Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России.
Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.
Этнические общности. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.
Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи
в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества.
Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.
Студенты должны:
знать: - термины «социальный контроль», «социальная стратификация»;
- социальные группы и общности, уметь их перечислить;
- этнические общности, термин «толерантность»;
- виды социальных норм;
уметь: - определять понятия «социальная стратификация», «социальная
мобильность», «нация», «национальные отношения»;
- описывать многообразие социальных групп; национальную политику;
- объяснять причины социального неравенства, причины отклоняющегося поведения и характеризовать его;
- характеризовать социальный контроль и самоконтроль; семью как социальный институт и малую группу; нацию как этническую общность; международные отношения;
- выявлять структуру социального объекта, соотношение и функции его элементов: социальных отношений и взаимодействий;
- приводить примеры социальных норм; проявлений социальной
мобильности;
- давать оценку культуры межнациональных отношений; современных тенденций развития семьи.
Тема 7. Политика
Власть, ее происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.
Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.
Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая деятельность.
Студенты должны:
знать: - термины «государство», «политика», «политическая партия»,
«политический режим», «избирательная система», «политическая система»; «политический процесс»;
- признаки, функции, формы государства; основные черты гражданского общества;
уметь: - определять понятия «правовое государство», «гражданское общество;
- описывать государственный аппарат, местное самоуправление;
- сравнивать избирательные системы; политические режимы; формы государства;
- объяснять роль государства в политической системе
- характеризовать власть, ее происхождение и виды; политическую идеологию, политическую культуру;
- выявлять структуру социального объекта, соотношение функции его элементов: политической системы; политической идеологии;
- приводить примеры политической культуры.
Тема 8. Право
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Публичное и
частное право. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Правовая культура.
Международные документы по правам человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Система судебной защиты прав человека.
Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция РФ об основах конституционного строя. Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность.
Гражданское право. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в гражданском праве. Трудовое право. Трудовой договор, Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений.
Студенты должны:
знать: - термины «публичное право», «частное право», «правовые акты», «правоотношения»;
- источники права; основные отрасли и институты права;
- основные международные документы по правам человека; виды юридической ответственности;
уметь: - определять понятия «правовое государство», «гражданское общество», «трудовой договор», «административный проступок», «преступление», «правонарушение»;
- описывать систему судебной защиты прав граждан»; государственное право: гражданское право; трудовое право; семейное право, уголовное право;
- сравнивать публичное и частное право;
- объяснять место Конституции в иерархии нормативных актов; роль права в системе социальных норм
- характеризовать юридическую ответственность; правовые акты; Конституцию в иерархии нормативных актов;
- выявлять структуру социального объекта, соотношение и функции его элементов: системы права; системы судебной защиты прав человека;
- приводить примеры правонарушений; правовой культуры; норм государственного права; норм административного права; норм гражданского права; норм трудового права; норм семейного права; норм
уголовного права;
- давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения правовой культуры.
Р е к о м е н д у е м а я л и т е р а т у р а:
1. Обществознание. 10-11 кл. Ч.1-2. Под ред. Л.Н.Боголюбова,
А.Ю.Лазебниковой. М.: «Просвещение». ОАО «Московские учебники»
2008г.
2. Словарь по обществознанию. Под ред. Ю.Ю.Петрушина. М.:
Университет «Книжный дом». 2008 г.
3. Обществознание. Профил. уровень. Под ред. Л.Н.Боголюбова и др. М.:
«Просвещение». ОАО «Московские учебники». 2007г.
4. Обществознание. Учебник СПО. А.Г.Важенин. М. «АКАДЕМИЯ».
2007г.
5. Обществознание. УП СПО. В.В.Касьянов. Ростов-на-Дону. «Феникс».
2008г.
6. Обществознание. 10-11 кл. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. М.: «Русское
слово», 2008г.
7. Практикум по обществознанию. Под ред. В.Н.Князева. М.: Айрис-
-Пресс. 2008 г.
8. Словарь терминов и понятий по обществознанию. А-Я. Автор-с
-составитель А.М.Лопухов. М.: Айрис-Пресс.2008 г.