Технологическая цепочка методики.




1 шаг: рассматривается какая-либо система, состоящая из взаимосвязанных объектов;

2 шаг: уточняются действующие объекты и их основные характеристики;

3 шаг: берётся основная система, которая требует сравнения и поочерёдно в ней находятся объекты для сравнений (наложение объектов первой системы на объекты второй системы).

Игра с лёгкостью может использоваться как музыкальными руководителями на занятиях, воспитателями в совместной деятельности, так и родителями, которые хотят развивать у ребёнка креативное, нестандартное мышление.

Часто, слушая музыку, ребёнок затрудняется о ней рассказать, охарактеризовать её. Исследование окружающих объектов помогает сломать стереотипы суждений, развивает продуктивное воображение, обогащает детские музыкальные впечатления, помогает преодолевать речевое недоразвитие у детей, создаёт благоприятный психологический и эмоциональный настрой, ведущий к успеху.

Правила игры:

Играют несколько человек, один из них ведущий (ведущим может быть взрослый). У ведущего в руках «чудесный» мешочек с карточками, на которых изображены различные предметы – «маячки». Дети слушают музыку на диске. После прослушивания ведущий достаёт из мешочка карточку и показывает её игрокам. Дети по очереди называют слова – признаки предмета, таким образом, выбирая «подарки для музыки» - красивые слова сравнения. Если слово подходит к данной музыке, ребёнок получает фишку – жетон, на котором изображён подарок; если слово не подходит, ход передаётся следующему игроку. У кого в конце игры окажется больше жетонов, тот выиграл, он становится следующим ведущим. Ведущий может закончить игру в любой момент.

Например: дети слушают «Польку» Штрауса.

После прослушивания ведущий достаёт карточку с изображением «салюта». Ведущий спрашивает: «Что подарит музыке салют?»

Первый игрок предлагает: «Салют разноцветный, значит музыка – разноцветная!» Ведущий соглашается и даёт жетон игроку; следующий игрок говорит: «Салют искрящийся, значит музыка искрящаяся!», получает жетон, и т.д., пока не кончатся версии к этой карточке. Далее ведущий достаёт следующую карточку, например с кубиком. Игрок говорит: «Кубик деревянный?». Ведущий не соглашается принять такой подарок для музыки и не даёт жетон игроку. Ведущий в праве сам выбирать, когда закончить игру. В конце дети считают. Кто сколько подарков подарил музыке. Игра продолжается с другим ведущим.

Составление метафоры рождает на занятиях дух творчества. Включает каждого ребёнка в поисковую деятельность, приобщает самостоятельному решению познавательных задач. Выводы.

Данный алгоритм позволил значительно расширить нетрадиционные представления детей о характере музыкальных произведений;

Работа в данном направлении существенно повлияла:

· На развитие дифференцированного музыкального восприятия;

· На развитие умения высказывать свои эстетические суждения развёрнуто и доказательно;

· На развитие фонематического слуха детей;

· На расширение словаря, особенно прилагательными;

· На составление предложений с использованием прилагательных;

· На развитие целостного музыкального восприятия;

· На формирование коммуникативной компетентности дошкольников.

Но главное для нас – сформированный устойчивый детский интерес к слушанию музыки и желание детей самостоятельно вслушиваться в музыкальное произведение. Остановимся подробнее на примере знакомства с музыкой Э.Грига «Утро»

После двух занятий, на которых дети слушают музыку, двигаются под неё, создавая образ, украшают её звуками музыкальных инструментов, выставляется картина «Утро» Е.Митрофановой.

Программное содержание: создавать условия для описания пейзажа на основе тембров музыкальных инструментов.

Ход занятия.

· Выставляется картина «Утро» Е.Митрофановой. Дети, что вы видите на этой картине? (ответы). Представьте, что вы попали в эту картину. Что мы можем там услышать? (ответы). А сейчас мы возьмём в помощники музыку Грига «Утро» и попробуем звуки разных инструментов перевести на картину (слушание).

Чем можно представить звуки флейты? Гобоя? Всего оркестра? Придумываем красивые сравнения.

Получившиеся сравнения детей старшей группы:

· звуки флейты, нежные, как первые лучи солнца;

· мелодия гобоя, как качающееся дерево;

· оркестр звучит, как темнеющий лес вдали

На следующем занятии дети рассказывали о музыке, используя универсально- опорную таблицу и пейзаж, которые вывешены перед глазами детей.

Рассказ детей старшей группы:

«Мы слушали музыку «Утро» Грига. Музыка рисует посыпающуюся природу. Музыка инструментальная для симфонического оркестра. Звуки флейты похожие на первые лучи солнца. Мелодия гобоя – как качающееся дерево. Ещё я слышу, как поют птицы. Весь оркестр звучит как темнеющий вдали лес. Солнце сначала показывает чуть-чуть свои лучи, а потом просыпается, и с ним просыпается вся природа. В музыке три части. Темп неторопливый умеренный. Звуки то тихие то громкие. Можно отнести к жанру песни, потому что там птицы поют. Мне музыка очень понравилась». (Юля и Никита)

Игра «бусы».

Цепочка сравнений по характеру произведений.

Закреплять умение сравнивать два объекта по признаку.

Например, «Тарантелла» Гаврилина: музыка весёлая, как клоун. Клоун смешной, как улыбка.Улыбка лучистая, как солнце.Солнце яркое, как радуга. Радуга разноцветная, как цветы.Цветы весёлые, как музыка.

«Осенняя песнь» П.Чайковского: музыка грустная, как осень.Осень дождливая как, как слезинки.Слезинки льющиеся, как река. Река

качающаяся, как колыбель. Колыбель мягкая, как пушинка. Пушинка летящая как, птица. Птица поющая, как музыка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: