Развитие у детей внимания и памяти




Внимание и память — процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может проис­ходить в полном объеме. Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Наши экспери­ментальные данные также подтверждают эту связь: у детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90% случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю необхо­димо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов.

Остановимся на играх и упражнениях, которые эффективно развивают внимание и память детей.

Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде товарищей и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, повязан платок, все ли пуговицы застегнуты и т. п.), и посоветовали, например, Алеше, что можно еще надеть.

Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: за кем стоял на прошлом занятии?», «Кого похвалил музыкальный ник?», «Кто лучше всех танцевал?» Это будет иметь и воспитательное, значение.

На прогулке можно поиграть с детьми в игру «Летает — не летает. Воспитатель произносит слова, обозначающие предметы или объекты (на, ворота, дверь, лебедь, самолет, автомат, вертолет и т. п.). Если они летать, дети машут руками. Если нет — приседают. По такому же прин проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты, мебель и т. п.). Затем обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями.

Еще одно упражнение, которое можно проделать на прогулке. Воспитатель просит детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, металлическое, живое, высокое, толстое, длинное, кирпичное и т. д.). Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.

Во время игры детей в кукольном уголке воспитатель может подойти и переключить их внимание на какой-то объект (часы, светофор, рыбок, попугая) и незаметно спрятать две-три игрушки среднего размера. А по окончании игры предложить детям догадаться, чего не хватает в игровом шкафу, на скамеечке, на ковре и т. д.

Помимо изложенных, полезно также проводить и традиционные, хорошо известные воспитателям игры: «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Разложи предметы так, как я скажу» и т.д.

 

6. Совершенствование словесно-логического мышления ребенка

Словесно-логическое мышление — один из трех видов мышления характеризуется использованием понятий, суждений и умозаключений (два других — наглядно-действенное и наглядно-образное — осуществляются соответственно, посредством действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причин и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов:

— Почему осенью люди теплее одеваются?

— Почему летом нельзя кататься на лыжах?

— Почему зайца трудно увидеть на снегу?

— Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда про­изойдет?

Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игры, прогулки, умывания и т. п. Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио-и телепередач. Воспитателю не следует торопиться все тут же объяснять детям. Сначала отвечающему нужно задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно ис­кать различие в сходном и общее в различном. Например, можно спросить:

— Чем различаются кукла и девочка (птица и самолет, чайник и кофейник, диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк и т. п.)?

— Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравей­ника, стола и кубика, голубя и вертолета, лодки и утки, лошади и авто­мобиля и т. п.)?

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предостав­ляют воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на примерно такие вопросы:

— Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому ее бабушки?

— Почему семеро козлят открыли дверь Волку?

— Кто из трех поросят не боялся Волка в своем доме? Почему?

— Можно сказать, что Мышка вытянула репку? А кто вытянул?

— Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе на нос сам прыгнул? Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки (типа «Кто его раздевает, тот слезы проливает») не несут никакой умственной нагруз­ки. А вот такие, например, заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу. (Окно) Свернется — с кошку, растянется — с дорожку. (Веревка) Естественно, что такие загадки для детей с общим недоразвитием речи трудны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его на мысль обоб­щающим понятием, начальным звуком в слове-отгадке, показом несколь­ких.предметов, один из которых и есть отгадка — значит дать полезную работу мышлению.

Кроме общеизвестных загадок можно предлагать детям загадки, состав­ленные самими воспитателями, например: Передние лапы короткие, а задние — длинные. (Заяц) Сам говорит, а других не слышит. (Радио, телевизор) Четыре ноги, да не ходит. Стол, стул) Носик есть, да не дышит, ручка есть, да не машет. (Чайник)

Еще более сложной работой для детей с общим недоразвитием речи является понимание пословиц и объяснение их переносного смысла. Поэ­тому для занятий их следует использовать лишь на 2-м году обучения, с детьми 7-го года жизни. Для начала воспитатель может предложить детям два-три варианта объяснений пословицы, из которых дети должны выбрать подходящий. Кроме того, можно пересказать две-три ситуации, а дети должны определить, какие из них больше соответствуют пословице. Например: пословица «Не в свои сани не садись».

Варианты объяснений: 1. Не обижай младших. 2. Не садись на сломан­ный стул. 3. Не берись за дело, которое не сможешь выполнить.

Варианты ситуаций к этой же пословице: 1. Мальчик пошел ловить рыбу, а удочку забыл. 2. Мальчик сел за пианино, а играть не умеет? 3. Мальчик слабый, а защищает малышей.

Чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц, поговорок, при каждом удобном случае их использовать. Например, после того дети поработали на участке и собрали целую кучу сухих листьев и веток воспитатель произносит: «Клади по ягодке — наберешь кузовок», «Зернышко к зернышку — будет мешок».

Если малыш взялся один нести тяжелый таз с песком, уместно сказать «Один в поле не воин». А ленивому проговорить: «Лежа хлеба не добудешь хлеба» или «Тяжко тому жить, кто от работы бежит».

Ребенку, который поторопился и испортил свою работу, воспитатель может сказать: «Семь раз отмерь — один раз отрежь».

При такой систематической работе пословицы и поговорки легче принимаются, быстрее усваиваются, а воспитатель избавляется от лишних назидательных речей, которые, к тому же, далеко не всегда достигают цели.

 

7. Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики

Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед аналогичной работой логопеда. Оно осуществляется с самого начала обследования в течение полутора-двух месяцев ежедневно. Как показывает опыт, вполне достаточно 3—5 минут каждодневных упражнений со всей групп Их можно проводить перед дневным или вечерним сном, перед обедом и ужином. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.

Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых замет нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого, игра на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т.п. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок. Здесь ребенок, которому это необходимо, всегда может выбрать игру и занятие по душе.

Как отмечалось выше, вторым направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное.

Оно включает в себя:

1. обучение на занятиях по всем разделам программы массового дет ского сада (кроме раздела «Развитие речи»);

2. воспитательную работу в соответствии с программой массового дет­ского сада;

3. работу с родителями.

Эти задачи осуществляются воспитателем относительно самостоятельно, но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь.

Если в коррекционно-воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при вы­полнении общеобразовательных задач их роли меняются.

Остановимся подробнее на реализации каждой из задач в условиях группы для детей с общим недоразвитием речи:

1. Обучение на занятиях

Количество занятий общеобразовательного направления (изобразитель­ная деятельность), как отмечалось, сокращается в связи с включением в сетку фронтальных занятий воспитателя большого числа логопедических занятий. Однако это сокращение не должно касаться двух важных видов занятий: по развитию элементарных математических представлений и фи­зической культуре.

Занятия по развитию элементарных математических представлений не­обходимы, так как дети с указанной патологией заметно отстают от своих нормально развивающихся сверстников в готовности к обучению счету и счетным операциям. (Напомним, что 5-летние дети поступают в специаль­ные группы, часто не умея считать в пределах трех, не зная понятий «больше», «меньше», «поровну».) Кроме того, такие занятия, развивая мышление ребенка, способствуют успешной коррекции дефекта.

Занятия по физической культуре способствуют укреплению здоровья малышей и, естественно, никак не могут ограничиваться.

Что касается остальных занятий, опытный и творческий работник всег­да может восполнить их нехватку, делая каждое занятие насыщенным, результативным, максимально реализующим индивидуальные особеннос­ти ребенка.

Занятия, планирование и проведение которых отличается от массовой программы, — это подготовка к письму и развитие речи в подготовительной группе.

Для подготовки к письму целесообразно с начала учебного года выделить 1 занятие в неделю. Связано это с трудностями в мелкой моторике, пространственной ориентации и овладении графическими навыками, свойственными большинству детей с речевым недоразвитием. Выполнение традиционных фигур (палочек, квадратов, элементов букв) в тонкой школьной тетради проводится по образцу и словесной инструкции. Образцы фигур воспитатель рисует в каждой тетради до занятия. Когда большинство детей начинает писать буквенные элементы уверенно и правильно, можно перейти к рисованию по словесной инструкции. Такие упражнения, или диктанты, помимо графических навыков и пространственной ориентации, позволяют совершенствовать восприятие и выполнение сложных словесных инструкций типа: Отсчитайте сверху 3 клетки, слева 2 клетки, поставьте точку. Вниз от точки начертите палочку размером в 2 клетки и т. п. Аналогичные графические упражнения полезно сочетать с работой в специальных тетрадях. Такие тетради по подготовке к письму появились в продаже, и наличие в них игровых заданий, картинок с любимыми персонажами (Карлсон, Буратино и т. п.) заметно повышает интерес детей и мотивацию к работе.

Занятия по развитию речи в подготовительной группе, как и в старшей, проводятся в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется ознакомление детей с окружающим, уточнение и активизация словарного запаса, а также совершенствование связной речи. А вот знакомство с художественной литературой (чтение, анализ рассказов, сказок и стихов) в данной возрастной группе уже не обязательно увязывать с лексическими темами.

При подборе литературных произведений (в том числе и для пересказа) важнее ориентироваться не на их тематическую направленность, а на возрастную и смысловую доступность, на постепенное возрастание объема и лексической сложности текстов в течение учебного года.

 

2. Воспитательная работа

Эта работа осуществляется в специальной группе по тем же направ­лениям, что и в массовой: нравственное, умственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и т. д.

Некоторые особенности воспитательного процесса можно отметить и в осуществлении игровой деятельности детей. Если в массовом детском саду им достаточно лишь создать условия для игры (зону, атрибуты, спокойную обстановку), то детей с общим недоразвитием речи приходится учить играть.

При поступлении в группу игра большинства детей бывает процессуаль­ной, лишенной творчества; дети не умеют договариваться во время игры, распределять роли, они не в состоянии длительно играть. Игра таких детей, как правило, примитивна, не отражает действительности в полной мере, не всегда является ведущей формой деятельности, как это положено в дошкольном возрасте. Поэтому воспитателю логопедической группы при­ходится обучать детей игре. В первую очередь следует создать базу — подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, который дети в наибольшей степени получают в ходе целевых прогулок.

Это могут быть прогулки в магазин, поликлинику, аптеку, ателье, к строящемуся дому и т. п. Перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается познакомить детей, слова, которые придется уточнить. Проводя такие прогулки-экскурсии, важно помнить, что необходимо обращать внимание детей с об недоразвитием речи на все мелочи, так как сами ребята не в состоянии воспринять увиденное достаточно полно. Необходимо не только привлекать внимание детей к каким-либо предметам, объектам, совершаемым действиям, но и назвать их, а кроме того, попросить детей повторить название. Вот почему нецелесообразно возлагать проведение запланированных экскурсий на родителей. Только грамотный, подготовленный воспитатель проведет экскурсию с максимальной пользой для малышей.

После того как проведена экскурсия по определенной теме, мо приступить непосредственно к организации игры. Но для ее начала часто оказывается недостаточно полученных впечатлений. Ни в коем случае руководя игрой, а участвуя в ней, воспитатель должен увлечь детей, предотвратить возможные конфликты. Как показывает опыт, ведущие роли, выполняемые воспитателем, неохотно поддерживаются детьми, гораздо большей готовностью они включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли. Например встанет с другими детьми в очередь в «магазин», вежливо поговорит с «продавцом» при полном внимании всех детей. Они с удивительной охотой начинают «лечит «заболевшего» воспитателя в своей «больнице», причесывать его в «парикмахерской». А диалог, который происходит между воспитателем и любым из играющих, непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. И никого не приходится уговаривать слушать, что говорит воспитатель, стараться повторять за ним. Все и так загипнотизированы его необычно ролью. Воспитатель играет с ними на равных! А как расковываются дети в такой игре, насколько становятся активнее, смелее, изобретательнее!

Включаясь в игру, воспитатель должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Так, будут полезны вопросы воспитателя во время различных ролевых игр. (Примерные вопросы «доктору»: «Доктор почему Вы бинтуете мне руку?», «Доктор, для чего Вы мне мажете ногу?» «продавцу»: «Скажите, пожалуйста, какую гирю Вы поставили на весы, Почему?»; «парикмахеру»: «Почему Вы не накинули мне покрывало?»)

Вопросы активизируют воображение ребенка, к которому обращаете воспитатель, заставляют малыша думать, отвечать, а всех остальных подражать беседующим во время игры.

Говоря о работе вне занятий, нельзя не упомянуть еще раз о прогулке. Здесь помимо ее традиционных для массовых групп составных частей — подвижной игры, трудовой деятельности, самостоятельной работы детей — ежедневно дополнительно проводятся наблюдения за окружающей дейст­вительностью и индивидуальная работа, которая касается усвоения отста­ющими детьми программных требований.

Подробно о наблюдениях на прогулке говорилось выше, при описании словарной работы. Индивидуальная работа на прогулке не должна касаться речевых задач, в противном случае это будет дублирование логопедического часа и других моментов словарной работы воспитателя.

На прогулке уместно повторить с ребенком, который нуждается в этом, названия основных цветов (красный, желтый, зеленый, голубой), понятия «правый» и «левый», счет на наглядном материале, какие-нибудь физи­ческие упражнения.

Однако необходимо учитывать, что прогулки — время для максимальной физической активности детей, их свободной деятельности, психической раз­грузки после напряженных занятий, поэтому длительность таких индивиду­альных упражнений (индивидуальной работы) должна быть минимальной.

 

3. Работа с родителями

Эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме, чем логопедом, так как логопед видится с родителями эпизодически (на собраниях, при сборе анамнестических данных, показе индивидуального занятия). Поэтому помимо работы, выполняемой в массовом детском са­ду, — консультаций по вопросам обучения и воспитания; изготовления ширм, папок-передвижек и другого наглядного материала; оформления информационного стенда для родителей — воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями.

Первой такой формой работы с родителями является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), названия некоторых звуков (ЛЬ, Й, НЬ, СЬ), принцип выполнения задания (составить схему, отхлопать слово). Все это подробным образом надо объяснить каждому родителю либо нескольким одновременно, если задания совпадают. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения, когда родителям все внове: и тетради, и необхо­димость дома «делать уроки», и масса специальных терминов и понятий. Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того мате­риала, который записан в тетради, так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.

Вторая специфическая форма работы с родителями — собрания и от­крытые занятия (воспитателям массовых детских садов названия этих мероприятий знакомы, однако содержание их несколько изменено).

Как показал опыт, полезно объединять занятия с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.

Виды занятий, которые в течение двух лет обучения показывают роди­телям, можно чередовать, чтобы за указанное время продемонстрировать их все.

В повестку дня такого собрания, помимо одного из занятий, полезно включить ту или иную консультацию, проводимую в зависимости от темы логопедом или воспитателем.

Наиболее актуальные темы для консультаций, проводимых воспитате­лем: «Единство требований детского сада и семьи», «Поощрение и наказа­ние — основные методы воспитания», «Чего нельзя допускать в семье», «О воспитании у детей самостоятельности» и т. п.Желательно, чтобы такие консультации были предельно четкими, со­держали только необходимый родителям конкретный материал и проводи­лись не для «галочки», а для пользы дела.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: