Таможенное дело. (ау. 1405)
Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенного тарифного регулирования, запретов, ограничений установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешней торговой деятельности связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу.
Предмет таможенное дело круг общественных отношений обусловленный содержанием и структурой таможенного дела.
Общественные отношения подразделяются на 12 групп:
1) Отношения в сфере таможенной политики.
2) Отношения связанные через таможенное границу товаров и транспортных средств.
3) Отношения характеризующие статус таможенные процедур.
4) Отношения в области таможенного тарифного регулирования. (+)
5) Отношения в области взимания таможенных платежей. (+)
6) Отношения связанные с таможенным оформлением.
7) Отношения в области таможенного контроля.
8) Отношения в сфере таможенной статистики и товарная накладная внешнеэкономической деятельности.
9) Отношения связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела.
10) Отношения связанные с нарушениями таможенных правил.
11) Отношения возникающие в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил.
12) Отношения возникающие в связи с рассмотрением дел о нарушении таможенных правил.
Восьмой век задатки появления таможенного дела.
МЫТ – сбор за провоз товаров через внешние и внутренние границы.
ТАМГА – пошлина.
ТАМЖИТЬ – взыскивать пошлину. => Таможня.
Значительное развитие таможенного дела в России получило в период царствования Петра 1. Этому способствовало бурное развитие промышленности, мануфактур, с/х.
Развитие современного таможенного дела конец 1991 года.
Предназначения таможенной системы.
Основное предназначения ТС в рыночных условиях сводиться к обеспечению интересов субъектов предпринимательской деятельности и прежде всего участников ВЭД к поддержанию необходимого уровня экономической безопасности государства.
Предпосылки появления государственной таможенной системы.
Стремления стран к интеграции в том числе на основе международного товарного обмена.
Экономический суверенитет государства – свобода выбора форм и способов отслеживания и защиты его экономики внутреннего рынка, национальны производителей от какого либо давления или вмешательства со стороны других стран или представителей бизнес структур.
П редпосылки образования государственной таможенной системы в РФ:
1) Становление её государственности в начале 90-х что повлекло за собой необходимость создания таможенных границ, пунктов пропуска и таможенного контроля с целью предотвращения расхищения национального богатства, а в первую очередь сырьевых ресурсов.
2) Необходимость формирования таможенной сферы была вызвана коренными хоз.-эконом. преобразования в стране.
Целевые функции в основе таможенного дела.
1) Фиксальная (Экономическая). Реализуется посредством взимания таможенных пошлин и сборов, налогов на импорт в процессе декларирования экспортно-импортных товаров.
2) Регулятивная. Оказывает необходимое воздействие на отечественную экономику и внутренний рынок.
3) Технологическая. Обеспечивает единообразный подход и действия, установленные технологии в составе определённых системных компонентов.
4) Контрольно-операционная. Связанна с надзором за наличием международных сертификатов на внешнеторговые грузы. Эти функции направлены в основном на обеспечение национальной безопасности и защиту интересов государства.
5) Правоохранительная. Обеспечивается путем соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная территория – географическое пространство в пределах которого в полном объеме действует единая национальная таможенная политика, а также законодательство и единые таможенные тарифы.
Единая таможенная территория РФ включает сухопутную часть национальной территории государства. Её внутренний водный бассейн, прилежащие и территориальные воды и соответственно воздушное пространство на ним. (Прилежащие зоны – прибрежная полоса территориальных вод, которые не выходят за пределы расстояния в 24 морских мили от исходных морских берегов линии.) (Зоны территориальных вод – в составе таможенных территорий считаются прибрежные морские воды шириной в 12 морских миль.)
Таможенные союзы.
Таможенный союз – создается государствами на договорной основе путем заключения двустороннего или многостороннего международного соглашения о признании ликвидации национальных таможенных границ между странами – участниками и образовании таким путем единой союзной таможенной территории.
Таможенная граница – представляет собой условную траекторию черты ограничивающая периметр таможенной территории государства и пределы таможенных зон внутри её.
Протяженность гос. границы РФ.
Участок границы | КМ. |
Российско-норвежская | |
Российско-финская | 1325,8 |
Российско-эстонская | 466,9 |
Российско-польская | |
Российско-украинская | |
Российско-казахская | |
Российско-китайская | |
Российско-монгольская | |
Российско-корейская | 17,3 |
Внешняя таможенная граница – ограничивает пределы таможенной территории государства и отделяет ее от смежных стран. Там действует административно-таможенный режим.
Внутренние таможенные границы – проходят в глубине таможенной территории стран по периметру в расположении различных специфических зон (свободных экономических зон) и свободных складов, особых экономических зон, а также вдоль континентального шлейфа.
Законодательная основа таможенного дела в РФ.
Таможенное право является основной частью административного национального права, но в тоже время тесным образом связанна с международным таможенным правом.
Международное таможенное право – совокупность принципов и норм координирующих и регулирующих таможенное отношения государств мирового сообщества по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в хоз. связях.
Система таможенного законодательства в РФ включает: федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Основополагающие базовые законы.
1) Таможенный кодекс РФ (28.05.2003)
2) Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе».
3) Федеральный закон от 08.12.2003 №164 «Об основах гос. регулирования внешнеторговой деятельности».
Вторичные Фед. Законы.
1) Налоговый кодекс РФ.
2) Федеральный закон от 10.12.2003 №173 «О валютном регулировании и валютном контроле.»
3) Федеральный закон от 14.04.1998 №63 «О мерах по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами».
4) Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996
5) Кодекс РФ об административных правонарушениях.