При сравнении памяти живого существа с компьютером можно найти явные черты сходства. С информацией,в памяти компьютера, происходят следующие процессы: запись, хранение, извлечение и стирание. Память живого существа точно так же включает четыре процесса:запоминание;хранение;извлечение;забывание.
У компьютера имеется:
- постоянная память, она велика, долговременна, хранит самые разнообразные данные, обеспечивается структурными изменениями носителей (намагничивание или прожигание диска), и непосредственно не используется при работе программ - ее данные должны быть извлечены в оперативную память;
- оперативная память - существенно меньше, кратковременна, хранит только используемые в текущий момент данные, обеспечивается электрическими процессами, и непосредственно используется в работе программ.
В мозге точно так же существуют два вида памяти:
1) долговременная память - аналог постоянной памяти компьютера. Она:велика, ее объем практически бесконечен;долговременна, многие данные хранятся всю жизнь;хранит все данные, которые мы когда-либо запомнили;обусловлена структурными изменениями нейронов;для использования при работе мозга ее данные должны быть извлечены, то есть переведены в кратковременную память;
2) кратковременная память - аналог оперативной памяти компьютера. Она:кратковременна, не более 2 мин;мала, ее объем - то, что мы в данный момент "удерживаем в голове";обусловлена электрическими процессами - возбуждением разных структур мозга;непосредственно используется при работе мозга; хранит только те данные, которые используются в данный момент - как для того, чтобы их запомнить, так и для того, чтобы построить с их помощью поведение.
Запоминание, хранение, извлечение и забывание представляют собой процессы обмена данными между кратковременной и долговременной памятью:
- запоминание, это перевод данных из кратковременной памяти в долговременную;
- хранение, это удержание данных в долговременной памяти;
- извлечение, это перевод данных из долговременной памяти в кратковременную;
- забывание, это невозможность извлечения данных из долговременной памяти в кратковременную.
Несмотря на сходство между механизмами памяти компьютера и мозга все же есть и существенные различия: запоминание происходит не путем однократной записи, а только в результате постоянного и целенаправленного повторения; забывание, это не стирание информации, а затормаживание временных связей (по аналогии с компьютером - запрет доступа к данным).
Теперь представим, что ребенок заучивает название предмета (к примеру, стола). В этот момент у него в коре формируются два возбужденных очага: в области зрительной коры, куда проецируется образ стола, и в области слуховой коры, воспринимающей звукосочетание «стол». Между двумя возбужденными очагами (отделами коры ГМ) по кругу начинает циркулировать возбуждение, котороеи обусловливает кратковременную память, длящуюся не более 2 мин.
Если по какому-то нервному пути циркулируетдлительновозбуждение, то в нейронах этого пути происходят структурные изменения.Прохождение импульсов по данному пути облегчается.В результате, когда ребенок услышит звукосочетание «стол», возбуждение поступит в соответствующую зрительную зону и у него возникнет зрительный образ стола (и наоборот, вид стола вызовет ассоциацию со словом «стол»). Долговременную память (способную сохраняться всю жизнь) обусловливают структурные изменения в нервных путях к ним относятся изменения как в пресинаптических окончаниях, так и в постсинаптических структурах. Структурные изменения изучены недостаточно, однако очевидно следующее:они обусловлены изменениями на генном уровне, поскольку могут сохраняться всю жизнь; эти изменения приводят к облегчению синаптического проведения.
Запоминание и хранение
Запоминание - в основном активно, переход из кратковременной памяти в долговременную.
Оно требует:активации мозга, то есть, сознательного состояния;мотивации, мы запоминаем то, что для нас значимо;концентрации внимания.В приведенном выше примере, с запоминанием названия предмета (стола), связь между образом стола и звукосочетанием «стол» будет образовываться только в том случае, если: 1) ребенок бодрствует; 2) ему хочется запомнить новое слово (сильнейшая мотивация детей - любопытство и желание все знать); 3) он сосредоточен на запоминании слова «стол».
У взрослого человека при запоминании словесной информации важную роль играет фактор распознавание смысла запоминаемого. Наша словесная память устроена по смысловому принципу: пересказывая книгу, мы воспроизводим не ее текст, а ее смысл.
Помимо сознательного запоминания, существует и подсознательное, когда информация не получает доступа к сознанию, однако онов жизни человека играет меньшую роль, хотя и влияет на поведение.
Виды памяти
Разные виды информации запоминаются и хранятся по-разному.В зависимости от характера информации существуют разные классификации видов памяти. Выделяют:
- моторную память, это запоминание двигательных навыков;
- словесную (вербальную) память;
- образную память, это запоминание лиц, мелодий и т. п.;
- эмоциональную память, это запоминание значимости раздражителей, то есть эмоций, которые они вызывали.
Некоторые структуры мозга отвечают за запоминание определенных видов информации: гиппокамп играет важную роль в словесной и образной, но не моторной памяти; миндалевидное тело участвует в запоминании и хранении значимости раздражителей;в коре мозжечка хранится информация,как сделать наши движения более точными и совершенными.
Извлечение и забывание
Извлечение и забывание тесно связаны друг с другом.
Извлечение (воспоминание) – это получение доступа к памяти со стороны сознания, перевод данных из долговременной памяти в кратковременную, в форму возбуждения различных мозговых структур.
Чтобы активно оперироватьинформацией,сознание извлекает необходимые данные из долговременной памяти в кратковременную, где информация составляет рабочую память.Хранимая в памяти информация может использоваться и подсознанием, но в этом случае воспоминания не происходит.
Забывание - это не нарушение хранения памяти, не стирание информации, а невозможность ее извлечения, то есть не уничтожение временной связи, а ее активное затормаживание.
Забывание чрезвычайно важный для жизнедеятельности процесс. Оно подавляет доступ к ненужной, вредной информации, но с другой стороны происходит и забывание полезных сведений. В то же время, поскольку информация при забывании не стирается, она становится быстро доступна, если в ней снова возникает нужда (например «освежить что-то в памяти»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память является крайне интересным и малоизученным процессом. Посредством множества экспериментов удалось выяснить только некоторые факты. Так, были изучены нейроны и нервная ткань, при этом ни один из механизмов памяти не изучен полностью, механизмы образования энграмм до сих пор остаются загадкой.
Наиболее распространеннойв русле нейронных и биохимических процессов является гипотеза Д.О. Хебба о кратковременных и долговременных процессах памяти, которая говорит о том, что превращение кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти) в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результат повторного возбуждения нервных клеток (обучающиеся популяции, ансамбли нейронов).
По данным современной нейрофизиологии и нейрохимии, в основе долговременной памяти лежат сложные химические процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга. В основе консолидации памяти много факторов, приводящих к облегчению передачи импульсов по синаптическим структурам (усиленное функционирование определенных синапсов, повышение их проводимости для адекватных импульсных потоков). Возникающие при стойком сдвиге мембранного потенциала физико-химические изменения постсинаптических мембран, вероятно, служат основой для образования следов памяти, отражающихся в изменении белкового субстрата нервной клетки.
Память в нервной системе способна сохраняться годами и десятилетиями. Для инициации и поддержания этого процесса необходима активация экспрессии генов[4]. Однако, этого недостаточно… Возможно, поддержание памяти в течение многих лет использует
механизм ее регулярной реактивации в различных ситуациях
(напоминания, спонтанные воспоминания, сон, неосознаваемая
активация при извлечении других воспоминаний), сопровождающейся
реконсолидацией памяти. В основе реконслидации также лежат долговременные клеточно-молекулярные процессы, которые могут отличаться от клеточно-молекулярных механизмов консолидации[5]. Возможно, что есть и другой, еще неизвестный нам, молекулярный механизм перманентного сохранения фенотипа нейрона, измененного в результате обучения. Его стоит искать...
В рамках советской психологической школы проблема памяти была предметом исследований таких известных учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др. Труды этих и других ученых являются актуальными и до сих пор, а результаты их работ могут стать основой новых исследований по проблемам памяти.