ТВОРЧЕСТВО И СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ




 

В пре­ды­ду­щем об­суж­де­нии твор­чес­ко­го про­цес­са, упо­мя­нув о не­об­хо­ди­мос­ти для оза­ре­ния со­от­вет­с­т­ву­юще­го пси­хо­ло­ги­чес­ко­го сос­то­яния, мы ос­та­ви­ли от­к­ры­тым воп­рос, в чем же, соб­с­т­вен­но, зак­лю­ча­ет­ся это сос­то­яние. Не­ко­то­рые уче­ные на­ча­ли изу­че­ние это­го воп­ро­са с ис­сле­до­ва­ния сос­то­яний соз­на­ния, со­от­вет­с­т­ву­ющих твор­чес­т­ву в раз­лич­ных от­рас­лях зна­ния.

Элмер и Элис Грин, ис­сле­до­ва­те­ли би­оло­ги­чес­кой об­рат­ной свя­зи при Фон­де Мен­нин­д­же­ра, изу­ча­ли фи­зи­оло­ги­чес­кие ас­пек­ты вза­имо­от­но­ше­ний меж­ду твор­чес­т­вом и сос­то­яни­ями соз­на­ния. Фик­си­руя фи­зи­оло­ги­чес­кие па­ра­мет­ры лю­дей на раз­лич­ных ста­ди­ях твор­чес­ко­го про­цес­са, они смог­ли ус­та­но­вить на­ли­чие силь­ной кор­ре­ля­ции меж­ду фа­зой оза­ре­ния и, по край­ней ме­ре, од­ним фи­зи­оло­ги­чес­ки раз­ли­чи­мым сос­то­яни­ем соз­на­ния.

Вот, что они пи­шут:

Подход, или ключ, ко всем этим внут­рен­ним про­цес­сам зак­лю­ча­ет­ся в дос­ти­же­нии осо­бо­го сос­то­яния соз­на­ния, в ко­то­ром раз­рыв меж­ду соз­на­тель­ным и бес­соз­на­тель­ным про­цес­са­ми на­ме­рен­но су­жа­ет­ся и, ес­ли это нуж­но, ус­т­ра­ня­ет­ся. Ког­да ус­та­нов­ле­но та­кое сос­то­яние са­мо­ре­гу­ли­ру­емо­го меч­та­ния, мож­но за­дать сво­ему те­лу лю­бую прог­рам­му, и она бу­дет вы­пол­не­на, мож­но бес­п­рис­т­рас­т­но ис­сле­до­вать эмо­ци­ональ­ные сос­то­яния, за­по­ми­ная их или от­б­ра­сы­вая, или пол­нос­тью вы­тес­няя дру­ги­ми, ка­жу­щи­ми­ся бо­лее по­лез­ны­ми, сос­то­яни­ями, а так­же най­ти эле­ган­т­ное ре­ше­ние проб­лем, не­раз­ре­ши­мых при обыч­ном сос­то­янии соз­на­ния.

Состояние соз­на­ния, ко­то­рое име­ют в ви­ду суп­ру­ги Грин, есть не осоз­нан­ное сно­ви­де­ние, а гип­на­го­ги­чес­кое, или про­сон­ное, сос­то­яние. Тем не ме­нее, их вы­во­ды мож­но от­нес­ти, быть мо­жет, да­же в боль­шей сте­пе­ни, и к сос­то­янию осоз­нан­но­го сно­ви­де­ния, в ко­то­ром соз­на­тель­ный и бес­соз­на­тель­ный ум ока­зы­ва­ют­ся ли­цом к ли­цу.

Карл Род­жерс так­же об­ра­тил вни­ма­ние на вза­имос­вязь меж­ду твор­чес­т­вом и пси­хо­ло­ги­чес­ки­ми сос­то­яни­ями. В кни­ге «Ста­нов­ле­ние лич­нос­ти» он упо­ми­на­ет три пси­хо­ло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти, ко­то­рые, по его мне­нию, бо­лее все­го свой­с­т­вен­ны твор­чес­т­ву. Пер­вая из них - от­к­ры­тость воз­дей­с­т­вию ок­ру­жа­юще­го ми­ра - про­ти­во­по­лож­на пси­хо­ло­ги­чес­кой са­мо­дос­та­точ­нос­ти, или жес­т­кой при­вер­жен­нос­ти сло­жив­шим­ся кон­цеп­ци­ям, мне­ни­ям, те­ори­ям и ги­по­те­зам. Она под­ра­зу­ме­ва­ет тер­пи­мое от­но­ше­ние к не­оп­ре­де­лен­нос­ти и спо­соб­ность об­ра­ба­ты­вать про­ти­во­ре­чи­вую ин­фор­ма­цию, не скло­ня­ясь к не­об­ду­ман­ной ве­ре или не­ве­рию.

Единственное, что тре­бу­ет­ся для дос­ти­же­ния осоз­нан­нос­ти во сне, - это уме­ние об­ра­ба­ты­вать про­ти­во­ре­чи­вую, не­оп­ре­де­лен­ную и, за­час­тую, не­ве­ро­ят­ную ин­фор­ма­цию, пре­дос­тав­ля­емую нам в сно­ви­де­нии, при­чем де­лать это на­до дос­та­точ­но гиб­ко, что­бы до­пус­тить нес­тан­дар­т­ный вы­вод об ил­лю­зор­нос­ти сво­их впе­чат­ле­ний. Та­ким об­ра­зом, ес­ли вы лег­ко до­би­ва­етесь во сне сос­то­яния осоз­нан­нос­ти, то от­к­ры­тое от­но­ше­ние к ок­ру­жа­юще­му ми­ру не бу­дет для вас проб­ле­мой.

Следующей осо­бен­нос­тью твор­чес­ко­го сос­то­яния яв­ля­ет­ся на­ли­чие внут­рен­не­го ис­точ­ни­ка оцен­ки. Это оз­на­ча­ет, что зна­чи­мость про­дук­та твор­чес­т­ва оп­ре­де­ля­ет­ся не одоб­ре­ни­ем или кри­ти­кой со сто­ро­ны дру­гих, а мне­ни­ем че­ло­ве­ка, его соз­дав­ше­го. Это ниг­де так от­чет­ли­во не про­яв­ля­ет­ся, как в осоз­нан­ных сно­ви­де­ни­ях, где каж­дый яв­ля­ет­ся од­нов­ре­мен­но и пос­та­нов­щи­ком, и зри­те­лем.

И пос­лед­няя осо­бен­ность, при­су­щая, сог­лас­но Род­жер­су, твор­чес­т­ву, - это спо­соб­ность иг­рать с эле­мен­та­ми и кон­цеп­ци­ями, спо­соб­ность к неп­ред­с­ка­зу­емо­му жон­г­ли­ро­ва­нию иде­ями, цве­та­ми, сло­ва­ми, от­но­ше­ни­ями, при­во­дя­щая к не­мыс­ли­мым ком­би­на­ци­ям эле­мен­тов, не­ве­ро­ят­ным те­ори­ям и не­под­в­лас­т­ным ло­ги­ке от­к­ры­ти­ям. Осоз­нан­но сно­ви­дя­щие име­ют воз­мож­ность де­лать в сво­их снах все, что угод­но, по­это­му осоз­нан­ные сно­ви­де­ния - это иде­аль­ная ла­бо­ра­то­рия для та­ко­го ро­да эк­с­пе­ри­мен­тов. Как мы уви­дим в сле­ду­ющем раз­де­ле, при этом мож­но ис­поль­зо­вать сред­с­т­ва, го­раз­до бо­лее раз­но­об­раз­ные, чем те, что дос­туп­ны нам во вре­мя бод­р­с­т­во­ва­ния.

 

НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ

 

Наиболее важ­ным по­ня­ти­ем, от­но­ся­щим­ся к сти­му­ли­ро­ва­нию с по­мощью осоз­нан­ных сно­ви­де­ний твор­чес­кой фа­зы оза­ре­ния, яв­ля­ет­ся так на­зы­ва­емое «не­яв­ное» зна­ние. Ве­щи, о ко­то­рых вы уве­ре­ны и ко­то­рые мо­же­те внят­но сфор­му­ли­ро­вать, как-то, ваш до­маш­ний ад­рес, или как за­вя­зать бо­ти­нок, на­зы­ва­ют­ся «явным» зна­ни­ем. В про­ти­во­по­лож­ность это­му, не­яв­ное зна­ние вклю­ча­ет в се­бя то, что вы зна­ете, но не мо­же­те объ­яс­нить (как хо­дить, или го­во­рить), и то, что вы зна­ете, но не зна­ете по­че­му (ска­жем, цвет глаз ва­шей пер­вой учи­тель­ни­цы). Не­яв­ное зна­ние про­яв­ля­ет­ся в эк­с­пе­ри­мен­тах по рас­поз­на­нию, ког­да че­ло­век ду­ма­ет, что он все­го лишь слу­чай­но уга­ды­ва­ет кар­тин­ку, а на са­мом де­ле про­цент по­па­да­ний вы­ше прос­то ве­ро­ят­нос­т­но­го.

Из этих двух раз­но­вид­нос­тей зна­ния не­яв­ное зна­чи­тель­но боль­ше по объ­ему - мы зна­ем боль­ше, чем по­ни­ма­ем. Во сне мы го­раз­до бли­же кон­так­ти­ру­ем с не­яв­ным зна­ни­ем, чем во вре­мя бод­р­с­т­во­ва­ния. При­пом­нив свои сно­ви­де­ния, вы на­вер­ня­ка най­де­те сре­ди них та­кое, в ко­то­ром внеш­ность че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го вы ви­де­ли все­го раз в жиз­ни, бы­ла вос­п­ро­из­ве­де­на с по­ра­зи­тель­ной под­роб­нос­тью, по срав­не­нию с тем, что вы мог­ли бы вспом­нить в сос­то­янии бод­р­с­т­во­ва­ния. Объ­яс­не­ние это­го фе­но­ме­на кро­ет­ся в дос­ту­пе к не­яв­но­му зна­нию, от­к­ры­ва­юще­му­ся во сне, при­чем там это мож­но де­лать впол­не осоз­нан­но. По­это­му в сно­ви­де­ни­ях мы не ог­ра­ни­че­ны, как в бод­р­с­т­ву­ющем сос­то­янии, соз­на­тель­ным дос­ту­пом толь­ко к не­боль­шой час­ти ак­ку­му­ли­ро­ван­но­го на­ми опы­та.

Помимо осоз­нан­нос­ти, по-ви­ди­мо­му, нет ино­го спо­со­ба оп­ре­де­лить мо­мент, ког­да нас­ту­пил твор­чес­кий сон, ес­ли толь­ко он во­об­ще воз­мо­жен при дру­гих об­с­то­ятель­с­т­вах. В осоз­нан­ном сно­ви­де­нии мы мо­жем взять не­объ­ят­ные твор­чес­кие воз­мож­нос­ти, от­к­ры­ва­ющи­еся во вре­мя сна, под кон­т­роль ума. Сле­ду­ющий при­ме­ру - де­мон­с­т­ра­ция то­го, как оней­ро­нав­ту уда­лось най­ти спе­ци­фи­чес­кий эле­мент не­яв­но­го зна­ния в ви­де кни­ги. В ней он не на­шел кон­к­рет­но­го ре­ше­ния сво­ей проб­ле­мы, но прос­нув­шись, на­шел его в кни­ге ре­аль­ной. Зна­ние, по­лу­чен­ное в дан­ном слу­чае, зак­лю­ча­лось в том, что най­ден­ная кни­га со­дер­жа­ла ключ к проб­ле­ме.

Недавно я за­нял вто­рое мес­то в ма­те­ма­ти­чес­ком кон­кур­се. По­лу­чив лис­ток с за­да­ча­ми (все­го их бы­ло пять), я боль­шую часть дня про­вел, про­буя все­воз­мож­ные спо­со­бы их ре­ше­ния. Ночью в осоз­нан­ном сно­ви­де­нии я стал рыть­ся в име­ющем­ся у ме­ня спе­ци­аль­ном спра­воч­ни­ке по ма­те­ма­ти­ке. Не ду­маю, что я про­чи­тал в нем что-то кон­к­рет­ное, ско­рее, я прос­то про­лис­тал его. Субъ­ек­тив­но, сон длил­ся не боль­ше двух се­кунд. Пос­ле про­буж­де­ния я до са­мо­го ве­че­ра не имел воз­мож­нос­ти пос­мот­реть в спра­воч­ник. Но заг­ля­нув в кон­це кон­цов в не­го, я на­шел при­ем, ко­то­рый был не­об­хо­дим для ре­ше­ния од­ной из за­дач. (Т.Д., Клар­к­с­вилль, Тен­нес­си)

 

МЫСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

Если на­ша ги­по­те­за о том, что осоз­нан­ные сно­ви­де­ния об­лег­ча­ют дос­туп к кла­до­вой зна­ния и что они са­ми по се­бе спо­соб­с­т­ву­ют твор­чес­т­ву, вер­на, то ка­ким об­ра­зом осоз­нан­но сно­ви­дя­щий мо­жет вос­поль­зо­вать­ся этой воз­мож­нос­тью? Для от­ве­та на этот воп­рос сто­ит по-но­во­му взгля­нуть на при­ме­ры, при­ве­ден­ные в на­ча­ле гла­вы. Ме­нед­жер оп­ро­бу­ет во сне раз­лич­ные ва­ри­ан­ты об­с­та­нов­ки сво­его ма­га­зи­на. Че­ло­век, за­ни­ма­ющий­ся ре­мон­том ав­то­мо­би­ля, то­же прив­но­сит в сно­ви­де­ние эле­мен­ты сво­ей проб­ле­мы и ма­ни­пу­ли­ру­ет ими, по­ка не на­хо­дит ре­ше­ние. Сту­дент-хи­мик прос­то про­дол­жа­ет ре­шать свои за­да­чи, как буд­то и не ло­жил­ся спать.

Следующее пись­мо - при­мер еще од­но­го ти­па мыс­лен­но­го мо­де­ли­ро­ва­ния, при ко­то­ром че­ло­век мо­жет мо­де­ли­ро­вать са­мые аб­с­т­рак­т­ные по­ня­тия (отме­тим, что в дан­ном слу­чае фа­зы под­го­тов­ки и вы­на­ши­ва­ния уже бы­ли прой­де­ны).

Чуть боль­ше го­да на­зад я изу­чал курс ли­ней­ной ал­геб­ры, в ко­то­ром вво­ди­лось по­ня­тие век­тор­ных прос­т­ранств. Пы­та­ясь глуб­же ра­зоб­рать­ся в этом по­ня­тии, я стол­к­нул­ся с серь­ез­ны­ми зат­руд­не­ни­ями. Од­на­ко не­де­лю спус­тя я уви­дел осоз­нан­ный сон об аб­с­т­рак­т­ных век­тор­ных прос­т­ран­с­т­вах. Я не­пос­ред­с­т­вен­но ощу­щал че­ты­рех­мер­ное прос­т­ран­с­т­во. В этом сне не бы­ло ви­зу­аль­ной ком­по­нен­ты, но та­ко­го ро­да аб­с­т­рак­т­ные сны у ме­ня не ред­кость. Са­мое боль­шее, что я мо­гу опи­сать, это ощу­ще­ние че­ты­рех вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ных ко­ор­ди­нат­ных осей. С той но­чи и сно­ви­де­ние, и ма­те­ма­ти­ка при­об­ре­ли для ме­ня еще боль­шую при­тя­га­тель­ность, и я уже не стал­ки­вал­ся с серь­ез­ны­ми труд­нос­тя­ми в по­ни­ма­нии ис­чис­ле­ния век­тор­ных прос­т­ранств. (Т.Д., Клар­к­с­вилль, Тен­нес­си)

Программист-компьютерщик ис­поль­зу­ет ло­ги­чес­кие спо­соб­нос­ти ума для мо­де­ли­ро­ва­ния в осоз­нан­ном сно­ви­де­нии ра­бо­ты сво­их прог­рамм.

Я дол­ж­на бы­ла на­пи­сать прог­рам­мы в ка­чес­т­ве до­маш­не­го за­да­ния, и пе­ред тем, как наб­рать их на ком­пь­юте­ре, я про­ве­ри­ла свои ал­го­рит­мы в осоз­нан­ном сно­ви­де­нии. Как вы­яс­ни­лось, мно­гие мои идеи бы­ли не вер­ны или тре­бо­ва­ли до­пол­ни­тель­ной до­ра­бот­ки. Это из­ба­ви­ло ме­ня от мно­гих ча­сов внек­лас­сной ра­бо­ты. Я всег­да «про­го­няю» прог­рам­мы в уме пе­ред тем как са­дить­ся за ком­пь­ютер. (Л.Х., Хэйз, Кан­зас)

Использование осоз­нан­ных сно­ви­де­ний для соз­да­ния мыс­лен­ных мо­де­лей проб­лем­ных си­ту­аций ле­жит в ос­но­ве пред­ла­га­емо­го ни­же уп­раж­не­ния. При­емы мыс­лен­но­го мо­де­ли­ро­ва­ния мо­гут быть по­лез­ны так­же и для ху­дож­ни­ков. Фа­ри­ба Бог­за­ран, ху­дож­ник и ис­сле­до­ва­тель­ни­ца сно­ви­де­ний, с по­мощью осоз­нан­ных снов ищет те­мы для сво­их бу­ду­щих ра­бот. Она вхо­дит в сос­то­яние осоз­нан­нос­ти каж­дый раз, ког­да во сне по­па­да­ет в выс­та­воч­ный зал. Оп­ре­де­лив в этом за­ле про­из­ве­де­ние, ко­то­рое хо­те­ла бы пе­ре­нес­ти в мир бод­р­с­т­во­ва­ния, она тща­тель­но изу­ча­ет его ма­те­ри­ал, тек­с­ту­ру и цвет. Что­бы на­вер­ня­ка за­пом­нить свой сон и впос­лед­с­т­вии воп­ло­тить его в ху­до­жес­т­вен­ное про­из­ве­де­ние, она фик­си­ру­ет взгляд на из­б­ран­ном объ­ек­те до тех пор, по­ка не прос­нет­ся (как опи­са­но в гла­ве 5). В 1987 го­ду у нее был осоз­нан­ный сон, вдох­но­вив­ший ее ос­во­ить рос­пись под мра­мор.

Я ве­ла за­ня­тие в ху­до­жес­т­вен­ной сту­дии. Один из сту­ден­тов приг­ла­сил ме­ня, что­бы я пос­мот­ре­ла его ра­бо­ту. По до­ро­ге к не­му я по­ня­ла, что сплю. Зас­тыв, я об­ве­ла взгля­дом ком­на­ту. Сред­с­т­ва ху­до­жес­т­вен­но­го вы­ра­же­ния по­ка­за­лись мне неп­ри­выч­ны­ми. Я уви­де­ла два раз­ноц­вет­ных под­но­са, пла­ва­ющих на по­вер­х­нос­ти во­ды. Вслед за под­но­са­ми я уви­де­ла мно­го ма­лень­ких кув­шин­чи­ков, раз­ноц­вет­ных внут­ри. Я нак­ло­ни­лась к ра­бо­те так близ­ко, что мог­ла кос­нуть­ся бу­ма­ги, и тог­да по­ня­ла, что это по­хо­же на рос­пись под мра­мор…

Я тут же за­пи­са­ла этот сон и сде­ла­ла эс­киз обо­ев, рас­пи­сан­ных под мра­мор, соз­дан­ных в нем сту­ден­том. Лю­бо­пыт­с­т­во по по­во­ду этой за­ме­ча­тель­ной ху­до­жес­т­вен­ной тех­ни­ки под­виг­ло ме­ня на по­ис­ки мас­те­ра, ко­то­рый мог бы ме­ня про­кон­суль­ти­ро­вать… Вот так тех­ни­ка рос­пи­си под мра­мор ста­ла де­лом мо­ей жиз­ни.

Одна из на­ибо­лее час­то встре­ча­ющих­ся в на­шей пов­сед­нев­ной жиз­ни проб­лем - это при­ня­тие ре­ше­ний. Осоз­нан­ные сно­ви­де­ния мо­гут по­мочь в при­ня­тии про­ду­ман­ных ре­ше­ний, как в при­ме­ре, при­ве­ден­ном ни­же.

Я дол­го не мог ре­шить, сто­ит ли мне по­ку­пать но­вый, двой­ной ши­ри­ны, пе­ред­виж­ной дом, и сда­вать ли вна­ем ста­рый. Вот ка­кая проб­ле­ма тре­бо­ва­ла ре­ше­ния пос­ле ме­ся­цев бес­по­кой­ных раз­ду­мий. За­тем, в вос­к­ре­сенье ве­че­ром, я от­п­ра­вил­ся спать. Я зас­нул, но сох­ра­нил осоз­нан­ность, что ка­за­лось мне су­мас­шед­шей иде­ей, по­ка я не про­чи­тал ва­шу статью. Я си­дел за боль­шим сто­лом, вро­де пись­мен­но­го. Пе­ре­до мной ле­жа­ли ка­кие-то бу­ма­ги, и хо­тя вок­руг ни­ко­го не бы­ло, чей-то го­лос из-за мо­ей спи­ны от­ве­чал на мои воп­ро­сы… Моя проб­ле­ма выг­ля­де­ла яс­ной и по­нят­ной, все за и про­тив бы­ли взве­ше­ны. Я за­да­вал воп­ро­сы - и по­лу­чал от­ве­ты. Че­рез час я прос­нул­ся, удер­жи­вая их в сво­ей па­мя­ти и от­чет­ли­во пред­с­тав­ляя, что мне де­лать (ку­пить но­вый дом, а ста­рый про­дать). При этом я ощу­щал не­обы­чай­ное удов­лет­во­ре­ние от при­ня­то­го ре­ше­ния. Мне ка­за­лось, буд­то я по­бе­се­до­вал с ка­ким-то очень ав­то­ри­тет­ным че­ло­ве­ком, с кем-то, кто зна­ет мои пот­реб­нос­ти, мои сла­бос­ти и воз­мож­нос­ти. (К.А., Лон­дон, Ар­кан­зас)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: