАЗМЫШЛЕНИЯ – ПУСТОЕ ЗАНЯТИЕ.

 

II. Этап актуализации знаний

Цели:

· Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», «баснописец»;

· Развивать умение высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на собственный опыт.

 

- Прежде, чем я сообщу тему нашего урока, давайте повторим и закрепим наши знания о басне. Свой ответ стройте, опираясь на понятия, записанные на доске, и подтверждайте примерами из различных басен.

 

III. Постановка учебной задачи и ход её решения.

Анализ басни С.В. Михалкова «Зеркало»

 

1. Предвосхищение возможного содержания басни

Цели:

· Подготовить учащихся к восприятию новой басни;

· Развивать воссоздающее воображение.

- Итак, сегодня мы будем анализировать басню С.В. Михалкова, которая называется «Зеркало».

Выскажите предположения, о чём может пойти речь в этой басне?

Кто её герои? Какой может быть мораль

- Вы знаете, что героями басни часто являются различные животные. В басне «Зеркало» действующими лицами выступают Слон, Верблюд, Носорог, Жираф и Страус. Внешне каждое из этих животных имеет определённую особенность, которая в «басенном мире» превращается в недостаток, изъян. Как вы думаете, кто из них не видит своих отрицательных качеств?

 

2. Первичное восприятие произведения.

Цели:

· Проверить первоначально высказанные предположения;

· Развивать навык чтения молча (для себя);

· Развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное.

- Предлагаю проверить наши предположения. Откройте учебники на

стр. 116 и прочитайте басню.

- Давайте обменяемся впечатлениями о прочитанном.

- Какие чувства вы испытали? Что вас удивило?

 

3. Анализ текста басни. Выявление морали.

Цели:

· Развивать умение использовать простейшие приёмы анализа художественного текста;

· Развивать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; уважать мнение собеседника;

· Составлять несложные монологические высказывания о произведении, героях;

· Развивать внимание к художественному слову;

· Демонстрировать понимание прочитанного текста, определяя главную мысль, отвечая на вопросы по содержанию.

 

- Из каких частей состоит басня?

- В каком предложении заключена мораль?

- В чём смысл морали?

- Какая ситуация подтверждает эту мораль?

- Почему автор поместил мораль в конце?

- Какой недостаток высмеивается в басне?

 

4. Подготовка выразительного чтения.

Цели:

· Развивать навык беглого чтения и умение ориентироваться в тексте;

· Выяснить мотивы поведения действующих лиц, их характерные черты;

· Определять с опорой на текст интонацию, выражающую характер и настроение героев;

· Осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

· Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

· Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт.

 

- Прочитайте последнее задание на стр. 117.

- Чтобы передать образ каждого героя, нужно дать характеристику всем действующим лицам.

- Какие слова подтверждают, что все животные реагировали на издевательства Носорога?

- Ещё нам необходимо выяснить отношение автора к героям басни.

 

5. Выразительноеперечитывание текста басни по ролям (в группах).

Цели:

· Организовать деятельность, благодаря которой учащиеся на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы;

· Развивать умения осознанно и выразительно читать по ролям литературное произведение;

· Организовать работу по творческому дополнению текста (созданию сценария).

Задания группам.

Игра «Радиотеатр» (1 группа).

- Вам нужно подготовиться и исполнить басню так, будто заслуженный артист России читает её по радио.

 

Игра «Живые картины» (2 группа).

- Ваша задача мимикой и жестами передать услышанное.

 

Игра «Сценаристы» (3 группа).

- Вам необходимо создать сценарий последнего абзаца басни, содержащего мораль.

 

6. Выразительное чтение басни как интерпретация авторского замысла.

Выступление групп.

 

7. Соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.

- Могло ли что-то подобное произойти с людьми?

- Были ли у вас похожие ситуации?

- Как вы поступали?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: