теория личности Б. Скиннера (бихевиоризм): алгоритмы управления человеком




 

Теория Б. Скиннера не делает попыток задавать вопросы или рассуждать о процессах внутреннего состояния человека. Это считается неприменимым к научному объяснению поведения. Для того, чтобы избежать замечания, что описание есть объяснение, Б. Скиннер утверждал, что человеческий организм - это "черный ящик", чье содержимое (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и так далее) следует исключить из сферы эмпирического исследования.

 

Описать "на равных" социальные и личностные параметры ему не удалось. Вместо этого он сосредоточился на описании экспериментальных закономерностей в рамках бихевиористской парадигмы "стимул - реакция", исследуя, как правило, социальные стимулы человека и рассматривая его физиологические реакции на них.

 

Огромная заслуга Б. Скиннера состоит в том, что он попытался описать, что же из себя должна представлять наука о поведении человека.

Он предполагал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение - по Б. Скиннеру это значит проконтролировать его, и наоборот. Он всегда был против допущения какой-либо свободной воли или любого другого "сознательного" явления. Люди - по его мнению, по своей сути, очень сложные, но все же машины.

 

 

33.Концепция личности - Бандура опис психол функц-е чела в терминах непрерыв взаимовл-ий бихев,когнит и относ к окр среде ф-ров.В соотв с этой конц, люди не зависят целиком от контроля внеш сил и не явл своб сущ-вами, кот могут делать, что хотят. Осн теор конц-моделир-е или науч через набл. Реализ-ся 4мя осн ф-рами: проц вним, сохранения, двиг воспроизвед и мотивации.Внешнее подкрепл имеет 2 ф-ии-информативную и побудительную. Также подчерк роль косвенного подкрепл,те набл за тем,как др получают подкрепл,и самоподкрепл,когда люди подкрепл свое собств повед. Важ черта теор-саморег-е. Важ знач здесь приобр самонабл, сужд и самооц. Рассм вопр, почему люди наказ себя. Конц самоэфф-ти:осозн челом своей спос выстраивать повед относительно специф задачи или сит. Самоэфф приобр-ся из 4х осн ист-ков-выстраив повед, косв опыт, верб убеждение и эмоц подъем.

Концепция личности Айзенка.

Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личности. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа (Eysenk, 1947, 1952), которые он назвал интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность (иногда этот фактор называют нестабильность – стабильность). Эти два измерения личности ортогональны, то есть они статистически не зависят друг от друга. Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке – в обоих диапазонах типов – и поэтому получают не столь экстремальные характеристики

 

Доллард, Миллер.

В 1939 году написали книгу «Агрессия». Разработали теорию: «агрессия- результат фрустрации.

-Фрустрация всегда приводит к агрессии и агрессия является результатом фрустрации.

Фрустрация- эмоциональное состояние тупика….блокировка мотивов. Это ситуация блокирования у индивида целенаправленного поведения. В отечественной психологии проблемой фрустрации занимался Мерлин: Фрустрация- состояние дезорганизации сознания и деятельности возникающее когда в следствие каких-либо препятствий и противодействий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится.

Фрустрация обусловлена:

-порогом терпения

-глубина и сила мотива

-степень вовлеченности Я

-от истории личности/воспитание, опыт- если они были сами объектами агрессии, то во фрустрации будут сами проявлять агрессию/. Но не всякая фрустрация ведет к агрессии.

Миллер предложил: «Модель смещенной агрессии». Агрессия проявляется не к фрустраторам, а к другим объектам.

Может сместить, если:

-есть стимульное сходство

-сила факторов, тормозящих поведение

 

36. Роттер:его конц –когнитив теория соц научения. Опис 4 осн теор конструкта: повед потенц, конструкт ожид, ценность подкрепл, псих ситуация. Исп эти 4 эл, можно предсказ повед л-ти. Это попытка матем опис повед. Повед потенц – вероят того что данное повед будет происх в сит. Индивид ожид о последствиях того или иного повед. Ценность подкрепл – предпочт того или иного подкрепл для индивида. Псих сит- сит будет иметь разное значение и опред р-ю. Конц потреб: повед чела направл-ся потр-тями, кот опр-ся способом взаимод чела и среды. Потр – это разряд повед, кот ведет к олинак или похожему повед. Классиф потр-тей: биол и психол (статус признание, доминир-е, независ, физич комфорт). Опис потр как сост из 3х комп: потенциал, своб передвиж, потр-ть оценки. Есть конц ближ целей, распр в сфере раб с людьми с физич огранич своб движ. Долл и Милл. 1я совм раб – Фрустр и агр 1939. Стояли на позициях ψан и соед с ним бих. Л-ть- система привычек, привычка - выученная ассоциация между стим и р-ями, кот часто появл совместно.Еще опис условия среды, в кот приобрет привычка. Выдел потр-ти л-ти и говор о том, чел стрем редуцир напряж потр-ти – редукция драйва. Выдел первич и вторич потр-ти, кот в явной форме встреч редко. У людей в развит об-ве они удовл через вторич. В осн всякого научения выдел 4 ф-ра: драйв–имп–стим; ключ-знак стимула – отраж специфику стим; ответ – р-я на ключ и подкрепл – показ эфф-ти р-ции. Почти всегда сворач потр-ть. Пробл конфл: сущ сит конфл, кот можно опис через тенд избегания и приближ сит. Это леж в осн теории невроза. Хор отн к бессозн. Прич неосозн явл: мы не осозн ключи для повед тк у них нет названия, влияет искаж в назыв (эм), ключи были осозн, но щас вытеснены. Стадии разв реб: кормл, подгот чистоплот, ранняя секс подгот, подгот контроля за гневом и агр. Психотер: освоб от неэф привычек и замена их адаптив. 2 фазы: разговор и исполнит. Разв аутив-ти связ с личност разв. Ф-ры разв акт-ти: воспит вл среды, нравств воспит, саморег.

 

 

38. Келли. Глав в теории –воспр челом стимулов окр мира и их интерпрет. Гл для ψга- как чел истолк то или иное явл. Это хар-ет л-ть. Ф-я ψки: исслед реал-ти в целях прогнозир буд и контроля за повед. Моделью для теории послуж деят ученого. Познав деят начин с систематиз и классиф фактов. Это конструир-е. У чела склад нек с-ма конструктов. Осн ед-ца – конструкт. Это логич констатация связи из кот путем дедукции мб выведено объяснение данной фактической связи явлений. У л-ти конструкты им особый х-р. Это контраст, кот чел замечает перед 2мя группами явлений. Он им ф-му биполяр понятий. Конструкт форм-ся на базе 3х элементов: 2 сходные, а 3 – отлич от первых 2х. Признак, по кот Эл-ты сход – полюс сх-ва. Есть полюс контраста. В ψол теория излож в виде 1 постулата и 11 следствий. Постулат: личност проц направл-ся по руслам конструктов, кот служат ср-вами предвидения событий. Следствия: люди отл др от др тем, что по-разному интерпрет соб, следствия об опыте, общности, соц след. Цель конструкта – прогозир-е. Это мотив познават деят. Каждый конструкт им свой фокус приложения. Ядро л-ти – с-ма конструктов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: