Работа с басней С.В. Михалкова «Зеркало»
Обучение чтению басен — вопрос в методике далеко не новый. Вот уже 300 с лишним лет басня воспринимается большинством учителей как чисто дидактическое, собственно нравоучительное произведение. С этих позиций безусловное предпочтение в начальной школе отдается басням И.А. Крылова.Основная часть методической литературы, посвященной работе с басней как жанром, построена на примере анализа произведений великого русского баснописца.
Поскольку в современные учебники для начальной школы включены басни и других авторов, предлагаем разработку урока литературного чтения в 4 классе по изучению басни С.В.Михалкова «Зеркало».
Тип урока: урок изучающего чтения
Цель урока: проанализировать басню С.В. Михалкова «Зеркало»
Задачи урока:
Образовательные:
· Формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
· Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», «баснописец»;
· Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
· Продолжить работу по развитию умения анализировать и преобразовывать художественный текст.
Развивающие:
· Развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на текст или собственный опыт;
· Развивать сценические способности детей;
· Развивать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; уважать мнение собеседника;
· Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
· Воспитывать любовь к чтению художественных произведений, которые помогут сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
· Организовать деятельность, благодаря которой дети на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы;
· Расширить представления о правилах и способах взаимодействия с окружающим миром; о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Оборудование:
1)Литературное чтение: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной
школы: в 2 ч. Ч. 2/Авт.-сост. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.:
Вентана-Граф, 2001. – 160 с.: ил.
ISBN 5-88717-146-4
2) Картинки с изображением слона, носорога, страуса, верблюда, жирафа
3) Доска
Ход урока:
I. Организационный момент
- Работа нам предстоит серьёзная и интересная. А начнём мы урок с разминки.
1. Эвристическая разминка
Цели:
· Обеспечить снятие психологического барьера перед началом умственной работы;
· Активизировать мозг на выполнение учебной деятельности;
· Дисциплинировать ум и направить мысли на решение учебной проблемы;
· Способствовать развитию познавательной активности.
- Вам необходимо расшифровать пословицу и объяснить её смысл.
ЕТИНЕЧ ЕЗБ ШЛЕРАЗМЫНЯИ – ТЕОСУП ЯЗАТЕНИ.
ЧТЕНИЕ БЕЗ РАЗМЫШЛЕНИЯ – ПУСТОЕ ЗАНЯТИЕ.
II. Этап актуализации знаний
Цели:
· Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», «баснописец»;
· Развивать умение высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на собственный опыт.
- Прежде, чем я сообщу тему нашего урока, давайте повторим и закрепим наши знания о басне. Свой ответ стройте, опираясь на понятия, записанные на доске, и подтверждайте примерами из различных басен.
III. Постановка учебной задачи и ход её решения.
Анализ басни С.В. Михалкова «Зеркало»
1. Предвосхищение возможного содержания басни
Цели:
· Подготовить учащихся к восприятию новой басни;
· Развивать воссоздающее воображение.
- Итак, сегодня мы будем анализировать басню С.В. Михалкова, которая называется «Зеркало».
Выскажите предположения, о чём может пойти речь в этой басне?
Кто её герои? Какой может быть мораль
- Вы знаете, что героями басни часто являются различные животные. В басне «Зеркало» действующими лицами выступают Слон, Верблюд, Носорог, Жираф и Страус. Внешне каждое из этих животных имеет определённую особенность, которая в «басенном мире» превращается в недостаток, изъян. Как вы думаете, кто из них не видит своих отрицательных качеств?
2. Первичное восприятие произведения.
Цели:
· Проверить первоначально высказанные предположения;
· Развивать навык чтения молча (для себя);
· Развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное.
- Предлагаю проверить наши предположения. Откройте учебники на
стр. 116 и прочитайте басню.
- Давайте обменяемся впечатлениями о прочитанном.
- Какие чувства вы испытали? Что вас удивило?
3. Анализ текста басни. Выявление морали.
Цели:
· Развивать умение использовать простейшие приёмы анализа художественного текста;
· Развивать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; уважать мнение собеседника;
· Составлять несложные монологические высказывания о произведении, героях;
· Развивать внимание к художественному слову;
· Демонстрировать понимание прочитанного текста, определяя главную мысль, отвечая на вопросы по содержанию.
- Из каких частей состоит басня?
- В каком предложении заключена мораль?
- В чём смысл морали?
- Какая ситуация подтверждает эту мораль?
- Почему автор поместил мораль в конце?
- Какой недостаток высмеивается в басне?
4. Подготовка выразительного чтения.
Цели:
· Развивать навык беглого чтения и умение ориентироваться в тексте;
· Выяснить мотивы поведения действующих лиц, их характерные черты;
· Определять с опорой на текст интонацию, выражающую характер и настроение героев;
· Осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
· Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
· Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт.
- Прочитайте последнее задание на стр. 117.
- Чтобы передать образ каждого героя, нужно дать характеристику всем действующим лицам.
- Какие слова подтверждают, что все животные реагировали на издевательства Носорога?
- Ещё нам необходимо выяснить отношение автора к героям басни.
5. Выразительноеперечитывание текста басни по ролям (в группах).
Цели:
· Организовать деятельность, благодаря которой учащиеся на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы;
· Развивать умения осознанно и выразительно читать по ролям литературное произведение;
· Организовать работу по творческому дополнению текста (созданию сценария).
Задания группам.
Игра «Радиотеатр» (1 группа).
- Вам нужно подготовиться и исполнить басню так, будто заслуженный артист России читает её по радио.
Игра «Живые картины» (2 группа).
- Ваша задача мимикой и жестами передать услышанное.
Игра «Сценаристы» (3 группа).
- Вам необходимо создать сценарий последнего абзаца басни, содержащего мораль.
6. Выразительное чтение басни как интерпретация авторского замысла.
Выступление групп.
7. Соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.
- Могло ли что-то подобное произойти с людьми?
- Были ли у вас похожие ситуации?
- Как вы поступали?