Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:
Здесь коэффициент нагрузки KF = KFβKFv=1,23*1,1 = 1,35;
при =1,55, твердости НВ < 350 и симметричном расположении зубчатых колес относительно опор КFβ = 1,23 [1, табл. 3.7], KFv = 1,1 [1, табл. 3.8].
YF - коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев zv:
у шестерни:
у колеса:
YF1 = 3,938, YF2 = 3,6.
Определяем коэффициенты Yβ и KFα:
для средних значений коэффициента торцового перекрытия εа=1,5 и 8-й степени точности KFa = 0,92.
Допускаемое напряжение по формуле:
По табл. 3.9 [1]для стали 45 улучшенной при твердости HВ < 350
σ Fimb = 1.8НВ.
для шестерни σ F limb = 1,8*230 = 415 МПа,
для колеса σ F limb = 1,8*200 = 360 МПа.
[SF] = [SF]’ [SF]” - коэффициент безопасности,
где [SF]’ = 1,75 [ 1,табл. 3.9],
[SF]” = 1 (для поковок и штамповок).
Следовательно, [SF] = 1,75.
Допускаемые напряжения:
Для шестерни
Для колеса
Для шестерни
Для колеса
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Проверяем прочность зуба колеса по формуле:
- условие прочности выполнено.
4. Предварительный расчет валов редуктора и выбор подшипников
Выбор материала валов.
Рекомендуется применять термически обработанные среднеуглеродистые и легированные стали, одинаковые для быстроходного и тихоходного вала. Примем сталь 45.
Выбор допускаемых напряжений на кручении.
Проектный расчет валов выполняется по напряжениям кручения. Поэтому для компенсации приближенности этого метода расчета допускаемые напряжения на кручении применяют заниженными. .
Для быстроходного вала (вала – шестерни) примем [τк] = 15 МПа, а для тихоходного вала (вала колеса) примем [τк] = 20 МПа.
Определение геометрических параметров ступеней валов.
Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступеней которого зависят от количества и размеров установленных на вал деталей.1
Проектный расчет ставят целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой ступени вала, ее диаметр d и длину l.
Вал - шестерня
Принимаем из стандартного ряда .
Длина вала
Диаметр вала под подшипник:
; где t=2.5- высота буртика.
Принимаем 40мм.
Длина второй ступени вала:
Диаметр вала третей ступени:
,где - координаты фаски подшипника.
Округляем до ближайшего большего значения по стандартному ряду .
Длину третьей ступени вала определим графически на эскизной компоновке.
Диаметр четвертой ступени равен диаметру второй ступени:
Вал - колесо
Диаметр первой ступени вала колеса под полумуфту:
Принимаем ближайшее большее значение из стандартного ряда: d1=50 мм.
Длина вала первой ступени
Диаметр вала под подшипник
Принимаем .
Длина второй ступени вала:
Диаметр вала третей ступени:
,где - координаты фаски подшипника.
Округляем до ближайшего большего значения по стандартному ряду .
Длину третьей ступени вала определим графически на эскизной компоновке.
Диаметр четвертой ступени равен диаметру второй ступени:
Ступень вала и ее параметры d и l,мм | Вал – шестерня | Вал колеса | |
Первая ступень под элемент открытой передачи или полумуфту. | |||
Вторая ступень под уплотнения крышки с отверстием и подшипник | |||
82,5 | |||
Третья ступень под шестерню и колесо | |||
графически | графически | ||
Четвертая ступень под подшипники | |||