КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ




«Аккуратность (точность) – вежливость королей» - выражение приписывается французскому королю Людовику XVIII.

«Белый террор» – в 1815 г. во Франции после «Ста дней» Наполеона и последовавшей реставрации Бурбонов были составлены проскрипционные списки лиц, способствовавших возвращению с о. Эльба и новому воцарению Наполеона. Начались массовые аресты революционеров и бонапартистов. По Франции впервые прокатилась волна «белого террора», как тогда же (впервые в истории) было названо это движение. «Белый террор» – систематическое истребление руководителей и участников революционного движения.

«Битва народов» – название исторической битвы под Лейпцигом, выигранной войсками коалиции у Наполеона в октябре 1813 г. (принадлежит полковнику прусского генерального штаба барону Мюфлингу). Движение мощного потока союзных армий к Лейпцигу напоминало великое переселение народов (в это время Мюфлинг и назвал предстоящую битву «великой битвой народов»). В донесении от 19.10.1813 г. он писал: «Так 4-дневная битва народов под Лейпцигом решила судьбу мира».

«Британский лев» –национальная эмблема Великобритании. Впервые иносказательно, в значении «Великобритания» выражение было, по-видимому, употреблено английским писателем Джоном Драйденом (1631–1700) в поэме «Лань и барс».

«Война всех против всех» –выражение английского философа Томаса Гоббса в сочинении «Элементы права естественного и гражданского». «Несомненно, что война была естественным состоянием человека, пока не образовалось общество, и притом не просто война, а война всех против всех». Это же выражение в его сочинении «Левиафан».

«Война есть продолжение политики иными средствами» – цитата из сочинения прусского военного теоретика Карла Клаузевица (1780–1831) «О войне», ч.1 (1832 г.).

«Время работает на нас» –в 1866 г. в английской палате общин под влиянием рабочего движения либеральный кабинет Рассела предложил проект билля о реформе избирательного права. Во время прений, обращаясь к консерваторам, Гладстон, будущий премьер, заявил: «Вы не можете сражаться против будущего. Время работает на нас». Последняя фраза, ставшая в русской речи крылатой, переведена не совсем точно. Гладстон сказал: «Time is on our side», то есть «Время на нашей стороне».

«Гвардия умирает, но не сдается» –фраза, будто бы сказанная генералом Камбронном, командовавшим дивизией старой наполеоновской гвардии в сражении под Ватерлоо 18 июня 1815 г. в ответ на предложение англичан сдаться в плен (на самом деле он не умер, а сдался в плен, правда тяжело раненый). В 1835 г. генерал Камбронн публично отказался от приписываемой ему фразы.

Сыновья полковника Мишеля, убитого под Ватерлоо, утверждали, что слова эти были предсмертным возгласом их отца.

«Галльский петух» –латинское слово «gallus» означает не только «галл», но и петух. Французский ученый Адольф Блок объясняет, что римляне дали такое название кельтам, населявшим территорию современной Франции, поскольку они были рыжеволосыми и их огненно-рыжие хохолки напоминали петушиные гребешки. Во время Французской революции конца XVIII в. был объявлен конкурс на рисунок новой монеты. Петуха, изображенного на монетах, французы, считавшие галлов своими предками, осмыслили как «галльского петуха» и стали считать своей национальной эмблемой (отменялась при Наполеоне I и Наполеоне III).

Французский нумизмат Дюкрок утверждал, что галльский петух неправильно считается национальной эмблемой (мол, в коллекции галльских монет из 10413 только на 14 изображен петух). Тем не менее выражение «галльский петух» вошло в литературную речь как аллегория Франции.

«Географическое понятие» –выражение возникло из фразы: «Италия – географическое понятие», принадлежащей австрийскому государственному деятелю, дипломату Меттерниху. Он употребил эту фразу в меморандуме великим державам 2 августа 1844 г. в том смысле, что Италия как нация не существует (повторил в 1847 г. в ответ на подъем национально-освободительного движения в Италии).

«Герой Старого и Нового Света» –так называли маркиза Лафайета, который в возрасте 20 лет сформировал на свои деньги полк и отправился с ним защищать свободу английских колоний в Северной Америке, проявив там большое мужество и отвагу. Вольтер назвал его «героем Нового Света». В период Великой Французской революции он стал активным ее деятелем (входил в состав Национального и Учредительного собраний, командовал Национальной гвардией, затем был командующим одной из армий в период интервенции).

«Государственная машина» –выражение восходит к Т. Гоббсу, который в своем сочинении «Левиафан» сравнивает основные элементы государства с деталями машины, но сама формула получила хождение с 70-х гг. XVIII в. Ею часто пользовался немецкий писатель Гердер. В ХIX в. выражения «государственная машина», «административная машина» и т.п. получили широкое распространение.

«Государство – это я» –выражение, приписываемое французскому королю Людовику ХIV, которое он якобы сказал в заседании парижского парламента в 1655 г., не желавшего регистрировать его указ. Однако протоколы упомянутого заседания парламента не подтверждают, что король произнес данную фразу.

«Джон Буль» –шутливое олицетворение буржуазной Англии. На карикатурах Джон Буль изображался рыжеволосым, коренастым, готовым к боксу (олицетворение возникло из политической сатиры Джона Арбетнота, придворного врача королевы Анны, посвященной войне за испанское наследство). Имена в сатире аллегоричны: Bull (бык) выражает силу и упрямство Англии. Может, имя Джон Буль было избрано автором, потому что так звали придворного органиста королевы Елизаветы (по преданию, автора английского гимна «Боже, спаси короля»).

«Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать» –настроенный резко антиклерикально, Вольтер, однако, полагал, что религия должна служить необходимой «уздой» для народных масс. В 1769 г. он написал «Послание к автору новой книги о 3-х самозванцах», 22-й стих которого «Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать» стал крылатым. «Я редко бываю доволен своими стихами, но, признаюсь, что к этому испытываю отцовскую нежность», – писал Вольтер в ноябре 1770 г.

«Естественные границы» – выражение это с политической тенденцией сформулировал в 1793 г. Эмманюэль Жозеф Сийес (Сийеес), который понимал под естественной границей, разделяющей Францию и Германию, Рейн. Но мысль эта была высказана еще в середине ХV в. Людовиком XI, и вновь к лозунгу «естественные границы» Франция прибегла в период наполеоновских войн. В ноябре 1813 г. Меттерних от имени коалиции передал Наполеону записку об условиях мира, где они соглашались признать Францию неприкосновенной в естественных границах: Рейн, Альпы и Пиренеи.

«Железом и кровью» – выражение принадлежит Бисмарку, который повторял его неоднократно с середины 50-х гг. ХIХ в. В сентябре 1862 г. в Собрании бюджетной комиссии прусской палаты депутатов он снова повторил: «Не речами и постановлениями большинства решаются великие современные вопросы – это была ошибка 1848 и 1849 годов, – а железом и кровью». Фактически эти слова стали программой объединения Германии.

«Золотая молодежь» –так называют богатую аристократическую молодежь, прожигающую жизнь. Первоначально было прозвищем парижской молодежи, группировавшейся вокруг Фрерона, одного из вождей термидорианцев и преследовавшей последних монтаньяров. Потом это прозвище было забыто, но после 1824 г. благодаря историческим работам Минье, Тьера и т.д. вновь вошло в широкий оборот. Впоследствии политический смысл этого выражения утратился.

«Каждый французский солдат носит в своем ранце маршальский жезл» – выражение приписывается Наполеону. Де Ремюза в своих «Мемуарах» рассказывает, что после битвы под Иеной в 1806 г. получило распространение письмо солдата, в котором говорилось: «Не подлежит сомнению, что солдата ободряет и поощряет мысль, что он может, как всякий другой, сделаться маршалом, князем или герцогом».

«Клянемся не расходиться до тех пор, пока не будет принята и закреплена на законной основе конституция королевства» –слова клятвы, которые предложил Национальному собранию Франции 20 июня 1789 г. в зале для игры в мяч аббат Сийеес, который за 3 дня до этого вместе с Мирабо, Байи, Ле Шапелье призвал депутатов 3-го сословия объявить себя Национальным собранием. Национальное собрание отказалось подчиниться приказу короля разойтись и в итоге 9 июля провозгласило себя Учредительным собранием.

«Коварный Альбион» –Альбион – древнее название Британских островов, встречающееся еще у древнегреческих и римских авторов. Выражение «Коварная Англия» впервые было употреблено по поводу поведения короля Ричарда Львиное Сердце в период 3-го крестового похода. Во Франции в эпоху буржуазной революции конца ХVIII в. широко применялось выражение «Коварный Альбион» (коварной называли враждебную Франции политику премьера Уильема Питта). Оно вновь появляется после того, как в 1803 г. Англия нарушила Амьенский мир 1803 г.

«Король царствует, но не управляет» –впервые это выражение по латыни употребил в польском сейме гетман Ян Замойский (ХVI в.). Широкую известность выражение получило на французском языке благодаря известному французскому историку Адольфу Тьеру (1797–1877).

Часто применяется для характеристики конституционной монархии в Англии ХIХ–ХХ вв.

«Лион вел войну против свободы – Лиона больше нет» –в разгар якобинского террора был взят Лион, второй по численности город Франции (9 октября 1793), который долго находился в руках мятежников. Конвент запятнал себя постановлением, которое предписывало разрушить Лион до основания, а на его месте водрузить табличку с указанной выше надписью.

«Лучше ужасный конец, чем ужас без конца» – этими словами К. Маркс в своей работе «18 брюмера Луи Бонапарта» характеризует позицию французской буржуазии перед государственным переворотом 1851 г. Наполеон не только вел откровенную борьбу, чтобы пересесть из президентского кресла на императорский трон, но и использовал среди других методов запугивание собственнических слоев «красным призраком». Напуганная июньским восстанием 1848 г., возможным новым революционным подъемом, буржуазия, по Марксу, кричит своей парламентской республике: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

«Маленький капрал» –среди французских солдат таково было прозвище Наполеона Бонапарта. Уже после крупной победы при Лоди (итальянский поход Бонапарта 1796–1797) совет самых храбрых солдат присвоил Наполеону чин капрала, и после каждой новой победы солдаты производили его в следующий чин.

«Мир хижинам – война дворцам» –знаменитый лозунг, выдвинутый в докладе якобинца Камбона 15.02.1792 г. По этому докладу Конвент принял декрет, обязывающий французских генералов на оккупированных территориях немедленно отменять феодальные права и привилегии, крепостное право, десятины, отстранять старые власти, провозглашать суверенитет народа (но этот же декрет обязывал население оккупированных территорий содержать французскую армию).

«Наполеон дунул на Пруссию, и Пруссии не стало» (Г. Гейне). В 1806 г. сложилась 4-я коалиция против наполеоновской Франции: Англия, Пруссия, Россия и Швеция. До этого Пруссия не входила ни в одну коалицию, надеясь использовать военные поражения Австрии для своего господства на севере Германии. Судьба Пруссии была решена в течение нескольких дней в двух крупных сражениях: Иена и Ауэрштадт. После чего Пруссия как государство фактически развалилась. В Тильзите Наполеон стремился уничтожить Прусское королевство и создать вместо него ряд вассальных государств, и лишь по настоянию России она была сохранена, но в сильно урезанном виде. такое моментальное поражение, буквально разгром государства, считавшегося влиятельным и сильным в Европе, и породили известные слова Г. Гейне, которые впоследствии цитировал К. Маркс.

«Начало конца» –выражение обычно приписывается Талейрану, будто бы сказавшему его Наполеону в период «Ста дней». Сам Талейран был удивлен, когда выражение присвоили ему, но охотно «усыновил» его. Иногда это выражение относят к более раннему времени. Летом 1813 г., когда после ряда поражений престиж Наполеона во Франции сильно пошатнулся, в кружках и салонах Парижа шепотом стали говорить друг другу, что это начало конца.

Употребляется выражение, когда становится очевидной начальная фаза развала, упадка и т.д.

«Ни красных колпаков, ни красных каблуков» – 18–19 брюмера (19–10 ноября 1799) был совершен государственный переворот, в результате которого к власти фактически пришел Наполеон Бонапарт. На первых порах новый режим всячески подчеркивал свою внепартийность, выдвигал лозунг сплочения и консолидации нации под французским флагом. Поскольку красный («фригийский») колпак был олицетворением активного участника революции, а красные сапожки на высоком каблуке до революции носили аристократы, то данный лозунг и означал призыв к сплочению и примирению, и был сначала с одобрением встречен разными кругами французского общества, смертельно уставшего от 10 лет революции и гражданских войн.

«Ночь чудес» – знаменитое «ночное» заседание Учредительного собрания под впечатлением от массовых крестьянских выступлений с 4 на 5 августа 1789 г. Решения Собрания (оформленные декретами 5–11 августа) осуждали, даже формально упраздняли феодальный порядок и содержали первые реальные уступки крестьянам – упразднялись серваж и право мертвой руки, церковная десятина, право охоты феодала и сеньориальные суды, барщина и баналитеты (но цензы и шампары подлежали выкупу, размер которого должен был быть определен позднее). Инициаторами решений выступили представители либеральной аристократии. В марте-мае 1790 г. Собрание установило порядок упразднения феодальных прав и выкупа тех из них, которые подлежали отмене лишь за выкуп. При этом сохранилось деление феодальных прав на «личные» (признавались результатом «узурпации со стороны сеньора и отменялись без выкупа) и «реальные» (рассматривались как следствие первоначальной уступки земли сеньором крестьянину и потому подлежали выкупу: ценз, шампар, пошлина, взимавшаяся при переходе в другие руки при условии погашения крестьянином недоимок сеньору за последние 30 лет).

«О, свобода, сколько преступлений совершается твоим именем» –слова «королевы Жиронды», мадам Ролан, которые она произнесла на эшафоте, глядя на стоявшую неподалеку статую Свободы (ноябрь 1793).

«Он потому так презирает людей, потому что много изучал самого себя» –отзыв Л. Карно, одного из директоров (члена Директории в период правления термидорианцев во Франции, 1794–1799,) о Талейране. Эта оценка как бы продолжала более ранний отзыв о Талейране О. Мирабо: «Это человек подлый, жадный, низкий интриган, ему нужны грязь и нужны деньги. За деньги он продал бы свою душу, и он был бы при этом прав, ибо променял бы навозную кучу на золото».

«Они ничего не забыли и ничему не научились» – в 1796 г. французский адмирал де Пана в письме к журналисту Малле дю Пану, говоря о роялистах, ожививших в годы Директории свои надежды на реставрацию, писал: «Никто из них ничего не забыл и ничему не научился». Между тем эту фразу часто приписывают Талейрану. Неоднократно повторяли ее по адресу Бурбонов после их реставрации в 1815 г.

«От великого до смешного один шаг» – эту фразу часто повторял Наполеон во время бегства из России в декабре 1812 г. своему послу в Варшаве де Прадту. Первоисточником ее является выражение французского писателя Жана Франсуа Мармонталя (1723–1799): «Вообще смешное соприкасается с великим».

«Отечество в опасности» –знаменитый лозунг-призыв, выдвинутый Законодательным собранием в связи с интервенцией Австрии и Пруссии против Французской революции. Декрет от 11.07.92 г. («Многочисленные войска движутся к нашим границам. Граждане, отечество в опасности. Пусть те, кто хочет удостоиться чести выступить первыми на защиту того, что им всего дороже, неизменно помнят, что они французы и что они свободны… Пусть они неизменно помнят это, и отечество будет спасено») вводил в действие систему чрезвычайных мероприятий. Главным был призыв к национальным гвардейцам формировать отряды добровольцев.

«Отцы-пилигримы» –под таким названием подразумевают в американской исторической литературе группу из 102 пуритан, которых доставил в 1620 г. к берегам Северной Америки корабль с поэтическим названием «Мэйфлауэр» («Майский цветок»). Они бежали от религиозных преследований и позднее там, где они высадились, был построен город Новый Плимут и положено начало систематической колонизации Северной Америки.

«Переоценка ценностей» –выражение из книги немецкого философа Фридриха Ницше (1844–1900) «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей». Употреблялось в значении: коренной пересмотр господствовавших в науке теорий, личных убеждений, взглядов и т.п.

«После нас хоть потоп» – фраза эта приписывается французскому королю Людовику ХV, но мемуаристы утверждают, что она принадлежит фаворитке короля маркизе Помпадур, сказавшей ее в 1757 г., чтобы утешить короля, удрученного поражением французских войск при Росбахе.

Утверждают также, что в ответ на предостережение о том, что государство доведено до разорения, Людовик ХV якобы ответил: «На мой век хватит, пусть мой преемник выпутывается как знает».

«Пушечное мясо» –выражение употребляется главным образом в значении: солдатская масса, посылаемая на убой. Самым ранним литературным источником, где оно встречается, является памфлет Шатобриана «О Бонапарте и Бурбонах», опубликованный после вступления союзных войск в Париж в 1814 г. Призывая к реставрации Бурбонов, Шатобриан подробно останавливается на темных сторонах наполеоновского режима и, в частности, пишет, что «презрение к человеческой жизни и к Франции достигло такой степени, что новобранцев называли сырьем и пушечным мясом».

«Разве можно унести отечество на подошвах башмаков?» –знаменитые слова деятеля Великой французской революции Дантона, которыми от ответил на предложение бежать после ареста Комитетом общественного спасения в марте 1793 г. Последние слова Дантона у гильотины были обращены к палачу: «Ты покажешь мою голову народу: она стоит этого».

«Революции – локомотивы истории» –выражение К. Маркса в статье «Последствия 13 июля 1849 г.» («Классовая борьба во Франции»). Употребляется в том смысле, что именно революции играют определяющую роль в развитии общества по пути прогресса.

«Рептильная пресса» –презрительное название подкупной, продажной прессы (от «рептилия» – пресмыкающееся животное). Возникло при следующих обстоятельствах. В 1866 г. Пруссия оккупировала Ганновер, но за отречение ганноверского короля Георга V ему обещали выплатить за потерянное имущество 48 млн. марок. Но когда выяснилось, что Георг V на территории Франции организует враждебный Пруссии легион из ганноверских эмигрантов, по запросу прусского ландтага Бисмарк наложил на эти деньги секвестр, и они составили его секретный фонд, который в значительной мере расходовался на подкуп прессы для фальсификации общественного мнения в пользу политики, проводимой Бисмарком (например, эпизод с «эмской депешей»). Под «рептильной прессой» стали понимать официозную печать, подкупленную правительством.

«С этого момента и с этого дня начинается новая эра в истории мира» –20 сентября 1792 г. у деревни Вальми встретились французские войска под командованием генералов Дюмурье и Келлермана и прусская армия интервентов. После яростной артиллерийской канонады, которой была встречена прусская пехота, герцог Брауншвейгский заявил: «Здесь мы не будем сражаться» и дал приказ к отступлению. Находившийся в рядах прусской армии великий немецкий поэт и писатель Гёте первый оценил все значение произошедшего.

«Свобода, равенство, братство» – популярнейший лозунг Французской буржуазной революции ХVIII в. Известно, что впервые этот лозунг официально фигурирует в постановлении парижского клуба кордельеров от 30 июня 1793 г., в котором говорится, что «домовладельцам будет предложено… написать на фасадах их домов большими буквами слова: единство, неделимость республики, свобода, равенство и братство или смерть». Лозунг был повторен во французской Конституции 1848 г.

«Скажи мне, на что ты тратишь свои деньги, и я скажу тебе, что ты за человек» –поговорка, которая сложилась в среде английских пуритан, выступавших не только против дороговизны и пышности церкви, но и в обыденной жизни стремившихся не производить никаких расходов, которые не были связаны с делом, проповедывавших скромность и бережливость.

«Собственность – это кража» – в 1840 г. этот тезис выдвинул в своей книге «Что такое собственность» П.Ж. Пру­дон, известный французский социалист. Однако Прудон резко выступал против ростовщического и банковского капитала, биржи и биржевых махинаций, но в защиту нажитой честным трудом мелкой собственности, поэтому выступал против уничтожения частной собственности и установления общественной собственности на средства производителя.

«Солнце Аустерлица» –«Вот солнце Аустерлица!» – воскликнул Наполеон, обращаясь к своим офицерам перед Бородинским сражением 26.08. (7.09.1812 по новому стилю), когда солнце взошло над Москвой. Этой фразой он хотел напомнить о победе, одержанной им под Аустерлицем 2 декабря 1805 г.

«Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид» – с этими словами будто бы Бонапарт обратился к солдатам перед сражением при египетских пирамидах 21 июля 1798 г.

Однако ни в каких официальных донесениях об этом не упомянуто. Но диктуя на о. Святой Елены мемуары генералу Бертрану, Наполеон передал свою историческую фразу в следующей редакции: «Солдаты, на вас смотрят сорок веков». Вероятно, и эти слова, подобно многим наполеоновским легендам, измышлены много позднее.

«Старая гвардия» –выражение употребляется как характеристика испытанных, опытных деятелей на каком-либо поприще. Восходит к наименованию отборных частей войск Наполеона. Французская гвардия в 1807 г. была разделена на «старую» и «молодую». «Старая гвардия», в состав которой входили испытанные в боях лучшие офицеры и солдаты, игравшая крупную роль в наполеоновских войнах, была окружена ореолом непобедимости.

«Танцующий конгресс» –переговоры на Венском Конгрессе (1814–1815) велись в обстановке непрекращающихся празднеств, балов, торжеств, приемов и других развлечений, что дало повод австрийскому фельдмаршалу князю де Линь назвать это собрание дипломатов и государей «танцующим конгрессом».

«То были солнечные лучи, завернутые в бумагу, и они произвели в душе моей самый дикий пожар» –такими словами охарактеризовал впечатление, произведенное на него Июльской революцией 1830 г. во Франции, великий немецкий поэт Г. Гейне. Фактически распадается Священный союз, была прорвана «плотина», сооруженная силами европейской реакции в 1814–1815 гг.

«Только мертвые не возвращаются» –выражение принадлежит политическому деятелю эпохи Французской буржуазной революции ХVIII в. Бареру. В речи в Конвенте в мае 1794 г. он сказал: «Если бы войска, которыми командовал Ушар, уничтожили всех англичан вместо того, чтобы отравлять наши крепости их присутствием, то Англия в нынешнем году не посягнула бы на наши границы. Только мертвые не возвращаются. Но короли и их слуги неисправимы. Они должны исчезнуть, если вы хотите длительного мира, если вы хотите, чтобы свобода процветала». В июне этого же года, в речи, направленной против контрреволюционеров, он воскликнул: «Нет, нет, пусть враги погибнут! Я уже говорил однажды, что не возвращаются только мертвые».

«Человек рождается свободным» –выражение из трактата Жан-Жака Руссо «Об общественном договоре» (1762), который начинается словами: «Человек рождается свободным, а между тем везде он в оковах».

«Что такое третье сословие? Все. Чем оно было до сих пор в политическом отношении? Ничем. Чего оно требует? Стать кое-чем в политическом отношении» –слова из знаменитой брошюры аббата Сийесса «Что такое третье сословие», появившейся накануне Великой французской революции (январь 1789). Автор доказывал, что только 3-е сословие составляет нацию, а привилегированные сословия чужды ей, бремя, лежащее на нации. Именно в этой брошюре и был сформулирован приведенный выше афоризм, а лейтмотивом брошюры было «Долой аристократию!».

«Шестая держава» –выражение это, обозначающее печать, прессу, имеет длительную историю. В публицистике уже с конца ХVIII в. встречаются высказывания, в которых под 4-м сословием разумеется литература (журналистика). Томас Карлейль, известный английский историк, приписывал это выражение консервативному писателю Эдмунду Берку. В России ХIХ в. вместо английского выражения «четвертое сословие» появляется выражение «шестая держава» (пресса была так названа в противовес пяти великим державам, входившим в так называемый европейский концерт (Россия, Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия)). Интересно отметить, что Маркс употребил это выражение, говоря о революции: «Но не следует забывать, что в Европе существует еще одна шестая держава, которая в известные моменты подчиняет себе все пять так называемых великих держав и каждую из них заставляет дрожать. Держава эта – Революция».

«Язык дан человеку для того, чтобы скрывать мысли» –французский политический деятель Барер в своих мемуарах пишет, что эту фразу сказал Талейран в 1807 г. в беседе с испанским послом. Генрих Гейне приписывает эту фразу наполеоновскому министру Фуше («Слова созданы, чтобы скрывать наши мысли»).

Но подобные фразы встречаются у Вольтера, Юнга, а мысль, положенная в основу этого изречения встречается еще у Плутарха.

 

       
   
 
 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: