ПОДХОДЫК ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫИ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ.
Цели занятия:
◊ уяснить особенности имеющихся в науке подходов к изучению культуры;
◊ уточнить представления об объеме понятия «культура»;
◊ сопоставить видение культуры представителями различных культурологических школ и направлений.
Индивидуальные задания.
1. Выписать на карточки 3 – 4 определения понятия «культура» разных авторов (дать библиографическое описание источника цитаты).
2. Заполнить таблицу «Подходы к изучению культуры».
направление, время его появления | представители направления, их основные труды | ведущие культурологические идеи | роль направления в развитии культурологии | соотношение с другими направлениями |
Эволюционизм | ||||
социальная антропология | ||||
Диффузионизм | ||||
биологический подход | ||||
психологическое направление | ||||
психоаналитический подход | ||||
Функционализм | ||||
этологический подход | ||||
психологическая антропология |
Задание для подгрупп.
3. Подготовить доклад об одном из направлений культурологических исследований (указанных в таблице и др.). При возможности использовать фотографии, портреты культурологов, сообщать основные факты биографии, рассказать о научных интересах; дать определение понятий «культура» и «культурология».
Литература к заданию 2 (к заданиям 1 и 3 литературу подбирать самостоятельно).
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999.
Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.
Соколов Э.В. Культурология. Теория культур. М., 1994.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Раздел 1. Формирование и развитие представлений о культуре.
1. Античная философия как источник первоначальных теоретических представлений о культуре. Значение «падейи» в культуре Древней Греции. Понимание культуры Древнем Риме.
2. Средневековое видение культуры как человеческого служения Богу.
3. Представление о культуре в эпоху Возрождения.
A) источники и принципы формирования картины мира;
Б) гуманистическая направленность идеи культуры;
B) противоречивость ренессансного мировидения.
4. Модель культуры в эпoxy Просвещения.
А) исторический подход к культуре;
Б) появление полицентризма в теории культуры.
Раздел 2. Современные представления о феномене культуры.
1. Многообразие и многозначность определений культуры. Эволюция термина «культура».
Обыденное и теоретическое представление о культуре.
3. Культура как «вторая природа». Культура как «неорганическое тело» человека. Смысловая оппозиция понятий «природа» и «культура». Проблема соотношения природного и культурного в человеке в истории европейской мысли
4. Понятие культуры в языке и общественной мысли.
5. Культурный человек. Исторические модели культурного человека.
Символический характер культуры.
Литература.
1. Баткин Л.М. Два способа изучать культуру//Вопросы философии. 1986. №12.
2. Брудный А. Природа и культура: Великое противостояние//Общественные науки и
современность. 1996. №4.
3. Волков Г.П. Три лика культуры. М., 1986.
4. Гуревич П.С. Культурология. М, 2003.
5. Гуревич ПС. Философия культуры. М., 1994.
6. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 2003.
7. Кравченко А.И. Культурология. М., 2003
8. Культурология. Учебное пособие для ВУЗов /Под ред. А.Н. Марковой. М., 2003.
9. Мамонтов СП. Основы культурологии. М., 2001.
10. Маркарян Э.С. Культура как система//Вопросы философии. 1984. №1.
11. Мильдон В. Природа и культура// Вопросы философии. 1996. №12.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА М. ХАЙДЕГГЕРА:
ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ СЛОВА И ИСКУССТВА.
Цели занятия: ◊ Осмыслить специфику герменевтического подхода к постижению явлений культуры;
◊ Понять особенности подхода М. Хайдеггера к слову и художественному творению.
Вопросы.
1. Определите ключевые темы работ М. Хайдеггера «Слово» и «Исток художественного творения».
2. Раскройте мысль М. Хайдеггера о художественном творении как бытийном совершении. Как М. Хайдеггер определяет сущность искусства.
3. Поясните соотношение понятий: слово и показ, слово и имя, слово и присутствие, слово и вещь; художественное творение и бытие сущего, искусство и истина, прекрасное и истина.
4. Слово поэта и личность поэта.
5. Проблема «поэзия и мысль» в работах М. Хайдеггера.
6. Композиционные особенности работ М. Хайдеггера «Слово» и «Исток художественного творения». Чем обусловлены эти особенности?
Задание:
Познакомьтесь с работой С.Н. Булгакова «Философия имени» (Спб., 1999): глава «Что такое слово?» (С. 9 — 66). Какие соответствия и / или расхождения с мыслью М. Хайдеггера Вы обнаружили?
Литература.
Хайдеггер М. Слово // Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993. С. 302 — 312.
Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX веков: трактаты, статьи, эссе. М., 1989. С. 264 — 312.
Бибихин В.В. Дело Хайдеггера // Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993.
Зайцева З.Н. Мартин Хайдеггер: Язык и время // Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997. С. 524 — 556.
Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.
Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.
Океанский В.П. Бытие и Бог: тропами мышления Мартина Хайдеггера. Иваново, 1995.
Дополнительная литература.
Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим // Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993.
Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993.
Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.