В школьный период у ребёнка наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная перестройка обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с созреванием и формированием взрослого человека.
Особенности школьного периода состоят в значительной умственной нагрузке, которая в последнее время значительно возросла в связи с увеличением потока информации, углубленным изучением отдельных предметов, сочетанием обучения в школе с производственным обучением, занятием спортом и др. Все эти факторы предъявляют к организму школьника повышенные требования, связанные с большим расходом энергии и потреблением пищевых веществ.
Нарушение питания в этом возрастном периоде ведет к серьёзным нарушениям жизнедеятельности организма, в том числе к расстройствам функции органов пищеварения, высшей нервной деятельности, сердечно-сосудистой системы. Поэтому обеспечение школьников рациональным полноценным питанием является важным условием правильного гармоничного развития.
Потребности в пищевых веществах изменяются в зависимости от возраста, пола, условий жизни (дети Крайнего Севера, районы Чернобыля и т.д.), вида деятельности школьника (занятия спортом, трудовые нагрузки).
Большое значение для растущего организма имеет достаточное потребление полноценного белка, причём белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60 % от общего количества. При дефиците белка животного происхождения у детей отмечаются нарушения функции коры головного мозга, быстро наступает переутомление, ухудшается успеваемость.
Принципы организации питания учащихся:
· соблюдение основ рационального питания;
· соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам организма;
· обеспечение основными пищевыми веществами в определённом соотношении (сбалансированности) согласно возрасту и специфике питания (питание детей в районах Чернобыля, Крайнего Севера, экологически неблагоприятных районах);
· правильное распределение суточного рациона по отдельным приёмам пищи в течение дня.
Потребности детей школьного возраста в основных пищевых веществах и энергии даны в таблицах 3,4,5. Примерный суточный набор продуктов для учащихся приведен в таблице 6.
Таблица 3 – Рекомендуемые величины потребления энергии, белков,
жиров и углеводов для детей, подростков и учащейся
молодёжи
Возраст | Энергия, ккал | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | ||
всего | в том числе животные | всего | в том числе растительные | |||
6 лет 7-10 лет 11-13 лет: мальчики девочки 14-17 лет: юноши девушки | 2700 2900 | 93 100 | 56 60 | 93 100 | 19 20 | 370 400 |
Согласно Рекомендациям по организации общественного питания учащейся молодёжи в образовательных учреждениях Российской Федерации количество приёмов пищи устанавливается в зависимости от возраста и распорядка дня учащихся. Наиболее оптимальным режимом питания школьников в течение дня следует считать 4 –х кратный приём пищи с интервалами между приёмами 3,5 –4 часа. Завтрак должен составлять 20 %, обед – 35 % суточного рациона.
В таблице 7 приведены нормы потребления продуктов питания на одного учащегося для школьников двух возрастных групп.
Согласно Санитарных правил СП 2.4.2.782 – 99 для учащихся всех общеобразовательных учреждений должно быть организовано одноразовое горячие питание (завтрак). По желанию родителей всем учащимся может предоставляться и обед. Учащиеся, посещающие группы продлённого дня, должны обеспечиваться по месту учёбы 2-х разовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в школе – и полдником (10 % суточной калорийности рациона).
При посещении школы в первую смену завтрак для учеников 1 – 5 классов должен предоставляться после второго урока, 6 – 11 классов – после третьего урока.
Для детей 6-летнего возраста в общеобразовательных учебных заведениях рекомендуется трёхразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник). Первый приём пищи (завтрак) должен быть организован после второго урока, обед – после занятий в 1300 – 1330, полдник – после дневного сна в 1630. При организации трехразового питания должно обеспечиваться 65-70% суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии.
При составлении рационов необходимо учитывать ряд требований:
- соблюдение процентной разбивки приёмов пищи согласно калорийности и количества продуктов. Как и в дошкольном возрасте, школьникам рекомендуется в первую половину дня давать продукты, более богатые белком, а на ужин – в основном молочно – растительные блюда;
- обеспечение разнообразия рациона; не допускать одних и тех же блюд в течение дня, а в течение недели – не более 2 раз.
Горячий завтрак школьника должен состоять из закуски, горячего блюда (мясного, рыбного), овощного гарнира, напитка, лучше молочного или молочно - кислого, или кофейного напитка с молоком.
Большого внимания требует организация питания учащихся, занимающихся спортом. Пища в первую очередь должна содержать достаточное количество белка, необходимого для развития мускулатуры, увеличения массы мышц в процессе систематических тренировок. Потребность в белке составляет в рационе школьников – спортсменов 2,5 г/кг массы тела, а в период соревнований - 3 г/кг. В среднем школьникам 10 – 13 лет необходимо белка 120 г в сутки, 14 – 17 лет – 140 г.
Увеличивать количество жира для школьников – спортсменов не рекомендуется, за исключением тех случаев, когда ребёнок занимается зимними видами спорта и теряет много тепла во время занятий.
Рекомендуемое соотношение белка и жира должно составлять 1:0,7 при интенсивных скоростных и силовых нагрузках.
Не менее ценным источником энергии являются углеводы. Рекомендуется во время интенсивных занятий спортом периодически восполнять энергетические затраты в основном за счёт введения в рацион легкоусвояемых углеводов (сахарозы, глюкозы). Количество дополнительных углеводов и время приёма рекомендует тренер или врач.
Кроме углеводов организм школьника – спортсмена нуждается в пополнении минеральных солей и витаминов, участвующих в обменных процессах.
Установлено, что в организме при интенсивных физических нагрузках повышается кислотность. Чтобы предупредить это состояние, в пищевой рацион спортсмена следует широко включать овощи, фрукты, щелочную минеральную воду.
Очень важно, чтобы в организм детей, занимающихся спортом, поступало достаточное количество витамина С. Поэтому перед началом соревнований им следует давать по 150 мг аскорбиновой кислоты.
Режим питания школьника – спортсмена может отличаться от режима, принятого для детей данного возраста. В тех случаях, когда занятия спортом проводятся в утренние часы, энергетическая ценность завтрака должна быть повышена до 35 % от общей суточной калорийности рациона. Если занятия, особенно соревнования, проводятся в вечерние часы, калорийность ужина повышается в 1,5 – 2 раза. Однако богатую клетчаткой пищу во время ужина принимать не следует, её лучше распределить между завтраком и обедом.
В дни усиленных тренировок пища должна быть объёмной, но достаточно калорийной, богатой белками и углеводами. При этом необходимо избегать употребления продуктов, содержащих большое количество жира. После плотной еды к тренировкам и соревнованиям следует приступать спустя 2,5-3 ч.
В общеобразовательных учебных заведениях питание учащихся, преподавателей, обслуживающего персонала организуется в столовых и столовых - раздаточных. В школах с числом учащихся в первую смену 320 человек и более должны организовываться столовые, при меньшей численности – столовые раздаточные.