Конспект урока по литературному чтению
(ПМ 01. Преподавание по предметам начального общего образования)
"Школа с углубленным изучением иностранного (английского) языка № 1241"
3 «Д» классе
студента 22 группы, 2 курса
Киселевой Валерии Дмитриевны
Учитель: Гурьянова О.А.
Методист: Звегинцова Наталья Валентиновна
25.01.2017
Тема урока: К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
Образовательная система (УМК): «Школа России»
Цель урока: создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского
«Растрёпанный воробей» и понимания поступков и состояния героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажу.
Задачи урока:
образовательные: познакомить обучающихся с биографией К. Г. Паустовского и его произведением; учить детей правильному и осознанному чтению, видеть текст глазами автора и высказывать собственную точку зрения, эмоциональному восприятию текста; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации: пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;
развивающие: развивать речевую активность, навыки аналитического чтения, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадание к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Личностные:
–формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
–формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Предметные:
–умение осознанно воспринимать художественный текст;
–совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения);
–овладение процедурами смыслового анализа текста;
- умение работать со словарём.
Метапредметные:
Межпредметная связь с курсом "Окружающий мир", «Музыка русский язык».
- Средства обучения:
- портрет К.Г. Паустовского,иллюстрации вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, изображения; цв. карандаши;
- учебник “Литературное чтение” ч.2 ав. Климанова Л.Ф.
Литература:
1. Л. Ф. Климанова, Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х частях, 1 часть. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
Этапы урока | Дидактические задачи этапа | Содержание материала урока | Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся |
1. 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный момент) | Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. Мотивация обучающихся на урок. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Киселева Валерия, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. | Словесный (беседа) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Выяснение в ходе беседы уровня сформированности знаний по изученным темам. | -Ребята давайте вспомним с творчеством,какого писателя - прозаика мы познакомились на прошлом уроке? (Константин Георгиевич Паустовский.) 1. Где родился Константин Георгиевич Паустовский и с кем провёл своё детство? (К. Паустовский родился в Москве. Годы детства провёл с бабушкой и дедушкой на Украине.) 2. Какой была любимая тема писателя, и кто становился главными героями в них? – (Любимая тема писателя – тема природы. И часто главными героями в них становятся животные.) 3. Какими были герои произведений К. Паустовского? (Все герои произведений были – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют природу. Его рассказы полны мягкого юмора, лиризма, теплоты.) 4. С какими произведениями Паустовского вы еще знакомы? (Теплый хлеб.) Расскажите кратко,с чего начинается рассказ Паустовского. (Дети кратко пересказывают первую часть.) -Прочитайте описание зимнего вечера. (Ученик читает последний абзац на с.14.) -Как вы поняли предложение «Не спали только Маша,отопление и зима»? (Отопление не спало,это когда в батареях шум.Автор говорит,что отопление тихонько пищало свою теплую песню,а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.) -Чего ждала ворона за окном? (Она ждала,когда Петровна откроет форточку,чтобы проветрить на ночь комнату,и уведет Машу умываться.) -Как Петровна узнавала,что ворона была в комнате? (Ворона оставляла на столе мокрые следы.) -Что чаще всего таскала ворона? (Она таскала сахар, печенье и колбасу.) | Словесный (беседа) |
3. Чтение второй части текста | (Со слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке…» до слов «Должно быть, ворона воровала не только у Маши…» | Словесный (беседа) | |
4.Словарная работа | Решение исходной задачи: | Сварливая – ворчливая, склонная к ссорам. Торба - мешок с овсом,который подвешивали к морде лошади - Найдите в сказке слова, которые помогают понять, что все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, зима – в этом произведении одушевляются, т.е следующее олицетворение(Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.) (-Каменный лев, что сидел внизу; не спали только Маша, отопление и зима; отопление тихонько пищало свою тёплую песню; зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.) | Словесный (беседа); практический (чтение сказки) |
5. Физкультминутка | Беседа с целью выяснения уровня усвоенных знаний. | Жеребеночек родился, Встал на ножки,укрепился Потом робко побежал, Громко «И-го-го!»заржал. Добежал он до коня: _Папа,догони меня! | Словесный (беседа) |
6.Продолжение работы по теме урока. | Осуществление самооценки учащимися своей учебной деятельности на уроке. | 1.Работа над второй частью рассказа. Найдите в тексте ответы на вопросы. -Где жила ворона? (Она жила в заколоченном на зиму ларьке,где летом продовали мороженное.) -Что ей снилось по ночам? (По ночам ей снилось,будто воробьи прокрались в ларек и выдавливают из щелей кусочки замерзшей колбасы,яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет.) -Кого однажды застала ворона в ларьке? (Она застала там маленького растрепанного воробья по имени Пашка.) -Какое прозвище носил Пашкин дед? (Его прозвище Чичкин.) -Прочитайте о прежних временах,о которых вспоминал старый воробей. 2.Беседа по содержанию рассказа -Как поступила ворона с Пашкой, застав его в ларьке? (Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка прикинулся мертвым.Ворона выбросила его из ларька.) -Кто подобрал Пашку? (Пашку подобрал милиционер.) -Как воробей оказался у Маши? (Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер их встретил и отдал воробья с варежкой Маше.) -Расскажите,как вел себя Пашка в доме Маши. (Один раз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу -нашел ее на дереве в парке. А потом стал утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше.) - В конверте “словесный” конструктор. Соберите образное выражение. Работаем в паре. На работу 1 мин. Проверка - Прочтите, что у вас получилось. -Как вы понимаете это выражение: «От маленькой радости смеются, а от большой плачут» - А где вы встречались с этим выражением? - Как вы думаете, почему именно это выражение использует Паустовский в своей сказке? - Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку. -Что означает слово СЧАСТЬЕ для каждого из героев сказки От счастья тоже плачут Мнение детей Стр. 23 Это выражение отражает главную мысль сказки -А вы когда бываете счастливы? -Плакали когда-нибудь от счастья? Ответы детей | Словесный (беседа) |
7. Рефлексия | Нарисуйте в своей тетради смайлик,который отражает ваше отношение к материалу урока. | ||
8. Подведение итогов | -Понравился ли вам растрепанный воробей? Чем? -Что вас удивило? -Когда вам было радостно? -Чему вас научил урок? | Словесный (беседа) |