Сны, галлюцинации, иллюзии.




Некоторые, по всей вероятности, считают, что предсмертныйопыт всего лишь желанные сновидения, фантазии или галлюцинации,возникновение которых обусловлено различными факторами: в одномслучае действием наркотиков, в другомцеребральной анастезией, втретьих- изоляцией и т. п. Иными словами, в этом случаепредсмертный опыт рассматривается как иллюзия. Я думаю, что против этой точки зрения имеется нескольковозражений. Во-первых, имеется большое сходство в отношениисодержания и протекания событий, о которых рассказывают лицапережившие предсмертный опыт, несмотря на то, что большинстворассказов не соответствуют тому представлению о посмертныхсобытиях, которые характерны для людей нашей культуры. Крометого, мы обнаруживаем, что события, переживаемые умирающими,согласно рассказам лиц, которых мы обследовали, необычайноточно совпадают с тем, о чем рассказывается в древних иэкзотерических писаниях, совершенно неизвестных нашимпациентам. Во-вторых, остается несомненным фактом то, что лица, скоторыми я беседовал, не являются жертвами психоза. Они мнепредставляются как эмоционально устойчивые, нормальные люди,участвующие в жизни общества. Они имеют нормальную работу изанимают положение, исключающее безответственность. Они имеютустойчивые семьи и определенный круг родственников и друзей.Почти ни один из тех, с кем мне довелось беседовать, непереживал внетелесного опыта более одного раза в жизни. И, чтонаиболее существенно, наши информаторы, это все люди, которыемогут четко различать опыт, полученный во сне и наяву. В то же время, все эти люди утверждают, что то, что онипережили, находясь на краю смерти, было не сном, адействительно происходило с ними. Они почти неизменно уверялименя во время наших бесед, что их опыт был не сном, асовершенно отчетливой реальностью. Наконец, имеется факт, чтодля многих сообщений о внетелесном состоянии имеютсянезависимые подтверждения. Определенные обязательства передмоими пациентами исключают сообщение имен и идентифицирующихдеталей, но я видел и слышал достаточно, чтобы утверждать, чтоя по-прежнему изумлен и обескуражен. Я считаю, что любой, ктоначинает систематически знакомиться с предсмертным опытом,также обнаружит это странное, но несомненное соответствие. Покрайней мере, я не сомневаюсь, что любой исследовательобнаружит достаточное число фактов, из которых он сам увидит,насколько предсмертный опыт далек от обычных сновидений и неможет не принадлежать к совершенно другой категории явлений. В заключение я позволю себе заметить, что любые"объяснения" не являются просто абстрактной интелектуальнойсистемой. Они, кроме того, являются проекцией личности того,кто их предлагает. Люди вступают в эмоциональный союз сканонами научных объяснений, которые они изобретают илипринимают. В моих многочисленных лекциях о собранных мноюрассказах о предсмертных событиях, мне было предложеномножество типов объяснений. Люди для которых было свойственнофизиологическое, фармакологическое или неврологическоемышление, рассматривают свою собственную систему взглядов какисточник для объяснения того, что интуитивно представляетсяочевидным, даже в тех случаях, когда факты противоречатпредлагаемым объяснениям. Те, кто являются сторонниками теорииФрейда, склонны видеть в светящемся существе проекцию отцаданного субъекта, в то время как последователи Юнга видят в немархитипы коллективного бессознательного, и так добесконечности. Я хочу снова подчеркнуть, что я не предлагаюкаких-либо новых собственных объяснений всего этого, япостарался лишь перечислить причины, из-за которых теобъяснения, которые часто предлагают, представляются мне покрайней мере сомнительными. То, что я предлагаю, сводитсяпо-существу к следующему: давайте, по крайней мере, оставимоткрытой возможность того, что предсмертный опыт представляетсобой новое явление и мы еще должны найти новые пути для егообъяснения и понимания.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

Работая над этой книгой, я сознавал, что мои цели и задачивесьма легко могут быть поняты неверно. В особенности мнехотелось бы заметить для читателей, мыслящих научнымикатегориями, что я отчетливо понимаю, что то, что я сделал, непредставляет собой научного исследования. А моимколлегам-философам я хочу сказать, что я вовсе не испытываю,будто я "показал", что есть жизнь после смерти. Исчерпывающееобсуждение этой проблемы вовлекло бы нас в дискуссию, выходящуюза рамки этой книги, так что я ограничусь только несколькимикороткими впечатлениями. В специальных исследованиях, посвященных логике, праву иликакой-либо научной проблеме такие слова как "вывод","свидетельство" и "доказательство" являются техническимитерминами и имеют более точное значение, чем при употребленииих в обычной жизни. В повседневном языке эти же самые словаупотребляются куда более свободно. Достаточно дажеповерхостного взгляда на многие сенсационные статьи впопулярных журналах, чтобы увидеть, что почти любаямалоправдоподобная история преподносится читателям, какнесомненное "доказательство". В логике то, что может или не может быть сказано наосновании имеющихся предпосылок, не может носить случайногохарактера. Оно совершенно точно определяется определеннымиправилами, положениями и законами. Когда кто-то говорит, что онпришел к определенным "выводам", это означает, что любойисследователь, который будет исходить из тех же самыхпредпосылок, придет к тем же самым выводам, если только он несделает никакой ошибки. Это замечание объясняет, почему я отказываюсь делатькакие-либо "выводы" из моего исследования и почему я говорю,что не пытаюсь конструировать доказательства очень древнегоучения о том, что жизнь продолжается после смерти тела. И всеже я знаю, что данные о предсмертном опыте имеют большоезначение. Единственное, к чему я стремился при создании этойкниги, - это найти некоторый средний путь для их интерпритации,путь, который с одной стороны не отрицает этого опыта наосновании того, что для него не имеется логического илинаучного обоснования, а, с другой стороны, лишен сенсационныхвосклицаний о том, что "доказано", что есть жизнь после смерти. В то же время, как мне кажется, следует допустить, чтонаша неспособность сформулировать такое доказательство связанане с ограничениями, накладываемыми собственно предсмертнымопытом. Вероятно, это обусловлено ограничениями, присущеминаучному логическому мышлению. Не исключено, что в будущемнаука и логика будут отличаться от современных. (Следуетпомнить, что исторически научная методология не представляласобой неизменную статическую систему, а была изменяющимся,динамическим процессом) Итак, я говорил в конце моей книги не о выводах идоказательствах, а о чем-то гораздо менее определенном, - обощущениях, вопросах, аналогиях, удивительных фактах,нуждающихся в объяснении. По существу, правильнее, наверно,говорить не о выводах, которые я делаю на основании моихисследований, а о том, какое впечатление произвело данноеисследование на меня самого. На это я могу ответить следующее.Есть что-то чрезвычайно убедительное в том, что видишьчеловека, рассказывающего тебе о том, что он пережил, но этуубежденность не так легко передать при написании книги. Дляэтих людей их предсмертный опыт был совершенно реальнымсобытием, и благодаря моему знакомству с ними этот опыт сталреальным и для меня. Конечно, я понимаю, что этот довод психологический, а нелогический. Логика есть всеобщее достояние, а психологическиедоводы таковыми не являются. При одних и тех же обстоятельстваходно и то же событие произведет на одного человека одновпечатление, а на другого совершенно иное. Это зависит отмировоззрения человека, его темперамента и т. п. Я не хочуутверждать, что мое отношение к данному исследованию должнобыть законом для всех остальных. В таком случае можетвозникнуть вопрос: "Если интерпритация этого опыта носит стольсубъективный характер, то зачем исследовать эти явления!" Вответ на это я могу только еще раз указать на всеобщий интереслюдей к вопросу о природе смерти. Поэтому я думаю, что любойсвет, который может быть пролит на эту тайну, будет хорош.Освещение этого вопроса необходимо для людей многих профессий иакадемических исследований. Это необходимо и для врача,которому приходится встречаться со страхом и надеждойумирающего больного, и для священника, помогающего встретитьсмерть. Это необходимо также и для психологов и психиатров, таккак для того чтобы выбирать подходящие и эффективные методы длялечения душевных заболеваний, им необходимо знать, чтопредставляет собой сознание и может ли оно существоватьотдельно от тела. Если нет, то в этом случае усилия поразработке методов психологической терапии должны бытьнаправлены исключительно в сторону поиска физических методов -новых лекарств, электротерапии и т. п. Если сознание можетсуществовать отдельно от тела, как нечто, живущее по своимособым законам, тогда лечение нарушений сознания должно бытьсовершенно иным. Однако, здесь затрагиваются вопросы еще более важные, чемчисто академические и медицинские. Сюда относится проблемаглубоко личная, ибо от того, что мы узнаем о смерти, зависитто, как мы будем жить. Если опыт, о котором рассказывалось вэтой книге, реален, то он находится в безусловной зависимостиот того, что каждый из нас делает в этой жизни. И в этом случаесовершенно справедливо, что мы не можем достаточно полнопонимать эту жизнь, если мы не можем уловить хоть проблеска изтого, что лежит за ней.

ОБ АВТОРЕ.

Раймонд Моуди женат, имеет двух сыновей. Он активно изучили преподавал философию, специализируясь в области этики, логикии философии языка. В дальнейшем, после преподавания философии, он продолжилизучать медицину и решил стать психиатром для того, чтобыпреподавать философию медицины в медицинской школе. Именно вэто время он исследовал явление продолжения жизни после смертитела, выступая с лекциями перед студентами и профессиональнымимедиками. Поскольку серьезные исследования данного явленияоказались совершенно новыми, д-р Моуди не знал, что сходныеисследования проводятся и другими специалистами. Так, в товремя, когда рукопись книги "Жизнь после смерти" была уже впечати, он познакомился с д-ром Элизабет Кублер-Росс, котораяпроводила аналогичные исследования. Д-р Моуди и д-р Э.Кублер-Росс не встречались до февраля 1976 года.

ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Книга Р. Моуди, по всей вероятности, есть одно из техвеликих откровений, которые даны людям ХХ века. Душабольшинства наших современников настолько порабощенаподавляющим своей реальностью видимым миром, что почти утратиласпособность ощущать, что за величественными картинами природыесть еще некая невидимая реальность, изначальная и вечная. Мыпочти перестали чувствовать, что на каждом явлении природы,неоскверненном человеком, лежит печать Божественной благости.Мы перестали понимать, что древние иконы, фрески и храмы,которыми мы не устаем восхищаться, появились не на пустомместе, а есть свидетельство духовной высоты их создателей,которые видели не только метериальное измерение мира, но и егодуховную первооснову. И вот нам, людям ХХ века, привыкшим доверять лишь"объективным" показаниям приборов, лишь тому, что можнопроверить и при аналогичных условиях воспроизвести, открываетсяопыт потусторонней жизни. Рассказывают о нем люди, которые лет30 назад ничего не могли бы сообщить нам, так как в то времяврачи не могли бы вернуть их к жизни. Эти люди, весьмаразличные по своим взглядам, характеру и уровню образования,согласно свидетельствуют об одном и том же: жизнь человека непрекращается со смертью тела. Впечатление такое, будто Бог снисходит к нашему немощномудуху и дает нам беспрецедентное свидетельство о реальностидуховного мира. В то же время, как и всякое откровение,свдетельства людей, переживших клиническую смерть, остаютсятолько свидетельствами. Их можно принять, но можно иопровергнуть, предложив тысячу всевозможных объяснений. Это недоказательства, так как в сфере духовной жизни "доказательств"вообще не существует. Если бы они были возможны, то свободанашей воли, свобода выбора между признанием и непризнаниемреальности бытия духовного мира, была бы по-существу утрачена. Для людей верующих смысл этого откровения, пожалуй,совпадает со смыслом слов некоторого человека, о которомрассказываетса в Евангелии от Марка (9, 17-24), -"верую Господи! помоги моему неверию". Наша вера становится лишь еще большей,когда Бог укрепляет наше упование свидетельством своей близостик нам. Быть может, в чем-то эти свидетельства изменяют нашепривычное мироощущение, что-то в них даже может несколько насшокировать. Но проходит время, и мы начинаем понимать, чтопоскольку такие данные существуют, то именно мы, христиане,должны первыми не только услышать, но и осознать то, чтооткрывается людям, пережившим клиническую смерть. Переводчику довелось слышать о подобном же опыте отчеловека, которого он хорошо знал. Опыт смерти, пережитый этимчеловеком в начале 60-х годов казался всем, кто о нем зналсовершенно уникальным. Тем более интересным было узнать о том,что сходный опыт переживали многие другие люди в другой стране. Книга Р. Моуди, вероятно, открывает новую страницу впознании человеком самого себя и окружающей реальности. Онаяркий пример того, что наука не может входить в противоречия срелигиозным восприятием мира. Это мнимое противоречие иногдаимело место при рождении новых научных дисциплин. Но проходиловремя и люди вновь убеждались в справедливости того, что "малоезнание уводит от Бога, а большое знание приводит к Нему". Переводчик приносит глубокую благодарность всем, кто помогполучить английский текст книги, перевести его на русский языки перепечатать.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие............................... 1Феномен смерти............................ 3Опыт умирания............................. 7Невыразимость............................. 10Способность слышать происходящее.......... 10Ощущение мира и покоя..................... 10Шум....................................... 11Темный туннель............................ 11Вне тела.................................. 12Встреча с другими......................... 21Светящееся существо....................... 23Картины прошлого.......................... 25Граница или предел........................ 29Возвращение............................... 31Как рассказать о пережитом другим людям... 34Влияние на жизнь.......................... 36Новое отношение к смерти.................. 38Подтверждения............................. 40Параллели................................. 44Библия.................................... 44Платон.................................... 45Тибетская Книга Мертвых................... 47Эммануэль Сведенборг...................... 48Вопросы................................... 49Объяснения................................ 58Сверхъестественные обьяснения............. 58Научные объяснения........................ 58 1. Фармакологические................... 58 2. Физиологические..................... 61 3. Неврологические..................... 61 4. Психологические..................... 64 Исследование последствий изоляции. 64 Сны, галлюцинации, иллюзии........ 66Впечатления............................... 67Об авторе................................. 67Послесловие переводчика................... 69 Last-modified: Fri, 21 Feb 1997 22:16:45 GMT


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: