Проведение лекционных и семинарских занятий, тестирование студентов на предмет определения остаточных знаний по пройденным разделам дисциплины, решение ситуационных задач для наработки навыков использования правовых норм. В рамках внеаудиторной работы для приобретения навыков работы с нормативно-правовыми актами, кодифицированным законодательством предусмотрена подготовка докладов и рефератов по актуальным вопросам, их правовая и политическая оценка.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
Контроль освоения дисциплины проводится по методике и графику рейтинговой оценки знаний студентов, утверждённым заведующим кафедрой.
Текущий контроль успеваемости студентов проводится преподавателем, ведущим занятие, в форме краткого тестирования после каждой лекции и в форме контроля своевременности и правильности выполнения задания студентом на каждом практическом занятии по дисциплине.
Промежуточный контроль освоения учебной дисциплины по результатам семестра проводится лектором в форме экзамена.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов».
1.Исторические этапы становления международной системы защиты прав и свобод человека.
2.Нормативно-правовые акты Российской империи, провозгласившие идеи прав и свобод человека.
3.Нормативно-правовые акты СССР, декларировавшие права и свободы человека.
4.Фундаментальные нормативно-правовые акты о правах и свободах человека принятые в РФ.
5. Международные НПА о правах и свободах человека и гражданина.
6. Понятие международных стандартов обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
7.Основные международные правозащитные организации.
8.Понятие системы прав и свобод человека.
9.Отличительные особенности прав от свобод человека.
10.Закрепление прав и свобод человека в Конституции РФ.
11.Понятие гарантий реализации прав и свобод человека.
12.Классификация гарантий реализации прав и свобод человека.
13.Понятие конституционных гарантий правосудия.
14.Виды правоохранительной деятельности по обеспечению прав и свобод личности.
15.Особенности обеспечения прав и свобод личности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.
16.Основные нормы УПК, направленные на защиту прав и свобод личности.
17.Полномочия суда по защите прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве.
18. Защита прав участников уголовного судопроизводства путём обжалования решений должностных лиц.
19.Понятие неприкосновенности личности и способы реализации требований об этом.
20.Деятельность органов судопроизводства по охране прав и свобод человека и гражданина.
21.Обеспечение прав и свобод личности в гражданском процессе.
22.Обеспечение прав и свобод личности при исполнении наказания.
23. Обеспечение прав и свобод личности в условиях чрезвычайного положения.
24.Формы деятельности ОВД по защите прав и свобод личности.
25.Понятие механизма деятельности ОВД по защите прав и свобод личности.
26.Основные положения Закона РФ «О полиции», регламентирующие деятельность ОВД по защите прав и свобод личности.
27.Защита прав и свобод личности в правоприменительной деятельности ГИБДД.
28. Защита прав и свобод личности в правоприменительной деятельности ФМС.
29.Роль следственных подразделений МВД РФ в обеспечении прав и свобод личности.
30.Обеспечение прав и свобод личности при осуществлении ОРД органами внутренних дел.
31.Понятие законности.
32.Обеспечение законности при охране прав и свобод человека.
33.Полномочия Президента РФ по обеспечению прав и свобод человека
34.Задачи прокурорского надзора по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
35.Защита прав и свобод личности в деятельности ФСКН.
36.Деятельность нотариата по охране прав и свобод человека и гражданина.
37.Деятельность ФССП по защите прав и законных интересов граждан.
38.Порядок обжалования действий должностных лиц, нарушающих права и свободы человека и гражданина.
39.Роль адвокатуры в обеспечении прав личности.
40.Полномочия Следственного Комитета РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
Тесты для проверки остаточных знаний
1.Античное представление природы прав и свобод базировалось на началах:
а) позитивистской теории;
б) теологической теории;
в) естественно - правовой теории.
2. Первые ограничения применения репрессий в отношении прав и свобод появились в:
а) Древней Греции;
б) Англии;
в) Древнем Риме.
3. Когда на самом высоком «Конституционном» уровне были закреплены права человека:
а) Хартия вольности 1215г.;
б) Билль о Правах 1689г;
в) Декларация Независимости 1776г.
4. Советские Конституции придерживались:
а) естественно - правовой теории;
б) позитивистской теории;
в) тоталитарной теории
5. Личные права человека называют:
а) негативными;
б) позитивными;
в) коллективными
6. Первая международная правозащитная организация:
а) ООН;
б) Лига наций;
в) НАТО.
7. Основной функцией международных организаций является:
а) контроль за соблюдением государствами прав и свобод;
б) правосудие;
в) защита прав и свобод.
8.Международный суд ООН:
а) международный межправительственный орган;
б) международный неправительственный орган;
в) международный судейский орган
9.Кто осуществляет проверку действительности нарушений прав человека на местах:
а) Комитет по права человека ООН;
б) Комиссия по правам человека ООН;
в) Верховный комиссар по поощрению и защите прав человека
10. Какие дела рассматривает Европейский суд по правам человека:
а) конституционного характера;
б) частно - правовые споры;
в) экологические споры
11. В каком НПА впервые в истории международного права были документально оформлены права и свободы:
а) Билль по правам человека;
б) Декларация 1948г.;
в) Декларация 1776г.
12. Обязательный для исполнения характер имеют следующие международные НПА:
а) Декларации;
б) Пакты;
в) Договоры
13. Лишение избирательных прав по мотивам цвета кожи, это:
а) преступление апартеида;
б) имплементация;
в) расовая дискриминация.
14. Эталоном поведения правоохранителей является:
а) Кодекс поведения должностных лиц;
б) Конвенция «О запрещении пыток и жестокого обращения»;
в) Пакт о гражданских правах.
15. Какой документ запретил работорговлю:
а) Женевская Конвенция 1864г;
б) Венский акт о ненасилии 1890г;
в) Венский Трактат 1815г.
16. Может ли быть лишен человек своих прав и свобод:
а) да б) нет
17.Является ли нарушением принципа равноправия признание прав гражданина:
а) да б) нет
18. Обучение в вузе это:
а) использование правовой нормы;
б) исполнение правовой нормы
19.Конституционное право предусматривает следующий характер ответственности:
а) морально-этический;
б) имущественный;
в) репрессивный.
20.Наиболее прочным видом связи государства с личностью является:
а) время пребывания в гражданстве;
б) время проживания на территории государства;
в) конституционное закрепление взаимных прав и обязанностей государства и личности.
21.Может ли быть лишен права собственности гражданин РФ:
а) да б) нет
22.Может ли быть лишен права собственности гражданин РФ на конкретный земельный участок:
а) да б) нет
23.Кто обеспечивает политические гарантии прав и свобод граждан РФ:
а) Президент;
б) Правительство;
в) Суды.
24.Самозащита прав и свобод это:
а) физическая защита здоровья и имущества;
б) обращение в суд.
25.Возмещение вреда предполагает:
а) взыскание компенсации с виновных лиц;
б) государственную компенсацию.
Ключ к тесту:
1-б, 2-б, 3- в, 4- б,5- а, 6-б, 7-а, 8-а, 9-б, 10-а, 11-б, 12-в, 13-ав, 14-а, 15-в, 16-б, 17-б, 18-а, 19-а, 20-в, 21-б, 22-а, 23-а, 24-б, 25-а.