Понятие и структура совокупного спроса




Дагестанский государственный университет

Народного хозяйства

Кафедра экономики

Направление подготовки 38.03.01 «Экономика»,

Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Макроэкономика»

Тема:_____________________________________________________________

ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ  
РУКОВОДИТЕЛЬ Тагавердиева Д.С., к.э.н (4 гр) Казаватова Н.Ю., д.э.н., профессор (5 гр)
ВЫПОЛНИЛ Полностью ф.ио
ШИФР ГРУППЫ Б-24

 

Курсовой проект сдан руководителю   Дата__________ Подпись_______ Проверен и возвращен на доработку   Дата___________ Подпись________ Проверен после доработки и допущен к защите   Дата__________ Подпись_______ Проверен и допущен к защите     Дата___________ Подпись________

Дата защиты курсового проекта_________________________________________________________

 

Отметка о защите_______________________________________________________________

 

Рецензия руководителя ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Подпись зав. кафедрой__________________________

Махачкала - 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ………………………………………………….5

РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………...………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..32


 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода Российской экономики на рыночные отношения все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории.

Макроэкономический анализ рыночной экономики – сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно.

Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической поли­тики государства.

Актуальность данной темы заключается в том, что макроэкономическое равновесие отражает достижения национальной экономики, сбалансированности и пропорциональности между:

а) материальными и денежными потоками;

б) производством и потреблением

в) совокупным спросом и совокупным предложением;

г) затратами на производство и объемом выпуска.

Общая цель курсовой работы - подробное изучение и накопление знаний о совокупном спросе и совокупном предложении, а также их влияние на экономический рост.

Таким образом главными задачами данной работы являются:

1) Определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения 2) Раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия

3) Описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS;

4) Доказать их необходимость и значимость для современного общества.

В современной экономической науке проблема обеспечения равновесия национальной экономики считается фундаментальной. Вырабатываемые в данной сфере экономических знаний научные рекомендации имеют огромное практическое значение.

Структура работы: введение, теоретический раздел, расчетный раздел, заключение и список использованной литературы.

Во введении обозначена актуальность темы, цели, задачи и структура курсовой работы.

Теоретический раздел посвящен рассмотрению вопросов темы.

Расчетный раздел состоит из задач, в которых необходимо определить вид экономического разрыва, различные виды мультипликаторов и другие показатели.

В заключении сделаны выводы по исследуемой теме.

Список литературы включает в себя 15 наименований.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Понятие и структура совокупного спроса

Совокупный спрос имеет 2 формы: натурально-вещественную и стоимостную.

Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроиз­водственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).

В стоимостном выражении совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос эко­номическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

1) совокупный спрос домохозяйств – потребительский спрос (C);

2) спрос фирм на инвестиции (I);

3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

4) чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объёма конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или рас­ходы изменяются медленно, относительно ста­бильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Из структуры совокупного спроса выделяют формулу: AD =C + I + G + Xn.

Графически модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен. Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD.

К ценовым факторам относятся следующие:

1) Эффект реального богатства или эффект Пигу.

Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фик­сированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается.

2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.

Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвес­тиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.

3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.

Рост цен внутри страны при стабильных це­нах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).

Факторы, воздействующие на потребительские расходы(C):

· уровень благосостояния населения;

· ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;

· налоги;

· трансфертные платежи;

· процентная ставка.

Факторы, воздействующие на инвестиции(I):

· ожидания инвесторов;

· процентная ставка;

· налоги;

· трансфертные платежи;

· новые технологии.

Факторы, воздействующие на государственные расходы(G):

· Государственные закупки.

Факторы, воздействующие на чистый экспорт(Xn):

· объемы ВНП в других странах;

· величина ВНП в данной стране;

· валютный курс национальной денежной единицы.

Макроэкономика изучает не отдельные элементы и процессы экономической системы, а их совокупности в целом. Для этого необходимо объединить все цены на отдельные товары и услуги в единую совокупную цену, или в общий уровень цен. Такое объединение отдельных единиц или данных в единый показатель называется агрегированием. Объединенные цены (уровень цен) и объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называются совокупностями или агрегатами.

Одним из важнейших проявле­ний общего равновесия в национальной экономике выступает достижение сбалансированности совокупного спроса и совокуп­ного предложения, т. е. достижение равенства в стоимостном эквиваленте денежных и материальных потоков.

Анализ условий обеспечения данного макроэкономического равновесия предполагает раздельный анализ закономерностей формирования совокупного спроса и совокупного предложения.

Начнем с потребностей субъектов рыночных отношений. Чтобы их удовлетворить, в условиях платности экономических благ необходимы денежные средства. Поэтому совокупный спрос выступает как потребности субъек­тов рыночных отношений, представленные в денежной форме.

Совокупный спрос всегда ограничен теми реальными де­нежными доходами, которые потребители намерены использо­вать для удовлетворения потребностей. Поэтому совокупный спрос представляет собой сумму денежных расходов на конеч­ные товары,произведенных в национальной экономике.

В формировании совокупного спроса принимают участие все агрегированные субъектынациональной экономики.

а) сектор домашних хозяйств;

б) сектор бизнеса.

в) государство.

г) сектор «заграница» или внешний мир (в пределах чистого экс­порта). Поэтому совокупный спрос — это агрегированный спрос со стороны всех субъектов макроэкономики на экономические блага отечественного производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: