Межсекторальные меры поддержки негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере




Пояснительная записка

К проекту Дорожной карты «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»

 

 

Введение

Проект Дорожной карты поддержки доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере разработан
в соответствии с решением Наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив
по продвижению новых проектов» (Протокол от 5 марта 2013 г. № 1).

Участие негосударственных организаций в оказании услуг
в социальной сфере позволяет существенно повысить эффективность использования общественных ресурсов, выделяемых на эти цели, активно внедрять в практику инновационные социальные технологии, привлекать внебюджетные инвестиции для развития объектов социальной инфраструктуры.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации
о бюджетной политике в 2014-2016 годах для повышения доступности
и качества оказания государственных (муниципальных) услуг ставится задача расширения привлечения негосударственных организаций, снятия барьеров и ограничений, препятствующих доступу негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения обозначено повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении услуг
в социальной сфере.

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в целях привлечения к оказанию услуг
в социальной сфере негосударственных организаций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, предусмотрено формирование независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги
в сфере социального обслуживания, с введением публичных рейтингов, обеспечение существенного увеличения объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями. Также ими предусматривается последовательная поддержка расширения масштабов благотворительной деятельности и добровольчества, социального предпринимательства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря
2012 г. № 2553-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», в состав которой включена подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Целью подпрограммы является увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций.

Положения об участии негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении услуг в социальной сфере внесены в ряд федеральных законов, таких как Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» и в ряд других.

В то же время, для реального расширения участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере необходимо выполнение комплекса мер по совершенствованию законодательства, развитию нормативной правовой базы, методического сопровождения, анализа и распространения лучших практик.

Решение задачи расширения участия негосударственных организаций
в предоставлении услуг в социальной сфере предусматривается в следующих направлениях:

1. Расширение спроса со стороны государства на услуги в социальной сфере, предоставляемые негосударственными организациями.

2. Расширение предложения услуг в социальной сфере, предоставляемых негосударственными организациями.

3. Развитие механизмов частно-государственного партнерства
в социальной сфере.

В рамках каждого из трех направлений предлагается применять:

1. Межсекторальные, «горизонтальные» меры, реализация которых ориентирована на поддержку негосударственных организаций во всех отраслям социальной сферы, включая:

меры федерального уровня, предусматривающие изменения
в федеральном законодательстве и в правоприменительной практике;

меры регионального уровня, предусматривающие реализацию пилотных проектов с последующим обобщением полученных результатов
и их распространением.

2. Специфические отраслевые меры, реализуемые в различных отраслях социальной сферы, в соответствии с особенностями каждой отрасли.

Проект Дорожной карты не содержит мер, реализация которых возлагала бы на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации дополнительные расходные обязательства. Вместе с тем, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в ходе реализации Дорожной карты могут разрабатывать дополнительные мероприятия
по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, финансовое обеспечение которых предусматривается за счет их собственных источников.

Межсекторальные меры поддержки негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере

2.1. Расширение спроса со стороны государства на услуги
в социальной сфере, предоставляемые негосударственными организациями

Одной из ключевых проблем расширения государственного
и муниципального спроса на услуги в социальной сфере, предоставляемые негосударственными организациями, является недостаточно эффективно работающий механизм конкурсного финансирования услуг в социальной сфере. При этом базовые механизмы, стимулирующие такой спрос, созданы. К ним относятся формирование государственного и муниципального заказа на услуги в социальной сфере, предоставление субсидий некоммерческим организациям в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также предоставление целевых потребительских субсидий, включая социальные ваучеры. Однако до сих пор практика реализации таких механизмов носит по большей мере пилотный характер.

Ключевой задачей является постепенный переход к конкурентным механизмам финансирования услуг в социальной сфере. При этом необходимо определить набор социальных услуг, переводимых
на механизмы конкурентного финансирования, утвердить методические рекомендации, сформировать требования к качественным характеристикам социальных услуг, переводимых на конкурентное финансирование, критерии отбора их поставщиков.

Дорожная карта предусматривает обобщение лучших практик организации конкурентного оказания услуг и привлечения негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере за счет бюджетного финансирования субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на равных условиях с государственными и муниципальными учреждениями.

С использованием результатов этой работы предполагается подготовить рекомендации для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по внедрению конкурсных механизмов бюджетного финансирования услуг в социальной сфере, провести их комплексной апробации в пилотных регионах. Следующим шагом станет полномасштабное распространение результатов пилотных проектов в субъектах Российской Федерации.

Предлагается более активно внедрять тематику развития сотрудничества государства и негосударственных организаций в социальной сфере в процессе повышения квалификации кадров в рамках реализации Президентского плана подготовки управленческих кадров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: