ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Выполнение письменной экзаменационной работы проводится с целью:
- освоения учащимися методов разработки и технического решения поставленных задач,
- закрепления навыков самостоятельной работы с технической литературой при использовании полученных знаний и опыта в период заключительного этапа производственного обучения (производственной практики),
- проверки уровня подготовленности учащихся к самостоятельной работе по специальности.
Для этого учащимся необходимо ясно представлять условия задания, правильно выбрать и обработать исходные данные, определить рациональную технологию выполнения работы, обосновать ее целесообразность, исходя из принципа высокой производительности и экономичности. Кроме того, выпускник обязан умело пользоваться технической литературой, логично и последовательно излагать свои мысли.
Письменная экзаменационная работа должны содержать:
разработку и описание технологических процессов и наиболее рациональных приемов выполнения определенных производственных работ, обоснование технических требований, предъявляемых к работе с использованием знаний, полученных в процессе теоретического обучения.
краткую характеристику оборудования или его основных частей и механизмов, инструментов, приспособлений; требования к материалам;
требования к продукции, пути обеспечения ее высокого качества и меры предупреждения брака;
описание организации, подготовки и содержания рабочего места; описание передового производственного опыта, обеспечивающего повышение производительности труда и высокое качество продукции применительно к конкретному производству, организации рабочего места и правил техники безопасности;
определение экономической эффективности от внедрения нового технологического процесса, рационализаторского предложения, передовых приемов труда;
правила и безопасные приемы труда, которые необходимо соблюдать при выполнении производственных работ.
Письменные работы не следует ограничивать рассмотрением уже известных решений или используемых на предприятии технологических процессов. Целесообразно, чтобы в них освещались новые вопросы, которые еще не имели решения и применения в конкретных случаях. Возможна и рационализация технологического процесса на основе применения более производительного и прогрессивного оборудования, технологической оснастки, инструментов.
Выполнение таких работ будет свидетельствовать о творческом подходе к решению производственных вопросов и профессиональной самостоятельности.
ТЕМАТИКА И ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Тематика и задания на выполнение письменных экзаменационных работ составляются преподавателем спецтехнологии в тесном контакте с мастером производственного обучения. Задания на письменную экзаменационную работу должны содержать реальные задачи, которые, приходится решать на производстве рабочему или специалисту конкретной специальности.
Темы письменных экзаменационных работ должны быть увязаны с наиболее характерными заданиями, выполняемыми учащимися в период производственной практики, и соответствовать объему знаний, предусмотренных профессионально-квалификационной характеристикой. Темы заданий рассматриваются на заседании методических или цикловых комиссий и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.
Задания учащимся выдаются заблаговременно, одновременно сообщаются сроки выполнения отдельных разделов работ и всей работы в целом.
Выпускникам, которые по уровню своих знаний, умений и навыков могут претендовать на разряд выше установленного, должна быть выдана более сложная работа.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
Письменная экзаменационная работа включает в себя:
- пояснительную записку;
- графический материал;
- практическую работа (по отдельным профессиям).
Пояснительная записка относится к текстовым документам и должна выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105 - 95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам» [1]. Чертежи, схемы и плакаты должны быть оформлены в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД (Единой системы конструкторской документации), стандартов ЕСПД (Единой системы программной документации) и стандартов СПДС (Системы проектной документации для строительства). Практической работой являются изделия макеты, схемы, стенды, образцы и пр.
Первым листом письменной экзаменационной работы является лист-задание с подписями руководителей письменных работ, рецензия с оценкой. Задания на выполнение письменной экзаменационной работы выдаются учащимся в соответствии с приложением 1. Образец заполненного бланка заданий предложен в приложении 2.
Титульный лист письменной экзаменационной работы выполняют по форме, установленной в колледже (приложение 3). Заполненный титульный лист пояснительной записки - приложение 4.
В содержании приводят перечень разделов, подразделов и пунктов (при наличии названия) с указанием номера страницы, с которой они начинаются (приложение 5).
Пояснительная записка должна содержать следующие составные части:
титульный лист;
содержание;
введение;
технологическое описание работы;
безопасность труда;
эскиз;
практическое значение работы;
список использованной литературы;
приложение.
Разделы и подразделы пояснительной записки должны иметь заголовки. Заголовки разделов пишутся с новой строки.
Пояснительная записка может состоять из 6 разделов:
Раздел. Введение.
Здесь следует отразить историческое развитие промысла(ов), соответствующего специальности. При описании предложенного задания необходимо обосновать назначение, способ изготовления, художественное оформление и тематику. Примерный объем первого раздела письменной экзаменационной работы 2-4 листа