Конкретные цели и задачи.




- знать функции почек, особенности их метаболизма; биохимию образования мочи. физиологическое значение этого процесса; роль почек в поддержании гомеостаза (изоволемии, изосомии, изотонии, рН, уровня глюкозы, Са2+ и др.); общие свойства и химический состав мочи в норме, патологические компоненты мочи.

- уметь описать диагностические признаки нарушений метаболизма, используя знания о молекулярных механизмах образования мочи, изменения ее состава при патологии; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики при исследовании нормальных и патологических компонентов мочи.

- владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): аминоацидурия, анурия, билирубинурия, гиперурикурия, гипостенурия, глюкозурия, олигурия, никтурия, протеинурия, полиурия, фосфатурия, ураты, оксалаты, клиренс.

Контрольные вопросы:

1. Почки как главный орган экскреции конечных метаболитов. Клиренс (очищение) компонентов плазмы крови как показатель эффективности его выведения почками.

2. Процесс образования мочи. Критерии оценки клубочковой фильтрации.

3. Молекулярные механизмы реабсорбции и секреции в почечных канальцах.

4. Роль почек в регуляции кислотно-основного равновесия, осмотического давления, водно-электролитного баланса, артериального давления, процессов эритропоэза.

5. Нейро-гуморальная регуляция функций почек: молекулярные механизмы действия систем вазоактивных пептидов (ренин-ангиотензиновая система, калликреин-кининовая система), вазопрессина, альдостерона, предсердного натрийуретического фактора, паратгормона, кальцитриола.

6. Общие свойства и состав мочи. Суточная экскреция мочевины, аммиака, мочевины, мочевой и гиппуровой кислот, безазотистых веществ, минеральных ионов (Na+, K+, Ca2+, фосфаты).

7. Патологические составные части мочи (кровь, белок, глюкоза, кетоновые тела, порфирины, желчные пигменты). Возможные причины образования и состав мочевых камней.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Почки как главный орган экскреции конечных метаболитов. Клиренс (очищение) компонентов плазмы крови как показатель эффективности его выведения почками. Процесс образования мочи. Критерии оценки клубочковой фильтрации. Молекулярные механизмы реабсорбции и секреции в почечных канальцах. Роль почек в регуляции кислотно-основного равновесия, осмотического давления, водно-электролитного баланса, артериального давления, процессов эритропоэза. для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Создание глоссария по теме. 3. Работа с тестами для самопроверки. – для формирования умений: 4. Подготовка докладов, рефератов.
Нейро - гуморальная регуляция функций почек: молекулярные механизмы действия систем вазоактивных пептидов (ренин-ангиотензиновая система, калликреин-кининовая система), вазопрессина, альдостерона, предсердного натрийуретического фактора, паратгормона, кальцитриола. для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Зарисовать схему ««Образование и механизм действия ренин-ангиотензиновой системы» 3. Создание глоссария по теме 4. Работа с тестами для самопроверки. – для формирования умений: 5. решение задач 6. Подготовка докладов, рефератов.
Общие свойства и состав мочи. Суточная экскреция мочевины, аммиака, мочевины, мочевой и гиппуровой кислот, безазотистых веществ, минеральных ионов (Na+, K+, Ca2+, фосфаты). Патологические составные части мочи (кровь, белок, глюкоза, кетоновые тела, порфирины, желчные пигменты). Возможные причины образования и состав мочевых камней.   для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Заполнить таблицу «Состав суточной мочи здорового взрослого человека» 3. Создание глоссария по теме. 4. Работа с тестами и для самопроверки. – для формирования умений: 5. Решение задач 6. Подготовка докладов, рефератов.

 

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):

1. При нарушении процессов реабсорбции в почечных канальцах в моче обнаруживается:

а. мочевина б. белок в. холестерин г. Билирубин д. глюкоза

2. Гематурия свидетельствует о

а. нарушении фильтрации в клубочках почек

б. нарушении реабсорбции в канальцах почек

в. нарушении секреции в канальцах почек

3. Под влиянием альдостерона происходит:

а. увеличение реабсорбции воды в почках

б. увеличение реабсорбции натрия

в. увеличение выведения воды почками

г. увеличение выведения калия

4. Появление фосфолипидов в моче свидетельствует о

а. жировой инфильтрации печени

б. механической желтухе

в. дислипопротеинемии

г. остром панкреатите

д. деструктивных изменениях тканей почек

5. Полиурия - это

а. увеличение суточного количества мочи

б. уменьшение суточного количества мочи

в. прекращение выделения мочи

г. изменение соотношения дневного и ночного диуреза в сторону последнего

д. выделение мочи с одинаковой плотностью

6. Моча приобретает темный цвет при

а. Алкаптонурии б. Гематурии в. Порфирии г. Фенилкетонурии

7. Анурия - это

а. увеличение суточного количества мочи

б. уменьшение суточного количества мочи

в. прекращение выделения мочи

г. изменение соотношения дневного и ночного диуреза в сторону последнего

д. выделение мочи с одинаковой плотностью

8. Снижение количества выделяемого с мочой за сутки мочевины наблюдается при

а. голодании б. тяжелой физической работе

в. лихорадочных состояниях г. почечной недостаточности

д. нарушениях функций печени

9.Следствием нарушением фильтрационной способности почек является появление в моче

а. билирубина б. альбумина в. глюкозы г. уратов д. амилазы (диастазы)

10. К гормонам, регулирующим реабсорбцию воды в канальцах почек, относится

а. окситоцин б. адреналин в. кортизол г. инсулин д. вазопрессин

11. Моча приобретает красно-коричневый цвет при

а. алкаптонурии б. гематурии в. порфирии г. фенилкетонурии

12. Ураты образуются в мочевых путях при высокой концентрации

а. мочевой кислоты б. мочевины в. билирубина г. щавелевой кислоты

Зарисовать схему: « Образование и механизм действия ренин-ангиотензиновой системы»

 

 

 

Заполнить таблицу: «Состав суточной мочи здорового взрослого человека»

 

Компоненты Количество Компоненты Количество
Мочевина   Фосфаты  
Мочевая кислота   Натрий  
Креатинин   Калий  
Аминокислоты   Кальций  
Органические кислоты   Аммонийные соли  
Амилаза (диастаза)   Хлориды  
Индикан   Диурез (вода)  
Витамин С   рН  

Решить задачи:

Задача 1. Увеличение выведения кальция с мочой может быть причиной образования почечных камней, состоящих преимущественно из оксалата кальция. Назовите причины увеличения экскреции кальция.

Задача 2. Ряд химических веществ могут оказать неблагоприятное воздействие на почки: меркузол, мерсалин (диуретические вещества), препараты золота, серебра, висмута, хромовые соли, фосфор, антибиотики. В клинику поступил больной с признаками отравления одним из указанных веществ. Определение, каких биохимических компонентов мочи может исключить или подтвердить поражение почек?

Задача 3. Развитие отеков характерно для некоторых заболеваний почек (хронический нефрит). Объясните биохимический механизм развития отеков при указанных состояниях.

 

Рекомендуемые темы для выполнения СРС повышенной сложности (доклады, рефераты, презентации)

1. Функции альбумина.

2. Белки «острой фазы» и их клинико-диагностическое значение.

3. Парапротеины и их клинико-диагностическое значение.

4. Криоглобулины и их клинико-диагностическое значение.

5. Порфирии: причины, следствия, методы коррекции.

6. Железодефицитная анемия: причины и методы коррекции.

7. Диагностическая ценность анализа ферментов плазмы.

8. Нарушения обмена железа, приводящие к развитию патологии (гемосидероз, гемохроматоз).

9. Важнейшие азотсодержащие соединения крови (остаточный азот) и их клинико-диагностическое значение.

10.Нейро-гуморальная регуляция функций почек: молекулярные механизмы действия

систем вазоактивных пептидов (ренин-ангиотензиновая система, калликреин-

кининовая система), вазопрессина, альдостерона, натрийуретического фактора.

11. Патологические компоненты мочи и их клинико-диагностическое значение.

12. Врожденные нарушения обмена билирубина (желтухи Жильбера, Дабина-Джонсона, Криглера-Найяра).

Для подготовки докладов, рефератов студентами обязательно использовать монографии, журнальные статьи, в том числе, иностранные источники, а также Интернет-ресурсы (https://www.biblioclub.ru/. https://www.studmedlib.ru/ и др.). Поиск литературы осуществляется студентом самостоятельно с помощью каталогов научной библиотеки, библиографических справочников, электронной библиотеки.

Литература:

а) обязательная

1. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО

«Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.

2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева, 3 изд. - М.: «ГЭОТАР», 2005. – 441 с.

3. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008. –384 с.

4. Биохимия: учебник для вузов/ под ред. Е.С.Северина - 5-е изд., - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 768 с.

5. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011. – 624 с.

6. Биохимия: учебник / Под ред. Е.С. Северина. 5-е изд., испр. и доп. - М.: «ГЭОТАР», 2012. - 768 с.

7. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / Под ред. С.Е. Северина. 2-е изд., испр.

доп. М.: «ГЭОТАР», 2013. - 624 с.

8. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. С.Е. Северина. - 2-е изд., испр.

и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.

9. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 768 с

10. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004.-566 с.

б) дополнительная

1. Хасина М.А. Словарь-справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.

5. Интернет-ресурсы (https://www.biblioclub.ru/. https://www.studmedlib.ru/ и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: