Тема 4. Духовная жизнь общества




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Образовательный комплекс градостроительства «Столица»

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По учебной дисциплине «Обществознание»

 

для специальностей: 08.02.01, 08.02.07

 

 

Москва – 2016г.

 

Тематический план

 

 

  Тема 1.Общество Тема 2.Человек Тема 3.Познание Тема 4.Духовная жизнь общества Тема 5.Экономика Тема 6.Социальные отношения Тема 7.Политика Тема 8.Право  

 

 

Содержание рабочей программы «Обществознание»

Тема 1. Общество

Общество как сложная динамичная система. Общество и природа. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, реформы и революция. Возможность альтернативности общественного развития.

Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации.

Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

 

Студенты должны:

знать: - что такое общество, его сферы;

- важнейшие институты общества;

- науки, изучающие общество;

- многообразие путей и форм развития общества;

- знать термины «общественный прогресс», «регресс», «реформа»,

«революция»

уметь: - характеризовать общество как сложную динамическую систему; проблему общественного прогресса;

- сравнивать общество и природу; социальное и гуманитарное знание;

- объяснять взаимосвязь экономической, социальной, политической

и духовной сфер общества;

- объяснить целостность современного мира и его противоречия;

- объяснить взаимосвязь общества и природы; связь общества и культуры; приводить примеры;

- давать оценку значения противоречий современного мира.

Тема 2. Человек

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

Бытие человека. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Ценность жизни человека.

Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Игра. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности. Поведение. Самореализация личности. Саморегуляция. Свобода и ответственность личности.

Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.

 

Студенты должны:

 

знать: - термины «бытие человека», «человеческая деятельность»,

«творчество»;

- науки, изучающие человека;

- виды общения, его функции;

 

уметь: - описывать человека как продукт биологической, социальной и

культурной эволюции;

- сравнивать роль игры, общения, труда, познания в жизни человека;

- объяснять взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке;

- выявлять соотношение свободы и ответственности личности;

- приводить примеры самореализации человека, многообразия форм человеческого знания.

 

Тема 3. Познание.

 

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.

Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания.

Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблема социального прогнозирования.

Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека.

Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.

 

Студенты должны:

знать: - термины «познание мира», «истина», «научное познание»;

- особенности научного и социального познания;

 

Уметь: - описывать познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное, сравнивать их;

- сравнивать знание и веру.

- понимать роль самопознания в процессе познания.

 

Тема 4. Духовная жизнь общества

 

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. СМИ. Тенденции духовной жизни современной России.

Наука как часть культуры. Наука как система знаний и вид духовного

Производства. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания.

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота.

Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности.

Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание.

Религия и мораль. Религия в современном мире.

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.

Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования.

Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации.

 

Студенты должны:

знать: - термины «духовная культура», «массовая культура», «элитарная культура», понятия «религия», «мораль», ее сущность;

 

уметь: - описывать религию как феномен культуры; объяснять связь религии и морали;

- характеризовать многообразие культурной жизни; науку как систему знаний и вид духовного производства; научную картину мира;

- сущность искусства, его происхождение и формы;

- понимать роль образования в современном обществе;

- приводить примеры морального идеала; нравственной оценки

деятельности.

 

Тема 5. Экономика.

 

Экономика: теория и практика. Типы экономических систем, их отличи-

тельные признаки. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический

рост.

Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация. Частная собственность на землю

и ее экономическое значение.

Экономическая деятельность. Производство: структура, факторы, виды.

Измерители экономической деятельности. Экономика производителя.

Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую

систему общества. Многообразие рынков. Обмен. Специализация. Россия в

условиях рыночных отношений.

Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства.

Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики.

Мировая экономика. Россия в системе международных экономических

отношений. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.

Экономика потребителя. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок

труда. Занятость и безработица.

Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.

 

Студенты должны:

 

знать: - термины «экономический рост», «экономический цикл», «мировая экономика», «государственный бюджет», «прожиточный минимум»; виды рынков; фазы экономического цикла;

- основные показатели уровня жизни;

 

уметь: - определять понятия «экономика», «рыночная экономика», «деньги», «ценные бумаги», «налог», «собственность»;

- описывать экономический цикл; налоговую политику;

денежно-кредитную политику; занятость; безработицу; международную финансовую систему;

- сравнивать экономические системы; различные виды рынков;

- объяснять связь издержек производства и дохода; закон спроса и предложения; связь развития экономики и уровня жизни;

- характеризовать экономическое содержание собственности;

денежно-кредитную и налоговую политику; экономику потребителя; рынок труда;

- выявлять соотношение экономики производства, экономики

потребления;

- приводить примеры специализации в условиях мировой экономики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: