Задания для домашней работы




1. Подготовьте сообщение «О типологии речевых ошибок».

2. Письменно выполните упр. 116 (10–15 предложений) по сб. А. К. Панфилова, 1989; (по изданию 1984 года – упр. 9).

3. Задания для правки. Оцените уместность использования выделенных слов. Установите причины речевых ошибок. Определите, какой из аспектов уместности нарушается (стилевой, контекстный, ситуационный, личностно-психологический)?

1. За долгие годы конфронтации мы привыкли считать, что каждая инициатива ихнего Белого дома имеет целью ослабить наши позиции (Из газет). 2. Дома никого не было, и мальчику не к кому было обратиться. 3. В последнее время в средствах массовой информации выпячивается вопрос о проведении референдума (Из газет). 4. Большой вклад в дело совершенствования производственного оборудования вносят работники цехов (Из газет). 5. Я бы хотела дать вам информацию о том, какие передачи составят наш телевизионный день завтра (ТВ). 6. Мама предложила ему лечь спать. 7. Решая вопрос относительно закладки сада на территории будущего подсобного хозяйства, администрация прежде всего обратилась в спецхоз (Из газет). 8. Прекрасное летнее утро. На дворе стоит август. Это самый период грибов. 9. В любой момент водители могут найти выход из трудного положения. Например, может двигатель заглохнуть, но они все равно выйдут из положения. 10. Награду она получила за большой вклад в области милосердия. 11. Мы не знали, как лучше провести досуг. 12. Спортсмен преодолел барьер второго тура в лице сильного теннисиста Н (ТВ). 13. Это стихотворение наводит тоску с помощью прилагательных: печальные поляны, по дороге скучной, колокольчик однозвучный. 14. В стихотворении "Анчар", написанном в 1828 году, Пушкин обличает деспотизм, попирающий права человека. 15. С помощью вышеуказанных средств создается любовный эпизод. 16. В данном лирическом произведении поэт говорит об очаровывающей красоте ночи. 17. Некоторые люди не очень смыслят в финансовых делах, зачастую не понимают важность или, наоборот, подвох тех или иных сделок, которые постоянно совершаются. 18. Как таковой с детства мысли стать юристом перед мной не стояло. 19. Лермонтов критиковал застойные явления своего времени. 20. Гуляя по городу, мы наткнулись на очень красивое здание - художественный музей. 21. Нам очень нужны опытные юристы, коим я вознамерился стать! 22. Но с течением времени я поняла, что должна пополнить ряды юристов.

Часто в речи спортивных комментаторов можно встретить выражения: спортсмены выяснили отношения на площадке (на корте, на ринге и т.п.); обидчиками наших спортсменов стали футболисты из Испании (о команде, которая нанесла поражение другой команде); осуществил кровную месть (о победителе теннисного матча); сдал свои полномочия (о чемпионе по баскетболу, проигравшем решающий матч); Канадская команда сняла табу на победу (т.е. победила); Спортсмен решил твердо уйти из спорта, и обжалованию это решение со стороны эмоций не подлежит.

Оцените подобные употребления с языковой точки зрения и с позиции хорошего вкуса.

Аудиторная работа

1. Обсуждение сообщения “О типологии речевых ошибок”.

2. Анализ и классификация речевых ошибок в примерах из работ учащихся. Выявление специфики стилистических ошибок.

3. Самостоятельная работа.

1-ый вариант

I. Найдите слова с ошибками в произношении, запишите в исправленном виде.

1#. афЁра 2. бытиЁм 3. затЁкший 4. гололЕдица 5. можжевЁловый;

2#. 1. чт о – ШТо 2. по чт а – поШТа 3. чт обы – Штобы 4. не чт о – неШТо 5. ме чт а – меЧТа.

2. Найдите ошибки в ударении, запишите правильный вариант.

1. берестА 2. бородАвчатый 3. вперегОнки 4.газопровОд 5. диспансЕр 6. дОсуг 7. дОска.8. дрОва 9. каталОг 10. некотОрый.

3. Значения каких слов объяснены неправильно? Дайте правильные толкования значений.

столп – вертикально укрепленное бревно. 2. эскалатор – самодвижущаяся лестница. 3. рекордсмен – спортсмен, установивший рекорд 4. себялюбие – чувство собственного достоинства 5. эскадрилья – крупное соединение военных судов или самолетов.

4. Найдите ошибки, определите их типы; запишите в исправленном виде (с вариантами, если они есть).

1. Прошу предоставить мне отпуск согласно сроков, указанных в заявлении. 2. Жизнь поставила перед Татьяной неразрешимый тупик. 3. Необходимо уделять особое значение повышению речевой культуры учащихся. 4. В городе построены не только новые школы и больницы, а также драматический театр и школа искусств. 5. Разность между восьмидесятью пятью и пятидесятью восемью равна двадцати семи. 6. Убедившись, что изменить существующий порядок он не в силах, Печорину стало скучно. 7. Президент попросил доложить все, что делается в этом направлении. 8. После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы. 9. Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески. 10. Подали цейлонские рисовые макароны, приготовленные на пару и в которые были добавлены пряности. 11. Благодаря пожару сгорел большой участок леса. 12. Для документов необходимо фотографировать анфас. 13. На подмосток вышел мужчина в букетом цветов в скромном костюме. 14. Этот человек поведал мне полную приключений автобиографию своей жизни. 15. Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.

2-ой вариант

I. Найдите слова с ошибками в произношении, запишите правильный вариант.

1#. разновремЕнный 2. околЁсица 3. принесЁнный 4. подоплЁка 5. никчЕмный;

2#. мя гк ий – мяХКий 2. обле гч ить – облеХЧить 3. кт о – ХТо 4. тя гч айший – тяХЧайший 5. смя гч ить – смяГЧчить.

2. Найдите ошибки в ударении, запишите правильный вариант.

1. цЫган 2. цЕмент 3. нЕнависть 4. премИровать 5. ремЕнь 6. квАртал 7. мусоропрОвод 8. откУпорить 9. огнИво 10. стАтуя.

3. Значения каких слов объяснены неправильно? Дайте правильные толкования значений.

1). Интервью – официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения. 2). Коммюнике – предназначенная для печати беседа какого-либо деятеля с корреспондентами по вопросу, имеющему общественный интерес. 3) Инцидент – это случай, происшествие, обычно неприятного характера. 4. Вибрировать – видоизменять. 5). Варьировать – колебаться, дрожать (или находиться в колебательном состоянии).

4. Найдите ошибки, определите их типы; запишите в исправленном виде (с вариантами, если они есть).

1. Судя из этого разговора, ответственность за случившееся несет директор.

2. Депутат одел очки и начал читать проект резолюции. 3. Благодаря непогоде урожай пшеницы погиб 4. Мы с главным инженером обсуждали о том, что необходимо повысить эффективность производства. 5. Подходя к дому, мне показалось, что я слышу знакомый голос. 6. В сырых овощах больше пользы, чем в вареных. 7. Светильник подвешен над диваном и очень красивый. 8. Затем Сергеев назначается начальником отдела, работая в этой должности полтора года. 9. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. 10. В этом году сильные морозы начались в начале января. 11) Ребята были настроены скорее шутливо, чем воинственно.12) Наш театр вмещает до пятьсот пятидесяти зрителей. 13. Когда у героя неожиданно расстегнулись краги на жилете, в зале раздался смех. 14. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. 15. Наставнику важно предостеречь первый шаг своего воспитанника.

Занятие 5

Тема

Система стилей современного русского литературного языка

Литература

Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - М., 1978.

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983.

Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. - М., 1984; 2-е изд., 1989.

Вопросы для обсуждения

1. Рассказать о происхождении и употреблении термина «стиль».

2. Что представляет собою функциональный стиль языка?

3. Каков состав основных функциональных стилей современного русского литературного языка? Чем объясняется разноречивость суждений по этому вопросу?

4. Что такое жанрово-ситуативный стиль (стиль речи)? Каковы основные разновидности жанрово-ситуативных стилей?

5. Дайте понятие «индивидуально-авторский стиль».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: