Характеристика моделей организаций




Тема 2. Лекция3. Теории организации

1. Модель механической конструкции организации.

2. Организация как коллектив единомышленников.

3. Организация как сложная иерархическая система.

4. Организация, реализующая концепцию заинтересованных групп.

В теории организаций выделяют четыре типа моделей, отражаю­щих эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность самих организаций, роль и доминирующие функции менеджмента, а также критерии, применяемые для оценки эффективности их деятель­ности.

Первая модель

Она известна под названием «модель механистической конструкции организации», сформировалась в конце прошлого века и получила широкое распространение в первой четверти XX в. Ее теоретической базой являются положения школы научного менеджмента. Родоначаль­ник этого научного направления Ф. Тейлор рассматривал эффектив­ность с точки зрения факторов времени и движения. Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующий оптимальный сбор их в единое целое — обязательные условия, которые в соответствии с этой теорией формируют высоко­производительную организацию. Другой представитель этого теорети­ческого направления — немецкий социолог М. Вебер выдвинул и обосновал положение, согласно которому самой эффективной фор­мой человеческой организации является рациональная бюрократия. Предприятие — это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов; средств производства, рабо­чей силы, сырья и материалов. Его целями чаще всего являются мак­симизация прибыли, рентабельности, капитальных вложений, общего оборота капитала. Для их достижения с максимальной эффек­тивностью и при минимальных затратах ресурсов необходимо опти­мально использовать все виды ресурсов. Поэтому менеджмент органи­зации должен быть ориентирован в первую очередь на оперативное уп­равление, с помощью которого оптимизируется структура производ­ственных факторов и всего процесса производства. В соответствии с этим оценка эффективности функционирования организации производит­ся по экономическому показателю, определяемому как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам.

Механистическая модель организации (ее также называют моде­лью рациональной бюрократии) позволяет установить технико-эко­номические связи и зависимости различных факторов производства, и это составляет ее сильную сторону. В то же время в ней недостаточ­но учитываются роль и значение человеческого фактора в эффектив­ной работе организации, а в качестве базы используются такие поло­жения школы научного менеджмента, которые критически оценива­ются современной наукой и практикой. Это, например, приоритет­ная ориентация на крупные организации; завоевание позиций на рынке главным образом за счет снижения издержек, а не роста дохо­дов; широкое использование аналитических методов, результаты ко­торых нередко трудно и даже невозможно использовать на практике; стремление к сохранению стабильности (консерватизм); всеобщий контроль и надзор за качеством и выполнением плановых заданий; представление о высших руководителях как о людях, которые «муд­рее, чем рынок», и т. п.

Все это ставит определенные рамки в использовании механисти­ческой.модели организации с ее узким взглядом на управление и эффективность, оцениваемую только по экономическим результатам.

. Вторая модель

Эта модель построена на определении организации как коллекти­ва, сформированного по принципу разделения труда. Начало ее разработ­ки относится к 30-м годам и связано с именами таких известных ученых, как Э. Мэйо, Д. Макгрегор, Ч. Барнард и Ф, Селзник, создавших основы теории человеческих отношений и поведенческих наук. В нашей стране идеи научного управления трудовыми коллективами, работа­ющими на социалистических предприятиях, развивали А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Н.А. Витке и многие другие ученые и практики, ра­ботавшие в различных организациях и институтах научной организа­ции труда в 20—30-е годы.

Модель организации строится исходя из главного положения тео­рии о том, что важнейшим фактором производительности на пред­приятии является человек как социальный деятель. Поэтому элемен­тами модели являются такие составляющие, как внимание к работа­ющим, их мотивация, коммуникации, лояльность, участие в приня­тии решений. Другими словами, моделируется система поддержания человеческих отношений внутри организации. При этом особое вни­мание уделяется стилю управления и его влиянию на показатели про­изводительности и удовлетворенности работников своим трудом. Пред­почтение отдается демократическому стилю, обеспечивающему наи­более полное раскрытие способностей работающих за счет их вовле­ченности не только в процесс исполнения, но и в процесс разработ­ки управленческих решений.

Главные задачи менеджеров в этих условиях заключаются в организации и управлении персоналом, что в конечном счете должно приво­дить к выполнению целей предприятия. При этом организация обес­печивает соответствующие структуры, регулирует отношения между работающими и координирует процессы, необходимые для выполне­ния поставленных задач; управление же означает личное и конкрет­ное воздействие на сотрудников, необходимое для своевременного принятия решений и успешной реализации намеченных планов. Если все внутренние процессы, связанные с персоналом, управляются надлежащим образом, у организации не возникает проблем с дости­жением заданий по выпуску продукции, прибыли, доходам и т. д. В качестве критерия успешности работы по данной модели принимается повышение эффективности организации за счет совершенствования ее человеческих ресурсов.

Такой подход требует разработки специальных методов, позволя­ющих производить оценку качества труда, здоровья организации в широком смысле и выявлять внутренние процессы, которые требуют принятия мер с целью повышения производительности труда. Возмож­ности модели, построенной на основании теории человеческих отно­шений и поведенческих наук, в поиске резервов эффективности орга­низации ограничиваются тем, что внимание концентрируется толь­ко на одном внутреннем факторе — человеческом ресурсе и подчи­нении ему всех остальных факторов производства.

Как и в механистической модели, управляющая система здесь также ориентирована на анализ внутренних факторов и условий функционирования организации. Таким образом, обе модели могут рассмат­риваться как «закрытые*, т. е. не учитывающие воздействие на эффек­тивность факторов внешней среды. В литературе справедливо отмеча­ют, что теоретиков управления первых 60 лет нашего века не волно­вали проблемы деловой среды, конкуренции, сбыта и всего осталь­ного, что имеет внешний для организации характер. Они придержи­вались взгляда на мир с точки зрения «замкнутой системы». Пожалуй, именно эти ограничения привели к необходимости разработки новых моделей организаций, для которых характерна их «открытость», т. е. учет того, что внутренняя динамика организации формируется под воздействием внешних событий.

Третья модель

В этой модели предприятие представляется в виде сложной иерар­хической системы, тесно взаимодействующей с окружением. Ее осно­ву составляет общая теория систем (основополагающий вклад за ру­бежом был сделан А. Чандлером, П. Лоуренсом, Дж. Лоршем; в на­шей стране эти проблемы исследовались И.В. Блаубергом, Э.Г. Юди­ным, В.В.Дружининым, В.Н. Садовским, В.Г. Афанасьевым и многи­ми другими учеными, разрабатывавшими их по самым различным на­правлениям). Ее главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положе­ниями организация рассматривается в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром (табл. 1.).

 

Организация как открытая система

 

Черты и свойства Характеристика, обоснование
Компоненты Система состоит из некоторого количества частей, называемых элементами
Связи Компоненты системы связаны между собою
Структура Форма связи организационно закреплена в структуре
взаимодействие Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее, что есть результат взаимного влияния и взаимодей­ствия с окружающей средой
Процесс Изменения, происходящие в результате взаимо­действий, называются процессами
Холизм и эмерджентные свойства Система — целостность (Holism — англ. <hotos — Греч, целое), проявляющая свойства, возника­ющее только в результате взаимодействия ее компонентов
Идентификация Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать и отличить от других явлений, не входящих в систему
Окружение Представлено явлениями, образованиями, которые, не являясь частью системы, существен­но влияют на нее. Это окружающая среда системы
Концептуализм Система — это концепция, особая форма которой отражает цели и ценности индивидуума или группы, разработавших эту концепцию

 

 

Ключевые факторы ее успеха находятся в двух сферах: во внеш­ней (из которой она получает все виды ресурсов, включая информа­цию, т. е. знание) и во внутренней (сильные и слабые стороны кото­рой создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги).

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его.менеджмента. Это, прежде всего, все те организации, а также люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач: постав­щики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, професси­ональные союзы, торговые организации, общества потребителей, правительственные органы и др. Кроме того, существует как бы вто­рой ряд переменных внешней среды — социальные факторы и усло­вия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную де­ятельность организации, предопределяют стратегически важные ре­шения, принимаемые ее менеджментом. Важнейшая роль здесь при­надлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим, физико-географическим факторам и переменным (рис. 1.). Значение факторов внешней сре­ды резко повышается с связи с возрастанием сложности всей систе­мы общественных отношений (социальных, экономических, полити­ческих и пр.), составляющих среду менеджмента. Именно внешнее окружение диктует стратегию организаций

 

Рис.1. Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздей­ствием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структу­ра предприятия, его культура и ресурсы.

Под структурой предприятия понимается состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производствен­ных и (или) управленческих процессов. В соответствии с этим разли­чают структуру производства и управления. В составе последней чаще всего имеются такие функциональные подсистемы, как маркетинг, управление нововведениями, производством, персоналом, финанса­ми. Их цели, задачи, функции, процессы и организация будут рассмотрены подробно в последующих лекциях.

Культура организации — это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии, а следовательно, и на процес­сы и результаты совместной работы.

Ресурсы любаяорганизация получает из внешней среды в виде так называемых «входов», т. е. в ту продукцию или услуги, ради производ­ства которых создано предприятие (рис. 2). Помимо трудовых мате­риальных и денежных в них нередко большое место занимают так называемые «неосязаемые» ресурсы, которые могут быть представле­ны, например, в виде особых знаний или умений, общественной поддержки программ и политики предприятия.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Bf НУТРЕННЯЯ СРЕД/ \        
Человеческие и прочие ресурсы     Процесс преобразо­вания     Продукция, услуги, идеи
  Вход -> —► Выход  
   
           
i                
         

Рис. 2. Связь и взаимодействие внешней среды с процессом преобразования в организациях

Несмотря на то, что эти факторы действуют в границах организа­ций, они также не всегда находятся под прямым контролем менедж­мента, так как организации в своей деятельности зависят от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне.

В этой модели главным направлением деятельности менеджеров ста­новится стратегическое управление, так как поведение организации в условиях, когда все взаимосвязанные предприятия действуют по соб­ственному усмотрению, не может быть объектом точного прогнози­рования и планирования. Эта модель утверждает единство системной многоплановости и сложности внешней среды, тогда как прежние методики стремились к редукции сложностей. Эффективность органи­зации при этом оценивается как системная целесообразность, учи­тывающая ее способности к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий и фак­торов. В центре внимания при оценке эффективности оказываются так называемые «входы*» в систему, т. е, ресурсы, получаемые из окружа­ющей среды. При этом не исключается ситуация, при которой под­держание непрерывного потока ресурсов в организации может при­водить к ухудшению степени достижения ее целей.

При оценке этой модели необходимо учитывать, что, несмотря на большое значение окружающей среды, она лишь определяет пра­вила игры. Внутренняя среда любой организации, которая формиру­ется под воздействием непрерывно принимаемых руководством уп­равленческих решений, реально определяет уровень системной эф­фективности.

Четвертая модель

Эта модель представляет предприятия как общественные организа­ции, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внут­ри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий заключается в том, что они для коллективного, основанного на разделении труда, про­изводства товаров и услуг используют ресурсы, предоставляемые по­ставщиками, интересы которых в свою очередь удовлетворяются про­дукцией предприятий. Таким образом, цели предприятий трактуются не столько в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получения прибыли, сколько с позиций удовлетворения различных запросов связанных с ними групп: потребителей, поставщиков, кон­курентов, инвесторов, общества в целом. Основу этой модели (она формируется с 80-х годов) составляет теоретическая концепция заин­тересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров, круг которых может быть довольно широким. В качестве границы учета их интере­сов принимается превышение стоимости приобретаемых организацией услуг по сравнению с ее ресурсными затратами. Такой подход прак­тически означает принятие за основу стратегии ограниченной опти­мизации, при которой достижение какой-либо одной цели организа­ции лимитируется требованием выполнять и другие цели на прием­лемом уровне. Это приводит к необходимости соблюдения продлен­ного баланса между такими разными по значению целями, как, на­пример, объем продаж, прибыль, доходы, интересы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды и т. д.

Общественное значение предприятия усиливает роль и воздействие на его работу социальных норм и ценностей, культурных и мораль­ных установок как внутри системы, так и в отношениях с внешней средой. В связи с этим главными функциями менеджмента становятся: достижение высокой производительности и эффективности путем ук-реп11ения духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела орга­низации, а также постоянного балансирования интересов основных групп вовлеченных в дела организации лиц, необходимого для укрепления пози­ций предприятия в обществе.

Определение эффективности в этих условиях базируется на выборе ценностей и определении политической ориентации организации. Поэто­му наряду с использованием критериев социально-экономической эффективности работа организации оценивается и по таким направ­лениям, как политика увязки собственных интересов с интересами партнеров по бизнесу, а также соответствие социально-культурной политики нормам и ценностям коллектива и общества в целом.

Характерные черты рассмотренных моделей организаций представ­лены в табл. 2.

Анализ показывает, что в реальной действительности нет органи­заций, которые строили бы свою деятельность в полном соответствии с какой-либо одной моделью. Чаще всего в них наблюдается процесс эволюционного перехода от одних приоритетов к другим, например, от модели закрытого типа с ориентацией на оптимальное использо­вание ресурсов к модели, представляющей собой открытую систему, результаты деятельности которой определяются по системному эф­фекту. В таком случае организация будет оценивать эффективность по критериям, рекомендованным обеими моделями. В деятельности мно­гих организаций (особенно крупных) можно отметить наличие эле­ментов всех четырех базисных концепций, каждая из которых исполь­зуется там и в той мере, где и насколько это диктуется ситуационными условиями, учитывающими воздействие совокупности внешних и внутренних факторов.

 

Таблица 2

Характеристика моделей организаций

 

Название модели Механистическая организация Организация как коллектив, построенный на разделении труда
Тип модели Закрытая система Закрытая система
Теоретическая база Главный вид деятельности менеджмента Критерии эффек­тивности Школа научного менеджмента Оперативное управление производством Отношение результатов к затратам Школы человеческих отношений и поведенческих наук Организация и управление трудом Экономическая эффективность с учетом факторов управления трудом

 

Название модели Сложная иерархи­ческая система Организация, реализующая концепцию заинтересованных групп
Тип модели Открытая система Открытая система
Теоретическая база Главный вид деятельности менеджмента Критерии эффек­тивности Общая теория систем Стратегическое управление Системная целесообразность Теория баланса интересов заинтересованных групп Обеспечение сотрудничества и переговорного процесса с партне­рами Социально-экономическая и политическая ориентация(баланс интересов)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: