ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К УЧЕБНЫМ СТРЕЛЬБАМ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсанта 2 курса отделения психологии

Касьяника Степана Сергеевича

 

Научный руководитель – старший

преподаватель А.И. Горбачев

 

Минск, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ…………………………………………

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ…………………………………………………………….

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖВЩИХ К УЧЕБНЫМ СТРЕЛЬБАМ…………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 


ВВЕДЕНИЕ

В Военной доктрине Республики Беларусь одной из задач Вооруженных Сил в мирное время является поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности войск на уровне, обеспечивающем отражение нападения локального масштаба.

Сложные условия и напряженная обстановка современного боя требуют от военнослужащих отличной боевой выучки и высокой психологической подготовки. Актуальность психологической подготовки военнослужащих подтверждает анализ современных войн и военных конфликтов, указывающий на тенденцию к возрастанию требований к психологической подготовке военнослужащих. Меткий, умело организованный огонь всех видов оружия мотострелкового подразделения в сочетании с огнем приданных и поддерживающих огневых средств является основой достижения успеха в бою.

Боевая готовность военнослужащих обеспечивается многими факторами, особое место среди которых занимает психологическая подготовка, являющаяся одним из важнейших предметов боевой подготовки, неотъемлемой частью системы боевого совершенствования личного состава Вооруженных Сил.

Основными направлениями психологической подготовки военнослужащих являются:

формирование у воинов научно-обоснованных знаний о боевых действиях, представлений о будущей войне, убеждений, готовности к подвигу, совершению самоотверженных поступков во имя победы над врагом;

повышение уровня психологической устойчивости и выносливости военнослужащих, выработка непритязательности, неприхотливости, умеренности в желаниях и потребностях;

привитие доверия к командирам и начальникам, установки на беспрекословное повиновение и послушание, благонадежности и лояльности к политике государства;

снижение психических травм, повышение уровня профессиональных и боевых навыков и умений, физиологической и психологической выносливости военнослужащих.

Эффективность проводимой работы будет во многом зависеть от того, насколько пунктуально будут соблюдаться принципы психологического моделирования противоборства с противником; профессионально-тактической обусловленности содержания психологической подготовки решаемым задачам в различных видах Вооруженных Сил и родах войск, обеспечения безопасности действий в ходе выполнения упражнений и тренировок. Кроме того очень важно соблюдать психологическое соответствие учебных и боевых задач; проблемность создаваемых учебно-боевых ситуаций; психологическое противоборство моделирующее адекватность психических состояний и действий условиям боя.

Одним из важнейших условий в формировании стрелковых умений и навыков является психологическая подготовка. В ней большое внимание уделяется воспитанию способностей к преднамеренной регуляции эмоциональных состояний.

По мере роста подготовленности стрелка, меняются направленность, содержание и методические приемы психологической подготовки. Психологическая подготовка формирует конкретные качества, необходимые для достижения вершин мастерства, нередко становится самостоятельным, главенствующим направлением.

Объект – психологическая подготовка

Предмет – психологическая подготовка военнослужащих к учебным стрельбам

Целью курсовой работы является изучение особенностей психологической подготовки военнослужащих к учебным стрельбам.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать особенности учебно-боевой подготовки;

2. Выявить особенности психологической подготовки военнослужащих;

3. Проанализировать психологическую подготовку военнослужащих к учебным стрельбам.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Процесс учебно-боевой подготовки представляет собой систему мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава, сплочению подразделений, частей, соединений Вооруженных сил для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с их предназначением. Учебно-боевая подготовка, ее содержание и направленность обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.

В современных условиях главная задача обучения и воспитания военнослужащих состоит в том, чтобы в каждом воине и боевом коллективе сформировать и закрепить боевые, морально-психологические и физические качества и на этой основе выработать высокое боевое мастерство, духовную стойкость в сочетании с сильной волей к победе в любых условиях.

Основой подготовки войск является полевая выучка, а ее стержнем — тактическая подготовка. Это объясняется тем, что независимо от средств войны тактика остается основой достижения оперативных и стратегических целей [10].

Все виды воинской деятельности военнослужащих направлены на поддержание высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделений и частей, в которых они проходят военную службу. Основными видами воинской деятельности являются учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность и реальные боевые действия.

Высокая тактическая подготовка обеспечивается огневой подготовкой стрельбы всех видов оружия, является решающим фактором ведения боя и операции. Высокая тактическая и огневая подготовка требуют должной технической грамотности, умелого использования всех возможностей техники и вооружения.

Боевая подготовка как процесс характеризуется значительной динамичностью. Это связано с появлением новых видов оружия и боевой техники, что влечет изменение тактических нормативов, а также появление новых воинских специальностей. При этом содержание боевой подготовки вступает в противоречие со временем, отводимым на обучение, поскольку объем знаний, который должен усвоить военнослужащий, растет, а время для их усвоения остается неизменным [11].

Наиболее перспективным направлением разрешения данного противоречия является понимание психологической сущности процесса боевой подготовки использование психологических факторов повышения его эффективности, учтение закономерностей процесса передачи и усвоения знаний, формирования навыков и умений, задействование скрытых психических резервов человека.

В процессе повседневной боевой учебы психологическая подготовка личного состава осуществляется посредством отработки на каждом занятии определенных элементов психологической закалки воинов. Передовой опыт показывает, что психологическая модель современного боя создается путем использования различных средств:

1. Средств имитации: учебные взрывчатые вещества, имитаторы ядерного взрыва, учебные рецептуры ОВ, имитационные гранаты и фугасы, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные ракеты огнесмеси, холостые патроны.

2. Трансляции записей шумовых эффектов боя: выстрелы танков, орудий, разрывы снарядов, мин, звуков низколетящих самолетов.

3. Создание пожаров, макетов поврежденной техники, всевозможных инженерных заграждений и препятствий: имитационные минные поля, проволочные и мало заметные ограждения, рвы, ловушки, завалы, баррикады, разрушенные участки дорог и мостов.

4. Организация реального противодействия противника: подготовленная группа личного состава, двухсторонняя игра силами двух взводов.

Осуществляя различные композиции вышеперечисленных средств, в зависимости от решаемых задач, вида вооружения и рода войск, психолог, совместно с офицерами органов боевой подготовки, командирами и штабами может осознанно вводить в процесс учебно-боевой деятельности различные психологические факторы, способные вызывать как позитивную активность воина, так и отрицательные психические явления.

Экстремальные ситуации сопровождаются воздействием на военнослужащих рядам факторов: так создание угрозы для жизни сопровождается действием фактора опасности, реальное огневое воздействие – фактором внезапности, дефицит информации – фактором неопределенности, осуществление незапланированных действий – новизной обстановки. Умелое продуманное введение в учебный процесс указанных факторов позволяет реально смоделировать отдельные элементы современного боя, а следовательно и решать задачи психологической подготовки.

Исследование психологического содержания процесса боевой подготовки военнослужащих предполагает рассмотрение сущности процесса формирования боевого мастерства, т. е. приобретения совокупности знаний, навыков, умений и профессионально важных качеств, обеспечивающих высокоэффективную военно-профессиональную деятельность.

В военной психологии принято различать два уровня научения: рефлекторный и когнитивный. На рефлекторном уровне научение выражается в усвоении определенных стимулов и соответствующих им реакций. На когнитивном уровне научение осуществляется путем усвоения знаний и соответствующих им действий.

Как правило, рефлекторный уровень научения задействуется при формировании относительно несложных навыков и умений. В формировании же сложных двигательных и интеллектуальных актов ведущая роль принадлежит когнитивному уровню.

Следует отметить, что рефлекторный и когнитивный уровни обучения не являются взаимоисключающими. Навыки, формируемые на когнитивном уровне, путем длительных тренировок могут быть доведены до автоматизма.

Необходимо помнить, что научение может быть как стихийным (попутным), так и специально организованным. Целенаправленное научение принято называть обучением.

Необходимо отметить, что знания приобретаются только в результате собственной деятельности обучающихся, поэтому обучение можно назвать процессом взаимодействия между обучающим и обучающимся, в результате чего у последнего формируются необходимые знания, навыки и умения. Обязательным условием успешности обучения является встречная активность обучаемого, для чего обучающий должен умело его стимулировать и грамотно им управлять. Установлена прямая зависимость успешности обучения, в том числе овладения воинской специальностью, и уровня мотивации учащихся [6].

С психологической точки зрения сущность боевой подготовки состоит в обеспечении активного, сознательного и прочного усвоения военнослужащими знаний, навыков и умений. Основными психологическими составляющими этого процесса являются:

¾ положительное (отрицательное) отношение к обучению;

¾ процесс познания учебного материала при задействовании важнейших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воли и др.);

¾ процесс осмысливания материала, его понимание, переработка с помощью мышления, речи, воображения:

¾ процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации;

¾ процесс практического действия, реализации знаний, формирования навыков и умений;

¾ процесс эмоционального и волевого сопровождения.

Названные процессы имеют свои закономерности, черты, свойства, особенности, которые необходимо учитывать, направлять, контролировать, стимулировать, корректировать, т. е. организовывать. Рассмотрим психологические механизмы организации обучения военнослужащих.

Навыком в психологии принято считать частичную автоматизированность выполнения и регуляции целесообразных движений и действий. Навык освобождает сознание человека от контроля за «черновой работой», позволяя сосредоточиться на главном. Так, при стрельбе из орудия сознание наводчика концентрируется на цели, а действия по наведению орудия на цель осуществляются автоматически. Этим обеспечивается устойчивость действий в неблагоприятной обстановке, их экономичность и рациональность. Формированию навыков поведения в условиях боя достигается систематическими упражнениями в применении знаний и умений, которые приводят к автоматизации определенных способов действий. Навык относится к приемам и способам выполнения действий. Он обеспечивает возможность высокоэффективно и качественно проявлять усвоенные знания и реализовывать умения на практике. По мнению кандидата психологических наук В.Хозиева – опытного специалиста в области психологического обеспечения боевой подготовки воинов к профессиональной деятельности, навык заключается в том, что сознание воина освобождается от необходимости контролировать технические компоненты деятельности в условиях воздействия на психику воина различных стрессовых факторов, позволяя сосредоточиваться на задачах, целях и условиях задания [5]. В зависимости от того, какие действия автоматизируются, выделяются и виды навыков:

1) сенсорные, связанные с автоматизмом получения информации (определение различных параметров на глаз, на слух, на вкус и т. д.);

2) двигательные, когда автоматизируются мышечные действия (работа конечностей при вождении машин, выполнении физических упражнений на спортивных снарядах, игра на музыкальных инструментах);

3) умственные (расчет точки прицеливания при стрельбе прямой наводкой, решение дорожных ситуации при вождении машины и др.).

Для выработки навыков необходимо соблюдать следующие условия:

1. Многократное сознательное повторение действий.

2. Контроль, помощь и корректировка извне.

3. Понимание своих ошибок, их причин и способов устранения.

4. Наращивание темпа, нагрузок и общей продолжительности действий.

5. Поддержка и стимулирование упражнений [8].

Умением называется способность использовать имеющиеся знания и навыки для успешного решения сложных теоретических и практических задач. Формирование умений может осуществляться несколькими путями: во-первых, путем сообщения учащимся необходимых знаний и постановкой задач по их применению (проблемное обучение); во-вторых, путем распознавания типовой задачи и определения операций, необходимых для ее решения (алгоритмизированное обучение); в-третьих, путем поэтапной психической деятельности по переработке и применению полученной информации для решения поставленных задач (обучение посредством поэтапного формирования умственных действий).

Развитию умений способствуют формирование интереса к изучаемому предмету, активизация мышления за счет постановки посильных задач, увлечение процессом работы путем поддержки, одобрения, создания благоприятных условий, избегание шаблона, упрощений и послаблений.

Понятие психологическая подготовка включает в себя формирование у личного состава психологической устойчивости, т. е. таких психологических качеств которые позволяют выполнять боевые задачи в сложных условиях, сопровождающихся опасностью для жизни и фактором внезапности. Систематическое упражнение приводят к автоматизации определенных способов действий, т.е. к формированию навыков. Навык относится к приемам и способам выполнения действий. Он обеспечивает воину возможность высокоэффективно и качественно проявлять усвоенные знания и реализовывать умения на практике. Навык, по мнению бихевиористов, – это система реакций, приобретенных на основе немногочисленных врожденных простых реакций., основной путь формирования навыков у человека в определенной сфере деятельности – это, по их утверждению воспитание, образование. Выработка у военнослужащих определенных навыков является важным инструментов противодействия экстремальной ситуации. Навык позволяет частично автоматизировать выполнение и регуляциию целесообразных движений и действий, освобождает, как уже было сказано выше, сознание человека от контроля за «черновой работой», позволяя сосредоточиться на главном. Так, при стрельбе из орудия сознание наводчика концентрируется на цели, а действия по наведению орудия на цель осуществляются автоматически. Этим обеспечивается устойчивость действий в неблагоприятной обстановке, их экономичность и рациональность, ведь только лишь одно знание того, как поступить в экстремальной ситуации и уверенность в том что действия верны, помогают уменьшить стресогенное воздействие экстремальной ситуации на личность.

Таким образом, когда употребляется понятие «психологическая подготовка» имеется в виду непосредственное формирование психологической устойчивости к действиям боевой обстановки. Понятие «морально-психологическая подготовка» подразумевает усиление поведенческого, нравственно-этического аспекта.

При организации морально-психологического обеспечения боевой подготовки личного состава следует иметь в виду, что боевая деятельность — это особый вид воинской деятельности. Она имеет место в условиях боя, войны и всегда отличается от учебно-боевой деятельности. Предметом боевой деятельности является реальный противник, его личный состав, техника. Средством — оружие и боевая техника. При учебно-боевой деятельности реальный противник отсутствует. Поэтому между учебной и боевой деятельностью имеются существенные различия.

 

Выводы по главе 1:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: