Раскрываются все явные акцентуации, если их не обнаружено или обнаружено мало, допустимы характеристики трех - четырех скрытых акцентуаций.




Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Социально-гуманитарный институт

Кафедра педагогики и психологии

 

Методические рекомендации по выполнению

Самостоятельной (контрольной) работы

«Психологическая характеристика»

По дисциплине «Психология и педагогика. Часть 1: Психология»

для студентов дневной формы обучения специальностей 080801 «При­кладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Инфор­матик-аналитик»; по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»; «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов»; «Менеджер информационных ре­сурсов»

 

 

Утверждено на заседании

кафедры педагогики и психологии

15.09.10 г., протокол № 1

 

Составитель: канд.психол.наук, доцент

Ахметгалеева З.М.

 

 

Кемерово

Психологические знания занимают важное место в структуре профессиональной подготовки студентов любых направлений обучения. Студенты технических специальностей как никто другой нуждаются в психолого-педагогических знаниях как средстве самопознания и построения отношений с окружающими. Знание и четкое представление о социально-психологических явлениях и их закономерностях помогут будущему специалисту скорее адаптироваться в новых для него условиях деятельности, в том числе связанных со взаимодействием с другими людьми.

Для лучшего усвоения знаний и их практической отработки самостоятельная (контрольная) работа по психологии выполняется в форме составления психологической характеристики по результатам диагностики акцентуаций характера. В ходе выполнения самостоятельной (контрольной) работы теоретические знания связываются с повседневным опытом студентов, с их представлениями о себе и, таки образом, закрепляются. Данная работа должна продемонстрировать степень уровень усвоения изученного материала, способность правильно применить терминологический аппарат, связать теорию с практикой.

 

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

1. Оформляется титульный лист. На титульном листе указывается название работы.

  Самостоятельная работа по психологии «Психологическая характеристика»  

 

2. Далее, в самой работе приводится ее заголовок, в котором указываются фамилия и имя человека (в родительном падеже), на которого составляется характеристика;

3. Пишется цель диагностики, применявшаяся психодиагностическая методика;

  Психологическая характеристика Ивановой Марии.   С целью изучения акцентуаций характера проводилась психологическая диагностика с применением методики Леонгарда-Шмишека.  

 

Приводятся результаты диагностики по каждой шкале опросника в баллах, с указанием названия шкалы опросника, соответствующего ей балла и степени выраженности признака (явная, скрытая, отсутствующая акцентуация).

0-11 — акцентуация характера отсутствует;

12-17 — скрытая акцентуация характера;

Явная акцентуация характера.

Диагностику можно пройти в он-лайн форме здесь [1].

 

 

По результатам диагностики выявлено: 1. Гипертимный — 13 (скрытая); 2. Возбудимый — 15 (скрытая); 3. Эмотивный — 22 (явная); И так далее...

 

5. Из приведенных ранее данных выбираются наиболее важные для характеристики обследуемого. Перечисляются акцентуации характера в порядке убывания набранного балла. Сначала перечисляются явные, затем — скрытые акцентуации характера. Отсутствующие акцентуации характера для дальнейшей работы не принимаются во внимание;

Таким образом, явными акцентуациями в характере Ивановой Марии являются: 1. Педантичный — 24; 2. Эмотивный — 22.   Скрытые акцентуации: 1. Возбудимый — 15; 2. Гипертимный — 13; И так далее...

 

6. Раскрываются описания наиболее выраженных акцентуаций характера обследуемого. Из справочной и учебной психолого-педагогической литературы выбираются только наиболее подходящие личности обследуемого характеристики. После описания каждой акцентуации приводятся примеры из жизни.

Раскрываются все явные акцентуации, если их не обнаружено или обнаружено мало, допустимы характеристики трех - четырех скрытых акцентуаций.

1. Педантичный. Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной... И так далее... Пример из жизни: в моем доме, комнате, где я живу, всегда порядок, у меня все всегда стоит на своих местах, аккуратно. И так далее...

 

7. Из описаний всех акцентуаций, раскрытых в пункте №6, выбираются наиболее привлекательные черты, характеризующие обследуемого с лучшей стороны.

Сильные стороны: Педантичный: Добросовестность, надежность в делах. Помогает уходить от конфликтов. Эмотивный: гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, такие люди радуются чужим успехам. и так далее...

 

8. Из описаний всех акцентуаций, раскрытых в пункте №6, выбираются негативные черты, характеризующие обследуемого со слабой стороны.

Слабые стороны: Педантичный: изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Эмотивный:тревожность, болтливость, боязливость, остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. И так далее...

 

9. Исходя из приведенной характеристики обследуемого, делаются рекомендации. В рекомендациях могут быть перечислены те виды деятельности, с которыми испытуемый в силу своего характера будет справляться наилучшим образом, либо, напротив, те виды деятельности, в которых у него могут возникнуть затруднения. Приводятся причины, почему такое может произойти. Также возможно указание тех качеств и сторон личности, на которые испытуемый мог бы опираться, либо, наоборот, ему бы следовало их развивать.

Рекомендации: Так как мне присущи педантичный и эмотивный типы акцентуаций характера, то мне следует выбирать такую работу, где маловероятны конфликты, ситуации, где я не стала бы мишенью скандалов. Например, более приемлемы такие профессии как воспитатель в детском саду или библиотекарь. И так далее...

 

10. Список используемой литературы.

В соответствии с правилами библиографического описания.

 

Рекомендуемая литература:

1. Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://vikrob.narod.ru/leongard.htm Дата доступа: 08.05.2010.

2. Опросник Шмишека [Электронный ресурс] // Psylab.info – Энциклопедия психодиагностики: [web-сайт]. - Режим доступа: https://www.psylab.info/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A8%D0%BC%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BA%D0%B0 Дата доступа: 23.03.2010.

3. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. - C. 570-576.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности [Электронный ресурс] // Библиотека психологической литературы: [web-сайт]. - Режим доступа: – https://www.psyknow.ru/genpsy/leongard/ Дата доступа: 08.05.2010.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: