Пояснительная записка к завершенной предметной линии «Информатика 1—4» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений Авторы: Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова




Курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт), с учетом требований к результатам освоения основных образовательных программ, концепции духовного воспитания, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке курса учитывались индивидуальные различия детей в познавательной деятельности, восприятии, а также внимания, памяти, мышления, моторики и т.п.

Важнейшая цель начального образования как фундамента последующего образования — сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Так как в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер, то в результате удельный вес метапредметной части содержания курса оказывается гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе. Поэтому курс имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Содержание курса формируется в соответствии основной целью изучения информатики в начальной школе: формированием у обучающихся основ ИКТ-компетентности.. В курсе выделены следующие содержательные линии:

  • Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).
  • Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).
  • Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).

В основе курса лежит системно-деятельностный подход, заключающийся в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся.
С точки зрения достижения метапредметных резьультатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

  • Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
  • Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
  • Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
  • Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.

Изучение данного курса информатики в начальной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, например:
2 класс, стр. 83, задача 192;
2 класс, стр. 97, задача 219;
3 класс, стр. 100, задачи 198—199.
В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.

2) развитие мотивов учебной деятельности;
Примеры: 3 класс, стр. 99, задача 197 — использование практически значимых и интересных объектов и ситуаций (мотив интереса).
1 класс, компьютерный проект «Мое имя» — изготовление нагрудной карточки, бейджа, в ходе которого дети получают продукт, имеющий объективную практическую ценность (мотив достижения).
2 класс, компьютерный проект «Новогодняя открытка» — изготовление графического изображения с использованием набора готовых элементов, в ходе которого учащиеся заинтересованы получить как можно более эстетичный, качественный продукт.

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Примеры: 1 класс, компьютерный проект «Записная книжка» — совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса, в ходе которого дети обмениваются информацией друг о друге, учатся уважительному отношению к личной информации.
1 класс, компьютерные уроки, работа с личным портфолио — сохранение всех важных результатов деятельности в специально отведенном для этого месте, в ходе которого дети учатся организовывать свое информационное пространство.
4 класс, компьютерный проект «Мой доклад» — изготовление небольшого текста на заданную тему, с использованием информации взятой из Интернета, в ходе которого дети обсуждают нормы заимствования чужой информации.

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Примеры: 1 класс, бумажный проект «Разделяй и властвуй» — групповой поиск двух одинаковых фигурок в большом массиве, в ходе которого дети сотрудничают друг с другом и с учителем.
4 класс, стр. 13, задача 12 и стр. 19, задача 25 — в ходе проведения парных и групповых турниров для решения задач дети вынуждены разрешать конфликтные ситуации, связанные с проигрышем одного из игроков.

В метапредметном направлении:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.
Примеры: 3 класс, бумажный проект «Сортировка слиянием» — упорядоченье большого массива слов силами группы с использованием различных способов сортировки.
4 класс, компьютерный проект «Моя сказка» — изготовление иллюстраций к сказке, включающих: фоновый рисунок, движущихся героев, озвучивание реплик персонажей.

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Действие планирования в наиболее развернутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируется в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.
Примеры: Работа по правилам: 1 класс, стр. 5 и 13 (листы определений), задача 9, 1 класс, стр. 13 (листа определений), задача 23.
Указания к проверке: 1 класс, стр. 75, задача 186, 3 класс, стр. 62, задача 124, 4 класс, стр. 10, задача 7.

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочки, дерево, таблицу для создания моделей и схем.
Примеры: 3 класс, стр. 66, задача 132 — использование дерева для изображения родственных связей.
3 класс, стр. 82, задача 160 — использование операции склеивания мешков цепочек для моделирования склонения слов в русском языке.
3 класс, стр. 89, задача 177 — использование таблицы для выполнения операции склеивания мешков.
4 класс, стр. 41, задача 63 — использование дерева для описания хода игры.
4 класс, стр. 78, задача 137 — использование дерева для описания процессам вычисления арифметического выражения.
4 класс, стр. 76, задача 131 — использование дерева для описания всех вариантов.
4 класс, бумажный проект «Дневник наблюдения за погодой» — использование круговой и столбчатой диаграммы для описания отдельных параметров погоды за месяц.

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).
Примеры: 3 класс, компьютерный проект «Определение дерева по веточкам и почкам» — использование электронного определителя для выяснения названия дерева по его веточке в осеннее зимний период.
2 класс, компьютерный проект «Мой лучший друг/Мой любимец» — изготовление и проведение презентации, включающей текст и фотографии (в том числе сканированные), о лучшем друге или домашнем животном.

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

Примеры:
4 класс, компьютерный проект «Мой доклад» — поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структурирование найденной информации, снабжение текста иллюстрациями.
Использование словарей: 2 класс, стр. 62, задача 140 — работа с учебным словарем, 3 класс, стр. 63, задача 125 — работа с учебным толковым словарем, 3 класс, бумажный проект «Лексикографический порядок» — работа с настоящими словарями.
4 класс, стр. 100, задача 188 — работа с информацией (анализ информации, выбор нужной информации, сопоставление различных частей информации, сопоставление тестового и графического представления объекта).
2 класс, компьютерный проект «Наши рецепты» — создание, оформление и распечатка собственного текста с помощью текстового редактора.
2 класс, компьютерный проект «Мой лучший друг/Мой любимец».
3 класс, компьютерный проект «Наша сказка». В процессе выполнения этих проектов учащиеся получают фотоизображения и аудиофайлы.
4 класс, компьютерный проект «Дневник наблюдения за погодой» — использование компьютерного ресурса для регистрации данных о погоде.

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.
Примеры (описание см. выше): 1 класс: бумажный проект «Разделяй и властвуй», 1 часть; 2 класс: бумажный проект «Разделяй и властвуй», 2 часть, компьютерный проект «Мой лучший друг», «Наши рецепты»; 3 класс, бумажный проект «Одинаковые мешки», «Сортировка слиянием»; 4 класс, компьютерный проект «Наша сказка», «Мой доклад».

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Курс имеет серьезную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.
Примеры:
1 класс, стр. 34 (лист определений), стр. 38, задача 89; 1 класс, стр. 61 (лист определений), стр. 62, задача 155 — явное введение логических понятий.
2 класс, стр. 8, задача 11, 2 класс, стр. 73, задача 170 — определение логических значений утверждений.
3 класс, стр. 9, задача 13 — установление причинно-следственных связей.

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.
Примеры групповых проектов:
1—2 класс, бумажный проект «Разделяй и властвуй», 1—2 часть — поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности.
3 класс, бумажный проект «Одинаковые мешки» — поиск двух одинаковых мешков среди большой совокупности.
3 класс, бумажный проект «Сортировка слиянием» — сортировка большого массива слов в алфавитном порядке.
4 класс, бумажный проект «Турниры и соревнования», 2 часть — проведение кругового и кубкового турнира в классе.
4 класс, бумажный проект «Стратегия победы» — построение силами класса полного дерева игры в ползунок 3 на 3, анализ позиций дерева и построение выигрышной стратегии.

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

Информационные действия, примеры:
2 класс, стр. 82, задача 190 — построение объекта по описанию,
3 класс, стр. 26, задача 36 — построение объекта по инструкции,
3 класс, стр. 22, задача 31 — группировка и упорядоченье объектов,
3 класс, стр. 31, задача 46 — выполнение программы для исполнителя,
2 класс, стр. 10—11 (лист определений и задача 17) — выполнение алгоритма для решения практической или учебной задачи.
Информационные методы, примеры:
1 класс, стр. 36, задача 83 — метод полного перебора для поиска всех объектов удовлетворяющих условию.
3 класс, стр. 28, задача 43 — метод разбиения задачи на подзадачи для поиска двух одинаковых объектов.
3 класс, стр. 50, задача 92 — метод систематического перебора для поиска начального положения исполнителя.
3 класс, стр. 40, задача 67 — метод проб и ошибок для построения объекта по описанию.

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Примеры:
1 класс, стр. 47, задача 115 — знакомство с конечной упорядоченной структурой элементов (цепочкой).
1 класс, стр. 72, задача 177 — знакомство с конечной неупорядоченной структурой элементов (мешком).
1 класс, стр. 71, задача 175 — знакомство с таблицей.
3 класс, стр. 26, задача 37 — знакомство с ветвящейся структурой (деревом).
В предметном направлении:
(значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса):

  • владение базовым понятийным аппаратом:
    • знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;
    • знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;
    • знакомство с одномерной и двумерной таблицей;
    • формирование представления о круговой и столбчатой диаграмме;
    • знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;
    • знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;
    • знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;
    • знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
  • овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применению к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:
  • выделять, строить и достраивать по системе условий: цепочку, дерево, мешок;
  • проводить полный перебор объектов;
  • определять значение истинности утверждений для данного объекта; понимать описание объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;
  • использовать имена для указания нужных объектов;
  • использовать справочный материал для поиска нужной информации, в том числе словари (учебные, толковые и др.) и энциклопедии;
  • сортировать и упорядочивать объекты по некоторому признаку, в том числе располагать слова в словарном порядке;
  • выполнять инструкции и алгоритмы для решения некоторой практической или учебной задачи;
  • достраивать, строить и выполнять программы для исполнителя, в том числе, включающие конструкцию повторения;
  • использовать дерево для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
  • строить выигрышную стратегию на примере игры камешки;
  • строить и использовать одномерные и двумерные таблицы, в том числе для представления информации;
  • строить и использовать круговые и столбчатые диаграммы, в том числе для представления информации;
  • использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объема;

*ИКТ-квалификация

  • сканировать изображения;
  • записывать аудио-визуальную информацию об объекте;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ;
  • заполнять учебные базы данных;
  • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

Заведующая редакцией математики
Бурмистрова Т.А.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: