Требования к результатам освоения содержания дисциплины




Кафедра безопасности жизнедеятельности

 

 

  Утверждаю Проректор по учебно-методической работе Т.П. Петухова (подпись, расшифровка подписи) “____”______________2011 г  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

« НОКСОЛОГИЯ »

 

Направление подготовки

Техносферная безопасность

(код и наименование направления подготовки)

 

Профиль подготовки

Безопасность жизнедеятельности в техносфере

(наименование профиля подготовки)

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

Очная

 

Оренбург 2011


 

 

Рецензент

кандидат технических наук, Степанов А.С.

 

 

Рабочая программа дисциплины «Ноксология» /сост. М.Н. Шарипова. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2011. - 19 с.

 

 

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 280700.62 «Техносферная безопасность»в 4 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700.62 «Техносферная безопасность», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. № 553.

 

Составитель ____________________ М.Н. Шарипова

16.11.2011 г. (подпись)

 

 

      ã Шарипова М.Н., 2011
  ã ОГУ, 2011

 

Содержание

 

1 Цели и задачи освоения дисциплины.. 4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО.. 4

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 4

4 Содержание и структура дисциплины.. 5

4.1 Содержание разделов дисциплины.. 5

4.2 Структура дисциплины.. 8

4.3 Практические занятия. 9

4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины.. 9

5 Образовательные технологии. 10

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях 10

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 10

6.1 Образцы тестов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося. 10

6.2 Вопросы для подготовки к зачету и экзамену по дисциплине. 13

6.3 Вопросы для самоконтроля. 14

6.4 Критерии оценки. 16

7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 16

7.1 Основная литература. 16

7.2 Дополнительная литература. 17

7.3 Периодическая литература. 17

7.4 Интернет-ресурсы.. 17

7.5 Методические указания к практическим занятиям. 18

7.6 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий. 18

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 19

 


Цели и задачи освоения дисциплины

 

Целями освоения дисциплины «Ноксология» являются изучение студентами происхождения и совокупного действия опасностей, принципов их минимизации и основ защиты от них. Цель дисциплины соответствует следующим целям ООП:

- удовлетворение потребности личности в профессиональном образовании, интеллектуальном, нравственном и культурном развитии путем получения высшего образования в области защиты окружающей среды, техносферной безопасности;

- создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала каждого работника.

Задачи:

- дать представление об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу;

- сформировать критерии и методы оценки опасностей;

- описать источники и зоны влияния опасностей;

- дать базисные основы анализа источников опасности и представления о путях и способах защиты человека и природы от опасностей.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

 

Дисциплина относится к базовой части естественнонаучного цикла Б.2.1.7.

Освоение курса базируется на дисциплинах:

– Б 2.1.5: базовой части естественно научного цикла «Экология».

Преподавание дисциплины рассчитано на 4-ый семестр, что позволяет использовать полученные знания в последующих дисциплинах при выполнении домашних заданий, курсовых и дипломных работ.

Содержание данной дисциплины является опорой для освоения таких дисциплин как:

– Б 5.2: учебная и производственная практика и/или научно-исследовательская работа «Производственная практика»;

– Б 6: итоговая государственная аттестация;

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

ОК-4: компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться);

ОК-6: способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей;

ОК-7: владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;

ОК-8:способностью работать самостоятельно;

ОК-9: способностью принимать решения в пределах своих полномочий;

ОК-10: способностью к познавательной деятельности;

ОК-11: способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;

ОК-12: способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций;

б) профессиональных (ПК):

ПК-11: способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере;

ПК-19: способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу, принципы рационального природопользования;

- опасности среды обитания (виды, классификацию, поля действия, источники возникновения, теорию защиты).

Уметь: осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий

Владеть:

методами и принципами их минимизации в источниках и основами защиты от них в пределах опасных зон

Демонстрировать способность и готовность:

- организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей (ОК-6);

- пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере (ПК-11).

 

Содержание и структура дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Описание содержания дисциплины, структурированное по разделам, с указанием по каждому разделу формы текущего контроля приведено в таблице 1.

 

Таблица 1 - Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
       
  Современный мир опасностей (ноксосфера). Естественные и естественно-техногенные опасности. Взаимодействие человека с окружающей средой. Повседневные естественные опасности. Опасности стихийных явлений. Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности. Техногенные опасности. Постоянные локально-действующие опасности. Вредные вещества. Вибрации. Акустический шум. Инфpазвук. Ультразвук. Неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Лазерное излучение. Ионизирующие излучения. Постоянные региональные и глобальные опасности. Воздействие на атмосферу. Выбросы в приземный слой атмосферы. Фотохимический смог. Кислотные осадки. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Воздействие на гидросферу. Воздействие на литосферу. Электрический ток. Механическое травмирование. Системы повышенного давления. Транспортные аварии. Региональные чрезвычайные опасности. Радиационные аварии. Химические аварии. Пожары и взрывы. Тестирование  
  Теоретические основы ноксологии Становление и развитие учения о человеко- и природозащитной деятельности. Принципы и понятия ноксологии. Опасность, условия ее возникновения и реализации. Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия. Поле опасностей. Качественная классификация (таксономия) опасностей. Количественная оценка и нормирование опасностей. Критерии допустимого вредного воздействия потоков. Критерии допустимой травмоопасности потоков. Концепция приемлемого риска. Идентификация опасностей техногенных источников. Идентификация выбросов в атмосферный воздух. Идентификация энергетических воздействий. Идентификация травмоопасных воздействий. Тестирование, рубежный контроль, ПЗ № 1,2,3
  Основы защиты от опасностей Понятие "безопасность объекта защиты". Основные направления достижения техносферной безопасности. Опасные зоны. Коллективная и индивидуальная защита работающих и населения от опасностей в техносфере. Экобиозащитная техника. Устройства для очистки потоков масс от примесей. Устройства для защиты от потоков энергии. Устройства для защиты от поражения электрическим током. Устройства и средства индивидуальной защиты. Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы (региональная защита). Этапы стратегии по защите от отходов техносферы. Защита атмосферного воздуха от выбросов Защита гидросферы от стоков. 3ащита земель и почв от загрязнения. Защита от энергетических потоков и радиоактивных отходов. Защита от чрезвычайных техногенных опасностей. Экспертная оценка опасностей объекта экономики и его продукции. Экологическая экспертиза. Декларация промышленной безопасности. Технические регламенты. Защита от глобальных опасностей. Минимизация антропогенно-техногенных опасностей. Тестирование, рубежный контроль, ПЗ № 4,5,6
  Мониторинг опасностей и оценка ущерба от реализованных опасностей Системы мониторинга. Мониторинг источников опасностей. Мониторинг здоровья работающих и населения. Мониторинг окружающей среды   Тестирование, рубежный контроль, ПЗ № 7,8,9

Тестирование проводится по всему изученному материалу.

 

Структура дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).

Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студента по семестрам представлено в таблице 2.

 

Таблица 2 – Структура дисциплины

Вид работы Трудоемкость, ч
4семестр Всего
Общая трудоемкость    
Аудиторная работа    
Лекции (Л)    
Практических занятий (ПЗ)    
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа    
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) - -
Расчетно-графическое задание (РГЗ) - -
Реферат (Р) - -
Эссе (Э) - -
Самостоятельное изучение разделов    
Контрольная работа (К) - -
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),    
Подготовка и сдача зачета и экзамена    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) экзамен

 

 

Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Разделы дисциплины и их содержание в 4 семестре

№ раз- дела Наименование разделов и их содержание Количество часов Вне-ауд. работа СР
Всего Аудиторная работа
Л ПЗ ЛР
  Современный мир опасностей (ноксосфера)       -  
  Теоретические основы ноксологии       -  
  Основы защиты от опасностей       -  
  Мониторинг опасностей и оценка ущерба от реализованных опасностей       -  
  Итого:       -  

Практические занятия

 

Практические занятия, проводимые в 4 семестре, представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Практические занятия

№ занятия № раздела Тема Кол-во часов
       
    Техногенные опасности. Постоянные локально-действующие опасности.  
    Региональные чрезвычайные опасности. Радиационные аварии. Химические аварии  
    Количественная оценка и нормирование опасностей  
    Идентификация выбросов в атмосферный воздух  
    Коллективная и индивидуальная защита работающих и населения от опасностей в техносфере.  
    Устройства для защиты от поражения электрическим током. Устройства и средства индивидуальной защиты.  
    Этапы стратегии по защите от отходов техносферы.  
    Мониторинг источников опасностей.  
    Мониторинг здоровья работающих и населения.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: