Некоторые подробности музыкальной жизни моего отца и его друзей во времена СССР




(и немного пост-СССР)

 

Мне всегда было интересно узнать, как обстояли дела с винилом «тогда». Как покупали, продавали, что было популярно, где продавалось, по чем. Я впитываю в себя эту информацию из разных источников как губка, и больше всего я узнал от рассказов отца, и его тогдашнего круга общения. Вообще, больше все таки я услышал от его окружения, ибо мой папа с тех пор, как победили CD, к винилу относится предвзято и не особо хочет рассказывать о тех временах, считает, что это не имеет значения. Но всё-таки некую картинку я смог воссоздать. Делюсь с теми, кому это интересно так же, как и мне.

 

* Какая музыка была популярна среди компании отца.

 

У моего отца была дружная компания товарищей, которая продержалась долгие годы, и соответственно, вкусы у них примерно совпадали. На первом месте стоял хард рок и прогрессивная музыка. Очень ценились имена вроде King Crimson, Roxy Music, Talking Heads, Van Der Graaf Generator, Uriah Heep. Ну, и естественно всякие Цеппелины с прочими Саббатами, но это в порядке вещей. Процветал снобизм, новым течениям пробиться было очень трудно. Было очень предвзятое отношение ко всему, что связано с новой волной – лишь некоторым группам этого периода удалось завоевать лояльность этого круга слушателей, как например вышеназванным Talking Heads. Остальные, вроде Duran Duran, и даже Japan с поздними Roxy Music заносились в список второсотных команд. Для определения величины и качества группы была негласная система «эшелонов» - к примеру, Deep Purple, Pink Floyd и King Crimson это нулевой эшелон, божественная музыка высшего класса. Grand Funk Railroad, Yes, Emerson, Lake & Palmer – первый. Ну а всякие Blue Oyster Cult, Kiss, Beach Boys и Eagles скатывались на второй и третий эшелон, и никакой логики в этом не было – просто не «ходили» в этом кругу, и всё. Киссов вообще терпеть не могли за показуху, примитивизм и сильный американский душок. А о всяких Wham, Fleetwood Mac, Frankie Goes To Hollywood и прочих я и не говорю, это самый низ, «попса и бездарности». Однако, парадоксально, присутствует лояльное отношение к популярному в то время в СССР диско, Абба и «Бонька» одобряются и вполне котируются. А вот Smokie к примеру нет, это попса. Такие вкусы перешли и в наше время, и если допустим один из друзей отца смог открыть для себя новые направления типа индастриал и пост панк с готик роком, то остальные так и сидят на «классик-рок» игле, вознося раз за разом классику харда и прога. Иногда я с ними вступаю в спор, за свою открытость и любовь ко многим жанрам и коллективам – на некоторые мои любимые группы окружение смотрит свысока. «Опять ты какую-то калабаху приволок, её же даже продать нельзя, Чип Трик это совсем грустно» - говорит мне друг отца, глядя на мой новый диск Cheap Trick. А мне всё равно.

 

* Где и как покупали винилы.

 

Повсюду, где только могли. Среди барахольных вариантов, лучшим в Питере был «толчок» - то место, где сейчас находится Юнона. А вот у магазинов типа Юного Техника было «не очень». В общем, первое время отец и друзья только-только пытались пробиться на черный рынок, и было это в 70-х. Каждый первое время в чем-то лоханулся. У моего отца это случилось несколько раз подряд – один раз ему продали Джетро Талл Кирпич – «пропеллер», другой под видом диска Цеппелинов толкнули ужаснейший пародийный трибьют на группу в стиле авангард. Третий раз был не так плох – под видом Роллингов продали трибьют, однако исполнен он был в стиле хард рок, и он собственно и помог отцу полюбить данную группу, так как, с его слов, «у них самих звучание не очень». Потом уж они начали сами торговать. Сплавили порченные диски другим «лохам», покупали много интересного, продавали. Обычным делом было купить подальше на рынке диски по 50 рублей, и сплавить их у самого входа по 70-80. Частенько крутились около универмагов и магазинов «мелодия» с целью поймать интересный, раритетный диск подешевле. Папе особенно запомнился миньон нашего производства, на котором были песни Deep Purple с альбома Who Do We Think We Are – его он лично купил в Гостинном Дворе. Таким же образом он приобрёл югославскую «Барселону» (тот самый альбом с Фредди и Монсеррат Кабалье), отстояв большую очередь, после чего подарил своей маме, чтобы пристрастить к рок-звездам, ведь нравилась ей больше классическая музыка. А диск до сих пор у нас хранится, югославы неплохо его издали, с разворотом и вкладочкой.

 

* Какое производство больше ценилось.

 

Выбор в Питере был однозначный – немцы. Любые. Лучше немцев и волшебной «Гемы» ничего просто быть не может. Ну и заодно в эту категорию затащили GDR, диски чьего производства смело покупали и высоко оценивали их качество и дешевизну. Ну и конечно без вопросов высоко ценилась Англия, США, и заодно Голландия, про которую говорили что качество как у Англии, и к тому же дешевле. Ниже рангом Япония, Франция, Канада (вроде как то же, что и США, да бренд не такой звучный). Еще ниже, уже воспринималось с опасением и предвзятостью – Швеция, Испания, Бразилия, Мексика, Финляндия. Еще ниже, то что можно было продать дорого разве что лохам - Югославия, Чехсловакия, СССР, Греция, Польша. Ну и наконец в самой «жопе» - Африка, Болгария, Индия, Перу, и другая «экзотика». Но к слову, часто за неимением вариантов брались в коллекцию диски низкого ранга, к примеру, мой отец купил болгарский концертник Roxy Music и вроде как был доволен. К Югославии было особенно подозрительное отношение – считалась говном, однако по внешнему виду можно было легко спутать с «фирмой». Отец и друзья быстро избавились от югославских дисков в своей коллекции, когда пришли к единому выводу, что даже на советских вертушках звучат они паршиво.

 

* Развод лохов.

 

Советский рынок был пропитан данным явлением. Самое простое - затирали надписи на югославских винилах, чтобы продать лохам подороже. Ну, или брались диски из Перу или Мексики, и выдавались за испанские – надписи же на одном и том же языке. Смазывали маслом запиленные диски и продавались как новые, подклеивались конверты, и затем клались в защитный «чехол», чтобы лох не увидел потёртости по краям. Очень круто было положить запиленную пластинку в новенький конверт, запечатать в плёнку, и потом продать у Юного Техника. Когда мой отец познакомился с моей мамой, её начали часто брать на рынок и давали ей диски на продажу – девушкам покупатели доверяли намного больше. Но высший класс это переклейка яблочек на пластинке. Со слов моего отца, высшее достижение в разводе лоха для него была покупка запиленного Animals, а затем поиск советского диска с таким же расположением песен, и был в итоге найден диск речей Брежнева, на котором аудио по виду почти идеально совпадало с порядком песен Animals. С помощью ацетона снималось оригинальное яблочко с Пинк Флойда и клеилось на новую пластинку, после чего «это» быстро продавалось. Запиленных пластинок для этой цели начали закупать так много, что по рынку пошел даже слушок про некого меломана по кличке «Мясник», который берёт исключительно запиленные диски. Ну, а Мясник-то знал, что с ними делать.

 

* Отношение к винилу после распада СССР

 

Так как новые технологии доходят до нас традиционно медленно, CD стартовали у нас довольно поздно, благодаря чему рынок продажи пластинок продержался аж до 93-94 годов. Как только начали появляться всякие Антропы, отец и друзья их покупали, хоть и недолго. У моего папы до сих пор хранятся такие винилы, к примеру Студжиз, и Лед Зеппелины. Но в итоге было принято решение переходить на CD, и поэтому старые виниловые коллекции в скором порядке сдавались на рынке в обмен на болгарские пиратские CD – часто за один сидюк брали по 2-3 оригинальные пластинки! Хотя, один из друзей решил свой винил всё же оставить, и хранит свою коллекцию до сих пор. Вот такое было время. А ведь кто мог подумать…

 

Автор – Эдик Зыков (https://vk.com/zykoveddy)

#eddyvinyl



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: