СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ




ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА

УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

Шадринск 2016

УДК – 371.01.

ББК – 74

Ш - 16

 

Подготовка, оформление и защита учебной исследовательской работы. Методические рекомендации / авт.-сост. Н.А.Шадрина, Г.И.Гашева – Шадринск, Шадринский филиал ГБПОУ «КБМК», 2016 – 77 с.

 

Авторы-составители:

Шадрина Наталья Александровна – Шадринский филиал ГБПОУ «КБМК» методист высшей квалификационной категории, преподаватель высшей квалификационной категории

Гашева Галина Ивановна Шадринский филиал ГБПОУ «КБМК» педагог-психолог высшей квалификационной категории, преподаватель первой квалификационной категории

 

В методических рекомендациях представлены основные формы учебной исследовательской работы со студентами: курсовая работа, выпускная квалификационная работа. МР содержат технологию выбора темы, подготовки и оформления, процедуру защиты исследовательской работы, а также критерии оценки.

Методические рекомендации предназначены: а) студентам, которые могут пользоваться ими самостоятельно в качестве инструкции, добиваясь высокого результата с помощью самоконтроля и самооценки; б) преподавателям, научным руководителям для оказания методической помощи.

 

© Шадрина Н.А., Гашева Г.И., 2016

© Шадринский филиал ГБПОУ «6КБМК», 2016

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
1. СПОСОБЫЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫС ИНФОРМАЦИЕЙ  
1.1. Эффективное чтение  
1.2. Эффективная обработка и систематизация  
1.3. Хранение приобретённой информации  
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ  
3. ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ  
3.1. Этапы написания учебной исследовательской работы  
3.2. Виды исследовательских работ  
4. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ  
4.1. Выбор темы и постановка проблемы исследования  
4.2. Титульный лист  
4.3. Содержание  
4.4. Введение  
4.5. Основная часть  
4.6. Список использованной литературы и источников  
4.7. Глоссарий  
4.8. Приложения  
5. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ  
5.1. Методы теоретического исследования  
5.2. Методы эмпирического исследования  
5.3. Математические и статистические методы  
6.ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ  
6.1. Текстовое оформление учебной исследовательской работы  
6.2. Оформление заголовков  
6.3. Оформление иллюстраций  
6.4.Оформление таблиц  
6.5.Оформление ссылок  
6.6.Правила и способы цитирования  
6.7.Оформление сокращений, условных обозначений  
6.8.Оформление списка использованной литературы и источников  
6.9.Оформление приложения  
6.10.Оформление презентации  
7.ЗАЩИТА УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ  
7.1. Рекомендации по составлению доклада на защиту  
7.2. Использование презентации  
7.3. Критерии оценки защиты учебной исследовательской работы  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКОВ  
ПРИЛОЖЕНИЯ  
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  

 

ВВЕДЕНИЕ

Исследовательская работа в области отдельного междисциплинарного комплекса (далее МДК) или профессионального модуля (далее ПМ) имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и, в некоторых случаях, практических навыков студентов в объёме пройденного курса, а также может включать в себя знания, полученные при изучении иных МДК или ПМ программы подготовки специалиста среднего звена (далее ППССЗ) ГБПОУ «Шадринский медицинский колледж».

Учебная исследовательская работа (далее УИР) должна продемонстрировать глубину проработки студентом теоретических разделов курса, умение применять изученные приемы и методы в анализе конкретных явлений и процессов, знание основных методологических проблем данного направления медицинской науки и практики, способность обобщить и дать оценку различным подходам к их решению, предлагаемым в научной и учебной литературе.

Исследовательская работа способствует формированию исследова­тельских умений.

Информационные умения:

· пользоваться библиографическими данными (ориентировка в алфавитном, предметном, тематическом каталогах);

· оформлять библиографический список в соответствии с ГОСТом;

· осуществлять поиск информации в сети Internet;

· воссоздавать структуру текста, определять главную мысль;

· выделять в тексте доказательства и аргументы;

· представлять текст в виде вторичного документа (план, аннотация, тезисы, рецензия, реферат, конспект);

· цитировать.

Теоретические умения:

· аналитического анализа и синтеза: индукции и дедукции;

· сравнения и сопоставления;

· абстракции и конкретизации;

· классификации и систематизации;

· аналогии и обобщений;

· моделирования;

· формализации.

Методологические умения:

· выявить противоречия, на основе анализа противоречий определить проблему, сформулировать тему исследования;

· предложить ведущую идею исследования как разрешение проблемы;

· умение определить объект и его характерную часть — предмет исследования;

· исходя из проблемы, темы и предмета исследования, определить его це­ль и задачи;

· умение сконструировать гипотезу исследования;

· прогнозировать новизну исследования и ее практическую значимость.

Эмпирические умения:

· проводить опрос (анкетирование, беседу, интервью);

· наблюдать и оформлять результаты наблюдения;

· тестировать и изучать продукты деятельности испытуемых;

· изучать и обобщать педагогический опыт;

· выполнять социометрию;

· организовывать экспертные оценки;

· выполнять медицинский эксперимент;

· измерять медицинские явления и представлять данные измерений в удобном виде;

· выполнять математическую и статистическую обработку результатов исследования;

· интерпретировать результаты исследования.

Речевые (устные и письменные) умения:

· оформлять сообщение с учетом жанровых различий (доклад, реферат, тезисы, статья, отчёт, курсовая работа, выпускная квалификационная ра­бота) на основе требований ГОСТа;

· владеть научно-педагогическим стилем речи;

· проводить рубрикацию научного текста;

· сделать сообщение о ходе и результатах исследования (композиционное сообщение о содержании глав или других рубрик теста и общие выводы, «позадачное сообщение», проблемное сообщение об основных противо­речиях исследования и результатах их разрешения);

· владеть разговорной речью (плавность, темп речи, использование специ­альных речевых конструкций — повторов, вопросов к аудитории, после­довательности слов во фразе, логических ударений);

· участвовать в научном диалоге, споре, дискуссии.

Каждое из умений представляет собой интегрированное понятие, включающее дей­ствия и операции, обеспечивающие правильность выполнения умений. В связи с чем, необходимо отме­тить, что в ходе исследовательской работы формируются общие компетенции:

ОК 1.   Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Совместное исследовательское творчество преподавателей и студентов — это эффективный, проверенный путь развития студента, воспитания инициативы, потребности и навыков постоянного самообразования.

 

СПОСОБЫЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫС ИНФОРМАЦИЕЙ

Нужно отметить, что студенты испытывают трудности в работе с научно-методической литературой, нормативно-правовыми источниками. Они часто используют всю статью, главу и механически соединяют выписки между собой, отсюда противоречия, дублирование, многократное возвращение к одной и той же мысли.

Прежде чем сформулировать методические рекомендации по написанию исследовательской работы, рассмотрим различные способы получения и обработки информации, а именно:

· эффективное чтение;

· эффективная обработка и систематизация данных;

· хранение полученной информации.

Эффективное чтение

Чтобы успешно работать с учебной, методической, научной литературой, нормативно-правовыми источниками, необходимо владеть определёнными учебными умениями и навыками. К ним относятся:

· умение накапливать информацию;

· умение творчески её перерабатывать;

· умение выдавать новую информацию;

· умение находить на всё это время.

Культура чтения – это понятие достаточно широкое, оно включает в себя регулярность чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.

Цель чтения:

· информационно-поисковая – найти нужную информацию;

· усваивающая – понять информацию и логику рассуждения;

· аналитико-критическая – осмыслить текст, определить к нему своё отношение;

· творческая – на основе осмысления информации дополнить и развить её.

Библиографическое чтение – это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и др.

Цель такого чтения – по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.

Просмотровое чтение, как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают за помощью если читатель может только предположить что в книге или в статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе.

Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц.

Целью ознакомительного чтения является знакомство с характером информации в целом. Оно позволяет уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения.

Изучающее чтение предполагает освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.

Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым студент делает выводы, формирует собственное мнение.

Основное качество квалифицированного профессионального чтения – гибкость, требующая умения управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.

Рекомендуем · Во время ознакомительного чтения сортируйте информацию на существенную, особо значимую и второстепенную, на теоретическую и практическую, делайте пометки, условные обозначения, выписки отдельных мест текста, цитат на вкладных листах. · Полноценно извлекайте информацию, содержащуюся в научном тексте. · Ведите собственные словари терминов по различным областям знаний, эпизодически просматривайте эти записи. Освоение понятий той или иной области знаний улучшит восприятие и понимание научного текста и повысит скорость чтения. · Проводите мысленную обработку полученной информации; сортируйте смысловые части по их значимости, группируйте по определённым признакам, выделяйте зависимости; соотносите извлечённую информацию с имеющимися знаниями; свёртывайте информацию путём обобщения.

Полноценное изучение литературы возможно лишь при сознательном и критическом отношении к изложенному, когда текст не переписывается полностью, а выписки осмысливаются с точки зрения имеющихся связей и отношений. Рекомендации по развитию навыка эффективного чтения и запоминания текста – приложение 1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: