Рекомендация для проведения физкультминуток в начальных классах.
Физкультминутка для профилактики деформаций сводов стопы.
1. И.П. – сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. По раз каждой ногой. То же в положении стоя.
2. И.П. – стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки; вернуться в исходное положение. Повторить 6 раз.
3. И.П. то же. Полуприседания. Повторить 6 раз.
ПРОБЛЕМА ДЕФОРМАЦИИ СВОДОВ СТОПЫУ ШКОЛЬНИКОВ И
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫНА УРОКЕ.
Обобщение литературных источников, педагогического опыта, данные исследований позволяют рекомендовать к использованию в учебном процессе по физическому воспитанию в школе разработанную структуру оздоровительных уроков, в большей степени способствующих профилактике и коррекции деформаций сводов стопы у детей среднего школьного возраста.
Данная структура предполагает:
- использование в базовом компоненте основной части урока выполнения требований программы по физическому воспитанию общеобразовательной школы для учащихся 5-х классов;
- выполнение комплексов целенаправленных физических упражнений в течение 10-12 минут в вариативном компоненте основной части урока, которые в большей степени способствуют повышению силовых и скоростно-силовых способностей школьников, имеющих уплощенный свод стопы;
- данные комплексы должны содержать разнонаправленные упражнения (на силу, скоростно-силовые возможности, подвижность в голеностопном суставе и т.п.) с целью разностороннего воздействия на мышечно-связочный аппарат стопы;
- при составлении плана работы по физическому воспитанию на учебный год с данным контингентом занимающихся необходимо предусмотреть замену рекомендуемых комплексов в течение 2-3 недель и их постепенное обновление (до 50%) в течение каждой четверти;
- обязательное использование приемов самомассажа мышц нижних конечностей в течение 3-5 минут в заключительной части урока по физической культуре и в вечернее время дома способствует восстановлению функций утомленных мышц голени и стопы, предупреждает развитие регидности (крепатуры) и болезненности мышц, повышает сократительную способность мышц и общую работоспособность;
- при выполнении предложенных комплексов необходимо учитывать постепенность и последовательность в освоении объема и интенсивности целенаправленных физических упражнений с закреплением и совершенствованием достигнутого на последующих этапах учебного года.
-составление учащимися конспекта для профилактики плоскостопия:
-не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве; оптимальная высота каблука – 3-4 см.
-для уменьшения деформации свода стопы можно пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы, голени.
-выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы).
-полезно ходить по скошенной траве, галечнику.
В домашних условиях добавить следующие упражнения:
- ходить по валику босиком
- поднимать с пола карандаш пальцами ног;
- катать мяч подошвами ног
- делать массаж ступней
Таким образом, целенаправленные физические упражнения, способствующие профилактике и коррекции деформаций сводов стопы в сочетании с самомассажем мышц нижних конечностей, органично взаимосвязаны с освоением программного материала по физическому воспитанию в школе. Использование целенаправленных физических упражнений в вариативном компоненте урока не препятствует освоению базовых двигательных умений и навыков, специальных знаний, и развитию физических качеств, предусмотренных комплексной программой по физическому воспитанию для учащихся V-XI классов общеобразовательных школ, что способствует более полному и гармоничному развитию растущего организма.
Для организации целенаправленного воздействия на организм школьников средствами физического воспитания необходимо проведение их тестирования в начале учебного года. На наш взгляд, после предварительного плантографического исследования сводчатости стопы у каждого школьника, для детей, имеющих уплощенную стопу, в программу тестирования необходимо включить тесты, отражающие уровень силовых и скоростно-силовых возможностей мышц стопы и голени: прыжки с места вверх и в длину, прохождение максимальной дистанции за счет сгибания пальцев ног. В последнее занятие каждого триместра следует проводить тестирование физической подготовленности, что позволит проследить динамику исследуемых параметров.
Считаю необходимым повышение уровня педагогических знаний учителей физической культуры общеобразовательных школ для создания более полного представления о влиянии наиболее эффективных физических упражнений на школьников с деформацией сводов стопы с целью профилактики и коррекции данного отклонения в опорно-двигательном аппарате детей.
Cтруктура урока школьного типа с использованием целенаправленных физических упражнений и приемов самомассажа мышц нижних конечностей, на мой взгляд, является наиболее целесообразной, так как обеспечивает укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голеностопного сустава, устранение болевых ощущений и ускорение восстановления мышц после физической нагрузки, что в конечном итоге нормализует свод стопы у детей 11-12 лет.