Машиной постоянного тока называется электрическая машина, обмотка якоря которой соединяется с электрической сетью постоянного тока с помощью механического преобразователя частоты - коллектора и щеток. Машина постоянного тока используется в промышленности в качестве двигателя н генератора. Как двигатель она имеет большое достоинство - простоту и плавность регулирования частоты вращения. К номинальным данным машины относятся: номинальная мощность, ток цепи якоря, напряжение на главных зажимах машины, частота вращения и коэффициент полезного действия. Машина постоянного тока включает в себя станину - неподвижную часть и якорь - вращающуюся часть (рис.1). К станине крепятся сердечники полюсов с обмоткой возбуждения, по которой протекает постоянный ток, создающий магнитный поток возбуждения Фв. На якоре размещается двухслойная обмотка, в которой при вращении якоря индуктируется ЭДС.
Рисунок 1. Эскиз конструкции машины постоянного тока:
Станина; 2 - якорь; 3 - коллектор; 4 - щетка; 5 - соединение обмотки якоря с коллектором; 6 - главный полюс
При заданном направлении вращения якоря направление ЭДС, индуктируемой в проводниках, зависит только от того, под каким полюсом находится проводник. Поэтому во всех проводниках, расположенных под одним полюсом, направление ЭДС одинаковое и сохраняется таким независимо от частоты вращения. При вращении якоря проводники обмотки перемещаются от одного полюса к другому, ЭДС, индуктируемая в них, меняет знак, т. е. в каждом проводнике наводится переменная ЭДС. Чтобы выпрямить полученный переменный ток, т. е. заставить его течь во внешней цепи неизменно в одном направлении, используют коллектор. Процесс выпрямления ЭДС будет происходить в наиболее благоприятных условиях, если установить щетки на коллекторе так, чтобы переход каждой из щеток с одной пластины на другую происходил как раз в тот момент времени, когда наводимая в витке ЭДС равна нулю.
Опыт холостого хода.
Холостым ходом трансформатора называется такой режим его работы, при котором первичная обмотка включена на номинальное напряжение , а вторичная обмотка разомкнута (рис.1).
Схема опыта холостого хода |
Режим холостого хода позволяет опытным путем установить следующие характерные для трансформатора величины: а) коэффициент трансформации; б) ток холостого хода; в) потери мощности в стали.
Коэффициент трансформации трансформатора
,
где и – число витков обмоток.
Мощность определяет затраты энергии в пределах трансформатора. Она приблизительно равна потерям в стали, поскольку потери в стали независимы от нагрузки трансформатора, так как при работе трансформатора магнитный поток почти не меняется. Поэтому при любой нагрузке.
При холостом ходе . Коэффициент мощности нагруженного трансформатора в основном зависит от коэффициента мощности нагрузки. При холостом ходе обычно не превышает 0,2…0,3.