ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ СЛОВА И ИСКУССТВА.




ПОДХОДЫК ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫИ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ.

 

Цели занятия:

◊ уяснить особенности имеющихся в науке подходов к изучению культуры;

◊ уточнить представления об объеме понятия «культура»;

◊ сопоставить видение культуры представителями различных культурологических школ и направлений.

 

Индивидуальные задания.

 

1. Выписать на карточки 3 – 4 определения понятия «культура» разных авторов (дать библиографическое описание источника цитаты).

2. Заполнить таблицу «Подходы к изучению культуры».

 

направление, время его появления представители направления, их основные труды ведущие культурологические идеи роль направления в развитии культурологии соотношение с другими направлениями
Эволюционизм        
социальная антропология        
Диффузионизм        
биологический подход        
психологическое направление        
психоаналитический подход        
Функционализм        
этологический подход        
психологическая антропология        

 

Задание для подгрупп.

3. Подготовить доклад об одном из направлений культурологических исследований (указанных в таблице и др.). При возможности использовать фотографии, портреты культурологов, сообщать основные факты биографии, рассказать о научных интересах; дать определение понятий «культура» и «культурология».

Литература к заданию 2 (к заданиям 1 и 3 литературу подбирать самостоятельно).

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999.

Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.

Соколов Э.В. Культурология. Теория культур. М., 1994.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Раздел 1. Формирование и развитие представлений о культуре.

1. Античная философия как источник первоначальных теоретических представлений о культуре. Значение «падейи» в культуре Древней Греции. Понимание культуры Древнем Риме.

2. Средневековое видение культуры как человеческого служения Богу.

3. Представление о культуре в эпоху Возрождения.

 

A) источники и принципы формирования картины мира;

Б) гуманистическая направленность идеи культуры;

B) противоречивость ренессансного мировидения.

4. Модель культуры в эпoxy Просвещения.

А) исторический подход к культуре;

Б) появление полицентризма в теории культуры.

 

Раздел 2. Современные представления о феномене культуры.

1. Многообразие и многозначность определений культуры. Эволюция термина «культура».

Обыденное и теоретическое представление о культуре.

3. Культура как «вторая природа». Культура как «неорганическое тело» человека. Смысловая оппозиция понятий «природа» и «культура». Проблема соотношения природного и культурного в человеке в истории европейской мысли

4. Понятие культуры в языке и общественной мысли.

5. Культурный человек. Исторические модели культурного человека.

Символический характер культуры.

 

Литература.

1. Баткин Л.М. Два способа изучать культуру//Вопросы философии. 1986. №12.

2. Брудный А. Природа и культура: Великое противостояние//Общественные науки и
современность. 1996. №4.

3. Волков Г.П. Три лика культуры. М., 1986.

4. Гуревич П.С. Культурология. М, 2003.

5. Гуревич ПС. Философия культуры. М., 1994.

6. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 2003.

7. Кравченко А.И. Культурология. М., 2003

8. Культурология. Учебное пособие для ВУЗов /Под ред. А.Н. Марковой. М., 2003.

9. Мамонтов СП. Основы культурологии. М., 2001.

10. Маркарян Э.С. Культура как система//Вопросы философии. 1984. №1.
11. Мильдон В. Природа и культура// Вопросы философии. 1996. №12.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА М. ХАЙДЕГГЕРА:

ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ СЛОВА И ИСКУССТВА.

 

Цели занятия: ◊ Осмыслить специфику герменевтического подхода к постижению явлений культуры;

◊ Понять особенности подхода М. Хайдеггера к слову и художественному творению.

 

Вопросы.

1. Определите ключевые темы работ М. Хайдеггера «Слово» и «Исток художественного творения».

2. Раскройте мысль М. Хайдеггера о художественном творении как бытийном совершении. Как М. Хайдеггер определяет сущность искусства.

3. Поясните соотношение понятий: слово и показ, слово и имя, слово и присутствие, слово и вещь; художественное творение и бытие сущего, искусство и истина, прекрасное и истина.

4. Слово поэта и личность поэта.

5. Проблема «поэзия и мысль» в работах М. Хайдеггера.

6. Композиционные особенности работ М. Хайдеггера «Слово» и «Исток художественного творения». Чем обусловлены эти особенности?

Задание:

Познакомьтесь с работой С.Н. Булгакова «Философия имени» (Спб., 1999): глава «Что такое слово?» (С. 9 — 66). Какие соответствия и / или расхождения с мыслью М. Хайдеггера Вы обнаружили?

 

Литература.

Хайдеггер М. Слово // Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993. С. 302 — 312.

Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX веков: трактаты, статьи, эссе. М., 1989. С. 264 — 312.

Бибихин В.В. Дело Хайдеггера // Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993.

Зайцева З.Н. Мартин Хайдеггер: Язык и время // Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997. С. 524 — 556.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.

Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.

Океанский В.П. Бытие и Бог: тропами мышления Мартина Хайдеггера. Иваново, 1995.

Дополнительная литература.

Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим // Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993.

Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993.

Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: