Система управления государственным долгом.




Система управления государственным долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.

Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

· разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;

· процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;

· исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:

· своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;

· проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;

· осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;

· контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;

· контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;

· экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;

· экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.

В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:

· управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;

· кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Разница между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований.

Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного бюджета;

в-третьих, с созданием условий для сближения усредненной реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.

Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. К ним можно отнести: стабилизационные инструменты в госдолге, управление динамикой долга, уменьшение государственного внутреннего долга, реструктуризация задолженностей экономических субъектов (предприятий и организаций) бюджету, контроль за заимствованиями субъектами РФ, сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы, снижение стоимости обслуживания госдолга.

Основным методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия «метод регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами.

Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая следующие меры: обесценение эквивалентности текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга.Эффективным методом управления госдолгом является удлинение государственного долга. Он является одним из ключевых и связан с процессом замещения «коротких» и «дорогих» долгов на «длинные» и«дешевые».

Вывод: Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления государственным долгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Государственный долг представляет собой примитивное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования.

1.3. Правила управление государственным долгом.

 

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Государственный долг субъекта РФ – это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Управление муниципальным долгом исполняет уполномоченным органом местного самоуправления. Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Величина государственного долга считается приемлемым, если имеются источники погашения, как основного долга, так и процентов по нему.

К источникам погашения главной суммы долга относятся размер валового внутреннего продукта, уровень экспорта товаров и услуг и золотовалютные резервы государства. К источникам обслуживания долга (выплаты процентов) относятся налоговые доходы и уровень монетизации экономики.

При оценке состоятельности государственного внешнего долга используют такие показатели, как соотношение размера внешнего долга и объема экспорта товаров и услуг; соотношение размера внешнего долга и ВВП; соотношение размера платежей в порядке обслуживания долга и объема экспорта товаров и услуг.

Для оценки обеспеченности внутреннего долга его сопоставляют с доходами бюджета, поступающими в денежной форме, и уровнем монетизации экономики.

Следует учесть степень приближения к "границе опасности", за пределами которой наступает риск невыполнения обязательств. Считается непозволительным превышение внешнего долга над ВВП на 50%. В других источниках – 80%. В России – 65%.

Как следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70% ВВП.

Список использованных источников:

1. Гончаров А.И. Внутренний государственный долг Российской Федерации: финансовые перспективы владельцев советских облигаций// Финансы и кредит. 2013. №30. С. 10-19.

2. Ермакова Е.А. Система качественных критериев для оценки эффективности долговой политики субъекта РФ// Финансы и кредит. 2013. №46. С. 27-33

3. Ершов М.В. О российской долговой политике в современных условиях// Деньги и кредит. 2012. №6. С. 36-41.

4. Зуев Д.С. Анализ влияния государственных долговых обязательств на бюджет// Финансы и кредит. 2010. №9. С. 38-47.

5. Панкин Д.В. Основные направления долговой политики Российской Федерации на 2011-2013 годы// Финансы. 2010. №10. С. 3-8.

6. Покрытан П.А. Государственное банкротство: аспекты теории и практики// Экономист. 2013. №12. С. 38-46.

7. Хейфец Б. Риски долговой политики России на фоне глобального долгового кризиса// Вопросы экономики. 2012. №3. С. 80-97.

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014.

3 Федеральный закон от 13.11.1992 № 3877-1«О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014.

5 Шабалин А.О. Формирование долговой экономики России// Банковское дело. 2012. №1. С 12.

6 Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" от 24 июля 2011 г. №198-ФЗ.

7 Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" от 24 июля 2011 г. №198-ФЗ.

10 Трофимов Г. Был ли Российский государственный долг «Финансовой пирамидой»// Институт финансовых исследований. 2003. Москва. С. 66

11 Толстобровой, Н.А.Влияние государственного долга на динамику развития экономики РФ // Финансы и кредит. 2013. №20. С. 37-42.

12 Головачев Д.Л. Государственный долг: теория, российская и мировая практика. - М.: Дис. – 2007. – 176с.

13 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями и дополнениями).

14 Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ"О Счетной палате Российской Федерации".

15 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: