ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ




 

По определению Караяни, психологическая подготовка – это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у воинов психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях боевой обстановки [1].

С психологической точки зрения сущность боевой подготовки состоит в обеспечении активного, сознательного и прочного усвоения военнослужащими знаний, навыков и умений. Основными психологическими составляющими этого процесса являются:

– положительное (отрицательное) отношение к обучению;

– процесс познания учебного материала при задействовании важнейших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воли и др.);

– процесс осмысливания материала, его понимание, переработка с помощью мышления, речи, воображения:

– процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации;

– процесс практического действия, реализации знаний, формирования навыков и умений;

– процесс эмоционального и волевого сопровождения.

Названные процессы имеют свои закономерности, черты, свойства, особенности, которые необходимо учитывать, направлять, контролировать, стимулировать, корректировать, т. е. организовывать [14].

В ходе обучения и воспитания любого специалиста военнослужащего предусмотрено формирование широкого спектра необходимых для выполнения профессиональной деятельности качеств. И в целом задача решается успешно. Однако опыт боевых действий показывает, что не каждое качество ранее сформированное может проявиться у военнослужащего при изменении условий деятельности (погоды, рельефа местности, видимости, огневого воздействия и др.), особенно при переходе к ведению реального боя. Есть очень много примеров, когда воин успешно поражает мишень на учебных занятиях и далеко не лучшим образом ведет стрельбу при изменении условий боя, когда пассивно-оборонительные рефлексы фактически способствуют неадекватному обстановке поведению воина и снижает результативность боевой деятельности.

Успешность действий воина во многом зависит от того, насколько сформированные у него психические образы соответствуют реальной действительности. Для этого воин должен чувственно наполнить психический образ модели боевой работы: выполнять практически действия в ходе тренировок, учений, стрельб, пусков ракет днем и ночью. В этих условиях можно широко использовать методы позволяющие закрепить образную основу модели боя посредством закалки необходимых профессионально важных качеств. Они могут включать в себя: упражнения и тренировки на специальных тренажерах, имитаторах, учебных полях, на аэродромах; физические и спортивные упражнения по преодолению специальных полос препятствий, заграждений, завалов, водных рубежей; специальные спортивные игры и состязания; психологические упражнения для целенаправленного развития познавательных, эмоциональных и волевых качеств; психологический тренинг по сколачиванию коллектива, формированию совместимости, коллективизма, взаимозаменяемости и др.

В науке сформировалось значительное число различных подходов к пониманию организации и проведению психологической подготовки. Не ставя задачу их анализа, мы исходили из того, что психологическая подготовка осуществляется в ходе воспитания (воспитательными структурами), обучения (органами боевой подготовки) и при проведении мероприятий собственно психологической подготовки. Учитывая то обстоятельство, что обучение, воспитание и собственно психологическая подготовка тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, очень важно рассмотреть, каковы же качества, свойства, психические процессы и состояния формируются в каждой из перечисленных областей.

Осуществляя самый общий анализ, мы можем констатировать, что в процессе воспитания у военнослужащих вырабатываются навыки и привычки поведения в различных условиях, а следовательно развиваются волевые качества; осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее адаптации к новым условиям; военнослужащие целенаправленно ориентируются на преодоление возможных трудностей в боевых условиях, им прививается стойкость, отвага, храбрость, мужество, убежденность в правоте своих действий и др.

В процессе обучения формируются и закаляются необходимые для успешной защиты Отечества морально-боевые качества и чувства (то же мужество, стойкость, смелость, решительность, инициативность, готовность к бою, чувство коллективизма), активизируются мотивационные установки; посредством накопления соответствующих знаний, формируются представления о современном бое, а закрепление навыков и умений способствует развитию психологической готовности, устойчивости и др.

Однако сводить психологическую подготовку только к обучению и воспитанию было бы неверным. обучение и воспитание гораздо шире по решаемым задачам, чем психологическая подготовка. Существует целый ряд таких задач, особенно по формированию, развитию и закалке необходимых для выполнения боя психологических и специальных качеств, которые могут быть решены только в процессе психологической подготовки. Например, закрепление и развитие навыков и умений, необходимых для выполнения конкретной задачи; активизация черт познавательных процессов, мотивов, способностей, характерных для того или иного военного специалиста, или таких специальных качеств бойца как осмотрительность, глазомер, мышление, координация движений, устойчивость к перегрузке и др.

То есть, наряду с обучением и воспитанием, в процессе которых частично осуществляется психологическая подготовка, решается ряд задач, позволяющих нам сделать вывод, что она является самостоятельной, имеет свои пути, средства, формы и методы (аутотренинг, накопление представлений о ситуациях боя и адаптация к ним, психокоррекция, психореабилитация и др.). Именно данное обстоятельство зачастую вносит некоторую неопределенность в вопросы, касающиеся организации психологической подготовки [1].

В этой связи очень четко важно различать содержание общей, специальной и целевой психологической подготовки. Так, в ходе общей психологической подготовки, которая осуществляется в процессе обучения и воспитания, формируются необходимые для боя профессионально важные качества (мужество, героизм, храбрость и др.), которые должны соответствовать общим целевым установкам и требованиям, предъявляемым к личному составу. При воспитании психологической устойчивости перед факторами, вызванными экстремальной ситуацией, главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для военнослужащего стали привычными. Чтобы неожиданность стала правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом [4].

Специальная психологическая подготовка менее связана с обучением и воспитанием и более приближена к самостоятельной психологической подготовке к выполнению поставленной задачи. Ей в большей мере присущи специфические методы (тренажи, идеомоторные тренировки, изучение основных признаков целей и др.). В ходе специальной психологической подготовки решаются вопросы по осознанию боевой задачи, убеждению воинов в необходимости беспрекословного ее выполнения, активизации в этих целях готовности и других специфических профессионально важных качеств. Именно в ходе специальной психологической подготовки в наибольшей мере решаются вопросы по снижению элементов неизвестности в общей системе предстоящих действий, формируются и активизируются специфические качества необходимые именно для выполнения данной задачи.

Целевая психологическая подготовка проводится к конкретному бою, к конкретному полету, походу, пуску и т. д. Она наименее связана с обучением и направлена на подъем активности личного состава, мобилизацию его психики на выполнение поставленной задачи.

При организации психологической подготовки военнослужащих следует учитывать наиболее существенные характеристики психики, от которых зависит поведение человека в бою, с тем, чтобы предусмотреть возможные психические нарушения в экстремальной обстановке.

Свойствами психики, способствующими эффективному осуществлению боевой деятельности, являются:

1) сформированность системы мотивов;

2) надежность функционирования психических процессов;

3) контролируемая реакция на факторы боя;

4) возможность саморегуляции психических состояний.

Для достижения победы военнослужащему недостаточно уметь пользоваться оружием и боевой техникой и знать тактику боя, он должен быть готов к применению своих навыков в любых условиях, которые могут сложиться в боевой обстановке, в чем и состоит цель психологической подготовки. При этом основными психологическими факторами боя являются:

1) опасность — осознание угрозы своим здоровью и жизни;

2) внезапность — неожиданные изменения обстановки в ходе выполнения задачи;

3) неопределенность — отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения задачи или о противнике;

4) увеличение темпа действий — сокращение времени на выполнение действий:

5) дефицит времени — условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно за счет простого увеличения темпа действий, необходимо изменение содержания структуры деятельности

В настоящее время не представляется возможным объективно оценить психологическую готовность воина и коллектива к выполнению боевой задачи. На практике командиры выносят заключение о степени психологической готовности военнослужащих по следующим показателям:

— насколько военнослужащие осознают поставленную задачу и внутренне принимают ее;

— насколько сформированы навыки действий в подобных ситуациях;

— насколько развито чувство коллективизма, какова степень психологической совместимости;

— какова степень положительных психических состояний (подъема, боевого возбуждения, решительности) и мера беспокойства, тревоги, неуверенности;

— каков характер реакций на информацию о предстоящих действиях.

Оценка этих показателей осуществляется в ходе контрольных занятий и учений, моделирующих психологические условия боя. Чтобы достичь уровня боевых психических нагрузок, рекомендуется использовать не менее трех приемов моделирования для каждого испытуемого. На основе оценки каждого норматива выставляется единая оценка, свидетельствующая о боевой готовности [16].

Безусловно, в процессе учебно-боевой деятельности необходимо формировать надежность функционирования психических процессов. Данное явление принято называть помехоустойчивостью. Факторы боя могут оказывать такое воздействие, что человек теряет способность адекватно воспринимать действительность.

Нарушаются процессы мышления, внимания, даже речи. Поэтому в процессе учебно-боевой подготовки целесообразно проводить мероприятия, направленные на повышение функционирования психики военнослужащего.

Функциональная надежность психики повышается за счет:

— выработки высокой чувствительности органов чувств и их устойчивости;

— развития способности правильно оценивать в бою расстояние, время, скорость

— повышения способности сохранять в бою продуктивность памяти, гибкость, мобильность, быстроту мышления.

 

Выводы по главе 2:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: