Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта детей дошкольного возраста. Организация и проведение групповой профилактики в детском саду.




В деятельности дошкольного образовательного учреждения должны широко использоваться технологии, позволяющие сберечь здоровье и сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, укрепить природные защитные механизмы организма ребенка. Здоровье органов и тканей полости рта дошкольников – важная составная часть соматического здоровья в целом. Проблемы сохранения стоматологического здоровья можно решить путем группового обучения детей различного возраста наиболее оптимальным способам чистки зубов.

При этом очень важно найти психологический под­ход к детям соответственно их возрасту. Главное препятствие в реализации здоровье сберегающих технологий – отсутствие мотивации у детей «приумножать» данное им природой здоровье. У маленького ребенка пока нет потребности в здоровом образе жизни. Он генетически запрограммирован до определенного возраста на уход за ним со стороны взрослых. Поэтому так важно помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, осознать ответственность за свое здоровье, в том числе и стоматологическое. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни.

Значимость правильного гигиенического воспитания детей с самого раннего возраста огромна, так как навыки по индивидуальной гигиене полости рта относятся к тем, которые лучше всего усваиваются в раннем детском возрасте. Причем подобные навыки дети чаще всего приобретают, копируя взрослых. Если в семье отсутствуют правильные представления и навыки по гигиене полости рта, то не следует ожидать, что у детей они будут иными, чем у родителей.

Формирование мотивации у ребенка к проведению гигиенических мероприятий, правильному рациональному питанию с ограничением избытка рафинированных углеводов требует много внимания и терпения и проводится совместными усилиями детского стоматолога, педагога и родителей.

Кариес временных зубов относится к распространенной патологии у детей дошкольного возраста. По данным ряда авторов, распространенность кариеса временных зубов у дошкольников в возрасте двух лет составляет 24,9 – 39,3%, интенсивность кариеса (кпуз) составляет 0,89 – 1,10.

ВОЗ классифицирует профилактические мероприятия с позиции первичной и вторичной профилактики, выделяя в системе профилактики два звена или две стадии единого профилакти­ческого процесса: первичную профилактику и вторичную.

Первичная профилактика — это система социальных, меди­цинских и гигиенических воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчи­вости организма к воздействиям неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды.

Главной задачей первичной профилактики является повыше­ние уровня здоровья населения с использованием всех возмож­ных путей, методов и средств, чтобы ни один здоровый ребенок не перешел в группу больных, т. е. это профилактика в груп­пе здоровых детей.

Основные задачи, которые должны решать стоматологи при разработке программ первичной профилактики кариеса зубов, могут быть сформулированы как:

1) создание условий для полноценного формирования и первич­ной минерализации твердых тканей зуба;

2) обеспечение физиологического течения процесса созрева­ния твердых тканей зуба (вторичная минерализация), при не­обходимости — стимуляция этих процессов;

3) предотвращение или устранение формирования кариесогенной ситуации в полости рта.

Многообразие форм, методов первичной профилактики предусматривает разработку критериев оценки ее эффективности: на основании каких показателей мы можем судить о достоинстве или недостатке той или иной методики, программы профилак­тики?

Переход ребенка из группы здоровых детей в группу детей, имеющих стоматологическую патологию, свидетельствует о том, что не все возможные меры профилактики были учтены и своевременно назначены.

Вторичная профилактика предусматривает мероприятия, направ­ленные на раннее выявление заболевания, предупреждение ре­цидивов, прогрессирования процесса и возможных осложнений заболевания.

Вторичная профилактика является частью программы реаби­литации.

Реабилитация — это система государственных, социальных, экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду, нашла свое отражение в резолю­ции IX Совещания министров здравоохранения и социального обеспечения социалистических стран в 1967 г. в Праге.

За прошедшие после этого совещания годы проведено много исследований по вопросам медицинской реабилитации. Реабили­тация в педиатрии начинается с момента возникновения забо­левания, травмы, дефекта развития и тесно связана с лечебными мероприятиями и на первых порах составляет их часть и заканчива­ется восстановлением здоровья ребенка (Лепарский Е. А. и др., 1980; Воздвиженский С. И. и др., 1980, и др.).

Таким образом, реабилитация включает в себя мероприятия по лечению и вторичной профилактике заболевания.

Следовательно, вторичная профилактика проводится у людей, уже страдающих каким-либо заболеванием. И если средства и методы первичной и вторичной профилактики могут быть одни и те же, то критерии оценки эффективности вторичной профилак­тики будут отличаться от таковых в первичной.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: