На карьере ИнГОКа широкое применение имеет рельсовый транспорт
к достоинствам, которого следует отнести:
-возможность использования любого вида энергии и малый расход ее
благодаря относительно небольшого сопротивления, возникающего при движении подвижного состава по рельсовым путям;
-высокая прочность и продолжительный срок службы подвижного состава
благодаря чему расходы по его ремонту, содержанию и аммортизации
невелики;
-высокая производительность;
-неограниченность расстояния перевозки грузов;
-высокая надежность в работе и незначительная зависимость от времени
года и климатических условий;
Основные недостатки рельсового транспорта:
-большие кап. затраты;
-небольшая допустимая величина подъема путей в грузовом направлении;
-большие радиусы закругления путей;
-значительные затраты денежные и трудовые по ремонту и поддержанию
путей.
По своему назначению ЖДТ разделяется на технологический и хозяйствен-
ный.
Технологический ЖДТ предназначается для перевозки горной массы от
пунктов добычи или перегрузочных узлов, до пунктов разгрузки на рудо-
подготовительных фабриках, отвалах, складах и т.д.
Хозяйственный ЖДТ предназначается для перевозки материалов, обору-
дования, горючего и т.д., а также обеспечивает связь производственных и
транспортных объектов между собой.
Соответственно пути, по которым осуществляются технологические пере-
возки, называются технологическими, а прочие пути - хозяйственные.
В качестве транспортных единиц приняты тяговые агрегаты переменного
тока, ОПЭ1А,напряжением 10 кВ в модификации Э+Д+М.
Состав состоит из 11 думпкаров 2ВС-105 и тягового агрегата ОПЭ1А.
По состоянию горных работ на 1.01.97г. железнодорожные пути в
карьере введены на 8 горизонтах(+56,+46,+36,+24,+12,+0,-15,-30),на
отвале N2 на 3-х ярусах(отм.+70,+90,+110),на отвале N3 на отметках
+76 и +86м.
Вскрышные породы из карьера транспортируются электрифицированным
ЖДТ.
По северному и северо-западному борту карьера, вскрышные породы транс-
портируются комбинированным автомобильно-железнодорожным транспортом.
Экскаваторные перегрузочные пункты расположены на гор.-60,45,+40,+54м..
Выезд с горизонтов +36,+24,+12,+0,-15,-30м.осуществляется через
+24м.по двухуступному перегону на пост "Отвальный 1".
Выезд на отвал N3 осуществляется с поста " Карьерный". На отвале
N2 железнодорожные пути расположены с северной стороны отвала, с уклоном 40º и разъездом по телескопической схеме на гор.+90м. С западной стороны отвала построена станция "Отвальная-2".
На территории станции расположены:
-пункт тех. осмотра; - экипировочный пункт; -пост ЭЦ.
От станции "Отвальная 1" до станции "Отвальная 2" построен двух-
путный перегон за предельным контуром карьера.
КОНВЕЙЕРНЫЙ ТРАНСПОРТ.
Транспортирование ленточными конвейерами находит на ОГР все более
широкое распространение. Это объясняется следующими преимуществами
конвейерного транспорта перед другими видами транспорта:
-способность транспортировать материал на подъем до 18град.,благо-
даря чему, значительно сокращается длина транспортных коммуникаций, объем
горнокапитальных работ и разнос бортов карьера;
Так при пуске в работу подземного тракта -180м., расстояние транс-
портирования горной массы будет в 4 раза меньше, чем при автомобильном.
-малые габариты конвейерных установок,допускают их применение в
стесненных условиях.
На карьере ИнГОКа технологический комплекс транспорта руды, состоит
из конвейерных трактов "Восточный" и "Западный",предназначенных для
приема, дробления и транспорта, руды в количестве 36,53млн.т./год.
При нормальной работе конвейерных трактов годовая производительность
каждого из них составит-18,265млн.т.
Транспорт руды по конвейерным штольням и стволам трактов, осущест-
вляется специальными ленточными конвейерами Сызранского турбостроительного завода. Для дробления руды крупностью 0...1200мм. до крупности 0...400мм. приняты конусные дробилки крупного дробления ККД-1500/180ГРЩ.
Вся дробленая руда конвейерными трактами "Западный" и "Восточный"
подается на дальнейшую обработку. Через тракт "Западный",руда поступает
на II-IY стадии дробления, доводится до крупности -20..+0мм.(класса +20м.
не более 11,5%) и затем на обогатительную фабрику N1.
"Восточный" тракт обеспечивает обогатительную фабрику N2 рудой
в крупности -350+0мм.
Глубина колодцев "Западного" и "Восточный 2"-30 м.
Диаметр колодцев: -"Западный"-60м-24м, "Восточный 2" на гор.-180м
-21м.
Ширина ленты на горизонтальных конвеерах-1600мм.,а на наклонных-
2000мм.
Общая длина конвеерного тракта "Восточный"-1700м., "Западного"-1815м..
Для разработки нижних горизонтов в карьере ИнГОКа и для поддержа-
ния его мощностей, производится строительство дробильно-перегрузочного
пункта на концентрационном горизонте(-240)м.
Широкое применение на карьере ИнГОКа получили бульдозеры, скрепера
и грейдеры.
В настоящее время тракторный парк насчитывает:
ДЭТ-250-10шт., Т-330-22шт., К-700-14шт.,Т-500-2шт.,грейдер-1шт.,скрепер-
2шт., трубоукладчик-3шт., погрузчик-5шт..
Бульдозеры на карьере выполняют следующие работы:
-планировку рабочих площадок и буровых блоков; устройство насыпей для
железнодорожных путей; уборку просыпей, на формировании ярусов на отвале N1; зачистку предохранительных берм, хозяйственных съездов и при строительстве дорог.
Грейдеры и скреперы применяются на строительстве и ремонте карьерных
дорог, на рекультивации земель.
Бульдозеры К-700 занимаются зачисткой подъездов к экскаваторам,
буровых блоков.
Два бульдозера Т-330 оснащенные гидроударниками "Rammer Sr44",
используются для дробления негабаритов.
Два бульдозера К-700,переоборудованы под опоровозы, для работы на
передвижных ЛЭП.
Один К-700-кабеленамотчик, предназначен для транспортировки силовых кабелей на буровом участке.
ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕ.
Складирование вскрышных пород производится в отвалы N1,2,3 и на
дамбу шламохранилища.
ЗА 2004г на дамбу и отвалы вывезенно 10556,9 тыс. м3 вскрышных пород,
из них в тело дамбы шламохранилища вывезено автомобильно-железнодорожным транспортом-1054,9тыс.м3 и на пригруз дамбы ЖДТ-522,5 тыс.м3.
Отвал N1-бульдозерно-автомобильный. В настоящее время отсыпан верх-
ний ярус (+160)м. Высота отвала составляет 70м., занимаемая площадь -135га.
Отвал отсыпан рыхлыми наносными и известняковыми породами.
Отвал намечается к наращиванию до отм.+160м. Емкость отвала с нара-
щиванием составит-36,6млн.м3.
Отвал N2 -железнодорожный, состоит из двух участков: западного и восточ-
ного. В западную часть отвала складируются окисленные кварциты. В восточ-
ную остальные скальные породы, а после окончания отсыпки отвалов будут
складироваться и рыхлые породы.
В настоящее время отвал отсыпан до отм.+150м. Общая емкость отвала N2
составляет 170,0млн.м3.Фактически складировано в отвал по состоянию на
1.01.97г.-5,69млн. м3 окисленных кварцитов, 4,67млн.м3 бедной руды и
71,47 млн. м3 скальной вскрыши. Остаточная емкость отвала составляет
88,17млн.м3.При этом емкости нижних ярусов (+50,+70,+90)почти исчерпаны,
а имеющаяся емкость отвала, в основном на верхних ярусах(+110,+130,+150)
отстают в развитии. Отставание развития отвалов связано с необходимостью
раздельного складирования окисленных железистых кварцитов в западной
части отвала по отм.+90м. Остальная вскрыша отсыпается по отметке+110,
+120,+130м в восточной части отвала. Нормальному развитию ж.д.путей на
отвале препятствует участок складирования окисленных кварцитов. Отстава-
ние складирования окисленных кварцитов вызвано использованием их в дру-
гих целях, для строительства дамбы хвостохранилища, производства щебня.
Отвал намечается расширить в восточном направлении и на юг со сносом
пос. Николаевка и Сельхозтехники.
Отвал N3-отсыпан до отм.+81м., а проектная отм.+105м не достигнута
из-за образования оползней. Поэтому работы по отвалообразованию прекра-
щены, кроме северной части отвала.
В северной части досыпается последний ярус до отм.+100м.
Отвал N3а (зоны обрушения) расположен севернее от карьера в зоне обру-
шения ш."Центральная",которая засыпается вскрышными породами и восста-
навливается до дневной поверхности отм.+75м. Емкость отвала составляет-
5,76 млн.м3.
Перегрузочные пункты
Место расположения перегрузочного пункта, а также порядок его образо-
вания и эксплуатации, должны определяться специальным проектом, предус-
матривающим необходимое число и размеры секторов, пути передвижения лю-
дей, необходимую сигнализацию.
Перегрузочные пункты, на которых в качестве промежуточного звена исполь-
зуется экскаватор, должны отвечать следующим требованиям:
- высота яруса должна устанавливаться в зависимости от физико-механи-
ческих свойств горной массы, но не должна превышать высоту черпания
экскаватора;
- автомобили должны разгружаться в местах, предусмотренных паспортом,
за призмой обрушения породы, размеры которой устанавливаются маркшей-
дерской службой и доводятся до сведения работающих на перегрузке;
- угол откоса яруса, при заполнении сектора, должен соответствовать
углу естественного откоса складируемой горной массы;
- погрузочные ж.д.п. должны иметь превышение над уровнем стояния экс-
каватора: при вместимости ковша до 6 м3 не менее 1м, при вместимости
ковша свыше 6 м3 не менее 1,8 м;
Работа в секторе должна производиться в соответствии с паспортом
ведения работ и регулироваться специальными знаками и аншлагами.
Размеры разгрузочных площадок перегрузочного пункта должны обеспе-
чивать нормальную безопасную работу всех машин и механизмов, занятых
производством работ при их передвижениях, разминовках и маневрах.
Длина фронта разгрузки и ширина разгрузочной площадки должны опреде-
ляться, исходя из габаритных размеров транспортных средств (автомобилей,
бульдозеров и т.п.), принятых схем маневров и радиуса поворота, с
учетом безопасного расстояния между стоящими на разгрузке и проезжаю-
щими транспортными средствами, которое во всех случаях должно быть
не менее 5 м.
На карьере в работе находится 4-5 перегрузочных пунктов, через которые
ежегодно перегружается 6-7 млн. м3 горной массы.
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ
Карьер ИнГОКа запитан от подстанции "Прикарьерная" N3 и "Восточная"N8
С п/ст. "Прикарьерная"N3- 18 питающих линий 6кВ.,N1,2,16,17,18,6,7,9,19,20,
21,10,11,12.С этой п/ст. запитана п/ст.N65 с которой выходят ЛЭП-6кВ "За-
падная"-1,"Западная"-7.
С п/ст.N65 запитана п/ст.N150 которая питает водоотлив карьера.К каж-
дой ЛЭП-6кВ карьера подключено не более 4-х потребителей. Протяженность высоковольтных ЛЭП-6кВ-209,5км в один провод. Протяженность н/в ЛЭП-0,4кВ(освещение)-153,0 км.
Используются опоры для строительства стационарных ЛЭП-6кВ-ОЛ-8(ж/б);
для строительства передвижных ЛЭП используются деревянные опоры с подножниками.
Освещение карьера производится лампами ДКсТ-20000, ДКсТ-50000, ДКсТ-10000
с осветительных мачт. Съезды и а/дороги освещаются лампами ДРЛ-700,-400,
ДРЛ-250.На перегрузочных узлах и отвалах установлены осветительные мачты
с лампами ДКсТ-20000 в количестве 12шт. и ДКсТ-10000-4шт. Питание освети-
тельных мачт осуществляется от КТП (мощ.трансформаторов-63-100кВ).Ежемесячно рудник в среднем потребляет 5,5 млн.кВ/час. Удельные нормы потребления -руда-0,78кВт/т; -вскрыша-3,6кВт/м3.
Установленная потребляемая мощность карьера-6-8 мгватт/час, в часы мак-
симума. Контактная сеть карьера питается с двух п/ст."Тяговая"-2,"Тяговая"3
С п/ст."Тяговая-2" выходят 9 питающих линий на отвал N2 c п/ст."Тяговая-3"
-9 питающих линий на гор.+110,+90,+70,+0,-15,-30,-45м.
Протяженность карьерной сети: -стационарная к/сеть-дамба и все станции
-50км; -передвижная (боковая) к/сеть -отвал и карьер-80км,700м
Для боковой к/сети используются деревянные опоры, для центральной к/сети -металлические и ж/бетонные опоры, а также металлические жесткие поперечины
Освещение к/сети осуществляется прожекторами электровозов.