Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Образовательный комплекс градостроительства «Столица»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебной дисциплине «Обществознание»
для специальностей: 08.02.01, 08.02.07
Москва – 2016г.
Тематический план
Тема 1.Общество Тема 2.Человек Тема 3.Познание Тема 4.Духовная жизнь общества Тема 5.Экономика Тема 6.Социальные отношения Тема 7.Политика Тема 8.Право |
Содержание рабочей программы «Обществознание»
Тема 1. Общество
Общество как сложная динамичная система. Общество и природа. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества.
Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, реформы и революция. Возможность альтернативности общественного развития.
Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации.
Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.
Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.
Студенты должны:
знать: - что такое общество, его сферы;
- важнейшие институты общества;
- науки, изучающие общество;
- многообразие путей и форм развития общества;
- знать термины «общественный прогресс», «регресс», «реформа»,
«революция»
уметь: - характеризовать общество как сложную динамическую систему; проблему общественного прогресса;
- сравнивать общество и природу; социальное и гуманитарное знание;
- объяснять взаимосвязь экономической, социальной, политической
и духовной сфер общества;
- объяснить целостность современного мира и его противоречия;
- объяснить взаимосвязь общества и природы; связь общества и культуры; приводить примеры;
- давать оценку значения противоречий современного мира.
Тема 2. Человек
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.
Бытие человека. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Ценность жизни человека.
Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Игра. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.
Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности. Поведение. Самореализация личности. Саморегуляция. Свобода и ответственность личности.
Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.
Студенты должны:
знать: - термины «бытие человека», «человеческая деятельность»,
«творчество»;
- науки, изучающие человека;
- виды общения, его функции;
уметь: - описывать человека как продукт биологической, социальной и
культурной эволюции;
- сравнивать роль игры, общения, труда, познания в жизни человека;
- объяснять взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке;
- выявлять соотношение свободы и ответственности личности;
- приводить примеры самореализации человека, многообразия форм человеческого знания.
Тема 3. Познание.
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.
Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания.
Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблема социального прогнозирования.
Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека.
Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.
Студенты должны:
знать: - термины «познание мира», «истина», «научное познание»;
- особенности научного и социального познания;
Уметь: - описывать познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное, сравнивать их;
- сравнивать знание и веру.
- понимать роль самопознания в процессе познания.
Тема 4. Духовная жизнь общества
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. СМИ. Тенденции духовной жизни современной России.
Наука как часть культуры. Наука как система знаний и вид духовного
Производства. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания.
Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота.
Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности.
Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание.
Религия и мораль. Религия в современном мире.
Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.
Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования.
Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации.
Студенты должны:
знать: - термины «духовная культура», «массовая культура», «элитарная культура», понятия «религия», «мораль», ее сущность;
уметь: - описывать религию как феномен культуры; объяснять связь религии и морали;
- характеризовать многообразие культурной жизни; науку как систему знаний и вид духовного производства; научную картину мира;
- сущность искусства, его происхождение и формы;
- понимать роль образования в современном обществе;
- приводить примеры морального идеала; нравственной оценки
деятельности.
Тема 5. Экономика.
Экономика: теория и практика. Типы экономических систем, их отличи-
тельные признаки. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический
рост.
Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация. Частная собственность на землю
и ее экономическое значение.
Экономическая деятельность. Производство: структура, факторы, виды.
Измерители экономической деятельности. Экономика производителя.
Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую
систему общества. Многообразие рынков. Обмен. Специализация. Россия в
условиях рыночных отношений.
Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства.
Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики.
Мировая экономика. Россия в системе международных экономических
отношений. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.
Экономика потребителя. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок
труда. Занятость и безработица.
Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.
Студенты должны:
знать: - термины «экономический рост», «экономический цикл», «мировая экономика», «государственный бюджет», «прожиточный минимум»; виды рынков; фазы экономического цикла;
- основные показатели уровня жизни;
уметь: - определять понятия «экономика», «рыночная экономика», «деньги», «ценные бумаги», «налог», «собственность»;
- описывать экономический цикл; налоговую политику;
денежно-кредитную политику; занятость; безработицу; международную финансовую систему;
- сравнивать экономические системы; различные виды рынков;
- объяснять связь издержек производства и дохода; закон спроса и предложения; связь развития экономики и уровня жизни;
- характеризовать экономическое содержание собственности;
денежно-кредитную и налоговую политику; экономику потребителя; рынок труда;
- выявлять соотношение экономики производства, экономики
потребления;
- приводить примеры специализации в условиях мировой экономики.