Именительный падеж множественного числа




Русский язык, 5 класс

Задания для самостоятельного обучения (30.03 – 05.04):

 

1. Множественное число имен существительных (пар. 98):

Им.п. мн.ч.:

1. Распределите данные слова по столбикам (проверьте себя по словарю):

а) слова, которые имеют формы только мн.ч.

б) слова, которые имеют формы ед.ч. и мн.ч. (запишите обе формы)

Выделите окончания в этих словах.

Очистки, каникулы, сапоги, солдаты, Альпы, ботинки, носки, именины, профессора, учителя, туфли.

2. Устно ответьте на вопросы:

Какие слова имеют окончания - а,я? Какого они рода? Какие слова имеют окончания -и,ы? Какого они рода?

См. таблицу на стр. 74.

В словах какого рода могут возникать затруднения при образовании форм Им.п. мн.ч.?

3. Пользуясь памяткой (см.приложение), выполните упражнение 550 (образуйте формы мн.ч. и обозначьте ударения). Выполните указанные виды разбора.

Р.п. мн.ч.:

1. Вспомните правило написания Ь после шипящих на конце слова.

Письменно выполните упр. 553.

2. Устно:

Какое окончание имеют слова Р.п. мн.ч.? Какое еще может быть окончание в Р.п. мн.ч. (см. текст упр. 554)?

3. Пользуясь памяткой (см.приложение), выполните упр. 554 письменно.

ДЗ – упр. 551.

 

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных (пар. 99)

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму. Когда в корне слова после шипящих и ц пишется о? Когда пишется ё? Вспомните слова – исключения.

румяные щ...ки, обош...л на лыжне, ш...рох в кустах, ш...коладные конфеты, крупные ж...луди, ш...л по ш..ссе, умелый ж...нглёр, ч...ткий контур, короткие ш...рты, надеть капюш...н, ж...сткий диван.

2. Прочитайте, при каких условиях пишется о – ё в окончаниях существительных после шипящих и ц (стр. 76).

Запишите правило себе в тетрадь.

3. Письменно выполните упр. 556 (задания по разборам можно не выполнять).

4. Письменно выполните упр. 557, используя только следующие слова:

товарищи, продавщицы, горцы, дворцы, столицы, границы, юноши, училища, абзацы, блюдца, выигрыши, насмешницы, гвардейцы.

Выпишите значение слова «насмешник», составьте сложное предложение с данным словом.

ДЗ – упр. 559

Морфологический разбор имени существительного (пар.100).

 

1. Вспомните план морфологического разбора имени существительного, составленный Вами ранее (см. памятку). Какие пункты плана необходимо добавить после изучения темы «Имя существительное»?

2. Запишите план морфологического разбора имени существительного в тетрадь:

1. Слово, часть речи.

2. Начальная форма – Им.п.

3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевленное или неодушевленное;

- склонение;

- род.

4. Непостоянные признаки:

- число;

- падеж.

5. Роль в предложении.

 

Запомните! Если слово имеет только одну форму числа (например, слово каникулы имеет форму только мн.ч.), то число будет относиться к разделу постоянных признаков, т.к. это неизменяемый показатель.

 

3. Запишите пример в тетрадь.

По земле бегут ручьи3 талой воды.

1. Ручьи – что? имя сущ.

2. Н.ф. – ручей (Им.п. ед.ч.)

3. Постоянные признаки: нариц., неодушевл., 2 скл., м.р.

4. Непостоянные признаки: мн.ч., Им.п.

5. Подлежащее.

 

4. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

Выполните морфологический разбор указанных слов.

 

По земле3 бегут ручьи талой воды.

Мне посчас..ливилось побывать во многих странах в Япони.. в Кита.. в Итали..3

Сегодня мы всем классом ходили в театр3 и смотрели спектакль Алые паруса.

После о(т/тт)епели снова наступили заморозки3.

 

5. ДЗ – выписать три пословицы о труде, дружбе или добре, выполнить морфологический разбор трех любых существительных из данных пословиц.

 

Приложение

Проверочные работы, которые будут проведены по теме «Имя существительное»:

1. Множественное число имен существительных.

2. О-Ё после шипящих и ц в корне слова и в окончании слова.

3. Определение склонения и падежа существительных.

Контрольный диктант по теме с грамматическим заданием (морфологический и морфемный разбор имени существительного).

 

Памятки:

Р.п.мн.ч.

НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ:

Названия большинства парных предметов (сапог, кед, чулок). НО: носков.

Названия многих национальностей (чаще с основой на Н или Р): англичан, болгар, грузин.

Названия лиц по принадлежности к воинским соединениям (полк гренадер, рота солдат). НО: минёров, сапёров.

 

ОКОНЧАНИЕ –ОВ:

Некоторые названия единиц измерения: гектаров, граммов, килограммов

Названия многих народов: монголов, таджиков, калмыков

Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн. ч., и отдельные названия парных и составных предметов: бронхов, кандалов, заморозков

Названия овощей и фруктов: апельсинов, помидоров, НО: гранат, яблок

 

Именительный падеж множественного числа

-а, -я -ы, -и
дирЕктор – директорА инспЕктор – инспекторА кАтер –катерА кУзов – кузовА кУпол –куполА Округ – округА пАспорт – паспортА профЕссор – профессорА фЕльдшер – фельдшерА шУлер - шулерА бухгАлтер –бухгАлтеры вОзраст – вОзрасты диспЕтчер- диспЕтчеры договОр – договОры кондУктор – кондУкторы прожЕктор – прожЕкторы свИтер – свИтеры тОрт – тОрты трЕнер – трЕнеры шофЕр – шофЕры


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: