Индивидуальный образовательный маршрут по курсу «Музейно-выставочная работа»




Дисциплина «Музейно-выставочная работа»

Бакалавриат, заочное отделение, группы 201, 202.

Преподаватель:

Зиновьева Ю.В., канд. культурологии, доц. каф. музеологии и культурного наследия.

Т. 8-904-6454539, muzeology@mail.ru

 

Требования для допуска к зачету (первые 2 задания сдать до начала следующей сессии):

1. «Музей в системе культуры». Письменные ответы на контрольные вопросы (1-3 стр.) для тех, кто не присутствовал на 1 занятии. Три вопроса о музеях:

А. что такое музей?

Б. какие виды музеев вы знаете?

В. зачем нужны музеи?

2. Индивидуальный образовательный маршрут. Желательно дополнить эссе о музее или выставке – представить самые яркие впечатления (0,5 – 1 стр.). Практическая работа.

3. «Специфика создания профильных проектов и программ в музее» или «Особенности организации временных выставок» (в соответствии с профилем подготовки студентов). Творческое задание.

Разработка и презентация проекта. Возможна подготовка заявки на участие в Ночи музеев или ином музейном мероприятии. Текст и устное выступление с подготовкой иллюстративного ряда (презентация, схемы, чертежи, афиши и т.п.).

Тема, название, обоснование, цель, задачи, экспонаты, тексты, принципы построения и др.

Возможна подготовка творческого задания в малых группах – до 3 человек, но чтобы было видно участие каждого.

 


Индивидуальный образовательный маршрут по курсу «Музейно-выставочная работа»

1. Выбор маршрута (музеев и выставок). В маршрут должны попасть музеи и выставки разных типов, видов и профилей. Минимальное количество – 3 музея (рекомендуемое – 3-5 музеев и 2-3 выставки). Приветствуется инициатива, посещение новых, ведомственных музеев, а также зарубежных музеев. Берите семью и друзей, обменивайтесь впечатлениями. Примерный список для выбора:

· Музеи: Исторические и комплексные: ГМИ СПб; Музей истории Москвы; Кунсткамера; Районный музей (Невская застава, Нарвская застава; Музей г. Пушкина); музей Ленобласти, краеведческие музеи, музеи-заповедники и т.п.

· Художественный музей. НИМРАХ; Музей Художественно-промышленной академии; Государственный музей Городской скульптуры; Музей-усадьба «Пенаты»; Исаакиевский собор; Музей-квартира И. Бродского; другие

· Естественно-научный, отраслевой или технический: Центральный музей связи им. А.С. Попова, Мир воды Санкт-Петербурга; Музей Горного института; музей на ближайшем предприятии, в НИИ, другие

· Военно-исторический музей: Военно-морской; Военно-медицинский; Музей А.В. Суворова; ЦМАИВиВС; Музей обороны и блокады Ленинграда; школьный военно-исторический музей

· Искусствоведческий, литературный: Всероссийский музей А.С. Пушкина и его филиалы; Музей А.Ахматовой в Фонтанном доме; Театральный музей и его филиалы; Музей В. Набокова; музей конкретного театра и другие

· Выставки: художественная (в музее, галерее); некоммерческая образовательно-просветительская (в библиотеке, музее, школе, архиве ), коммерческая (в СКК, Ленэкспо, галерее, музее)

 

2. Предмузейный этап. Подготовиться к посещению. Почитать справочники, странички в Интернет, сайты, позвонить. На каждый завести страничку/табличку по единой форме для удобства сопоставительного анализа, в которых будут отражены следующие данные (часть из них можно будет внести после посещения):

а) Информация для посещения: Полное название музея; адрес; как добраться; часы работы; возможность бесплатного/льготного посещения; стоимость билетов(дошкольники-школьники-студенты-взрослые-пенсионеры); возможность заказа и стоимость экскурсии/музейного занятия. Не забудьте оставить графу/строчки для своих комментариев по ходу визита (в том числе, удобно ли добираться, приемлемы ли часы работы, каково соотношение цены/качества предложенного материала, экскурсионного обслуживания).

б) Краткая характеристика музея: Тип, вид, масштаб, профиль музея; общая характеристика музея (3-5 предложений); площадь музея/экспозиционных залов/ кол-во выставочных площадок; кол-во ед.хр.; типы и тематика экспозиций; виды экскурсий, образовательных/досуговых программ, наличие лектория.

 

3. Музейный этап. Посетить музеи/выставки по индивидуальному образовательному маршруту. Взять билеты и все информационные материалы. Ответить на вопросы (про себя, карандашом или на черновике). Если информации (п. 2 и 3) недостаточно, обратиться за консультацией к сотруднику музея/выставки.

I. Оцените зону приема посетителей. 1. Приятно ли там находиться? 2. Удобно ли расположены кассы, гардероб, туалеты? 3.Достаточно ли информации? 4.Есть ли система навигации, какая?

II. Посещение. 1. Было ли Вам интересно? 2.Какие экспозиции/залы/ тематические комплексы/экспонаты привлекли особое внимание? 3.Что было приоритетным в музейной экспозиции: музейный предмет; ансамбль предметов; отражение темы; экспозиционный дизайн (принцип построения экспозиции); мультимедийные и иные современные технологии? 4. Какое слово (фраза, цитата) точнее всего отражает ваши ощущения от посещения музея?

III. Образовательный ресурс. Какие темы/предметы музея, на Ваш взгляд, возможно/эффективно использовать в образовательно-воспитательных целях? Выделите 3, продумайте, для какой возрастной категории, по какой теме/школьной программе/программе ДОУ, УДО можно их использовать.

IV. Образовательные и досуговые программы. 1. Какова тематика образовательных программ музея? 2.Какие формы культурно-досуговой деятельности предлагает музей? 3. С какими категориями посетителей работает/не работает музей?

4. Аналитический этап. Дома – осмыслить впечатления, оформить ответы на вопросы, сделать комментарии, предложения. Приложить информационные материалы о музее. Подготовить портфолио.

5. Сдать к началу сессии в электронном виде!

Приятного путешествия, новых открытий!


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ.

 

1. Музей как социокультурный институт. Музей в системе культуры.

2. Музей и выставка в системе народной художественной культуры.

3. Функции музея. Основные направления деятельности музея. НИР как основа деятельности музея.

4. Проблемы типологии и классификации музеев.

5. Типология выставочной деятельности.

6. Музейный предмет – основа музейной деятельности. Признаки, свойства и функции музейного предмета.

7. Понятие «музейные фонды». Классификация фондов музея. Основные направления работы музейных фондов.

8. Принципы хранения музейных предметов. Световой, биологический, температурно-влажностные режимы.

9. Музейная коммуникация. Музейная экспозиция как форма коммуникации Виды музейных экспозиций и выставок.

10. Этапы создания и организации музейной экспозиции и выставки. Научное проектирование, художественное воплощение. Понятие и назначение ТЭП.

11. Архитектурно-художественное проектирование экспозиции и выставки. Взаимодействие научной концепции и художественного проекта.

12. Музейный предмет как экспонат. Приемы и принципы организации экспозиции. Способы размещения экспонатов в выставочном пространстве.

13. Роль текста в экспозиционно-выставочной деятельности. Виды экспозиционных текстов

14. Новые тенденции экспозиционно-выставочной деятельности

15. Основные направления культурно-образовательной деятельности музеев.

16. Виды и формы реализации образовательного потенциала музея и выставки.

17. Музей и выставка в культурно-досуговой деятельности. Музейные проекты и программы.

18. Музейный маркетинг и менеджмент – изучение музейного потребителя и рынка услуг. Реклама в музее.

19. «Мусей» - сокровищница и храм Муз. Предмузейное собирательство и коллекционирование в античности. Коллекционирование в эпоху Средневековья.

20. Зарождение музеев в эпоху Возрождения: кунсткамеры, студиоло, антикварии. Галерея Уффици.Появление первых музейных коллекций в Европе в 16-17 вв.

21. Развитие западноевропейских музеев в 18-19 веках.

22. История домузейного собирательства в России. Возникновение коллекций и зарождение первых музеев в России в 18 веке.

23. Музеи России в 19 -начале 20 в. (до 1917 года).

24. Становление и развитие музейного дела в СССР.

25. Современное состояние музейной сети и музейного фонда в России

26. Музеи под открытым небом в России и за рубежом. История и условия экспонирования Крупнейшие Музеи-заповедники на территории России. Новгород, Псков, Москва, Старая Ладога. Музеи – усадьбы на территории Северо-западного региона. (Ленинградская область).

27. История возникновения Эрмитажа (Русского Музея). Принципы организации современной экспозиции.

28. Крупнейшие Музеи Москвы

29. Музеи зарубежных стран.

30. Крупнейшие памятники культового зодчества и их музеефикация на территории России. (Ленинградская область, Новгород, Псков, Москва).


Список литературы

а) основная:

1. Музееведческая мысль в России XVIII-XXвв.: Сб. документов и материалов. – М.: Этерна, 2010

2. Тельчаров А.Д. Музееведение. – М.: Научный мир, 2011

3. Томалинцева Л.Д. Музейное пространство Санкт-Петербурга в культурной картине мира. – СПб.: Знание, 2009

4. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: Теория и практика/Учеб. Пособие. – М.: Лань., 2016.

5. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический проект; Альма матер, 2007.

 

б) дополнительная литература:

1) Арзамасцев, В.П. О семиотической структуре музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XXI в.: сб. науч. тр. НИИ культуры. – М., 1989.

2) Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1994.

3) Артемов Е.Г. Музейно-педагогические технологии. Пособие-справочник. –СПб., 2006

4) Бакушинский, А.В. Исследования и статьи / Бакушинский А.В. – М., 1981.

5) Бойко А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: Учебное пособие. – СПб, 2007.

6) Бойко А.Г. Создание системы музейно-педагогических разработок и оптимальные условия инновационного взаимодействия музея и школы повышенного типа. /Международный музейно-педагогический семинар “Здравствуй, музей!” /Тезисы семинара. – СПб., 1995

7) Бойко, А. Г. Музейно-педагогическая интерпретация психологической концепции визуального мышления // Художественный музей в образовательном процесс. – СПб, 1998. - С.19-28.

8) Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч (научно-практические рекомендации). – М.,1989.

9) Ванюшкина Л.М. Внеаудиторное образование – путь в новое образовательное пространство. – СПб., 2003

10) Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий. Луганск: 1990.

11) Воронин А.А. Музей как креативное пространство культуры//Философские исследования. – 1994. - №1. – С.16-24

12) Галкина, Е. Все можно трогать руками // Советский музей. – 2000. – №4. – С. 45.

13) Гнедовский М.Б. Музей и образование (проектная концепция): Музей в системе непрерывного образования. Музейное дело и охрана памятников/ /Экспресс-информация. Информ культура. Вып.1. – М., 1990.

14) Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации (на материале музееведческой литературы капиталистических стран). /Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сборник научных трудов НИИ культуры МК РФ и ИН СССР. – М.,1989.

15) Гнедовский, М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации в музейной деятельности // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1989.

16) Грицкевич В.П. История музейного дела до к. XVIII в. – СПб.: СПбГУКИ, 2004

17) Грицкевич В.П. История музейного дела конца XVIII – н. XX в. – СПб.: СПбГУКИ, 2007

18) Грицкевич В.П. История музейного дела в новейший период (1918-2000). – СПб.: СПбГУКИ, 2009

19) Грусман В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи. – СПб.: ООО «Деловая полиграфия», 2007

20) Гуральник, Ю.У. Материалы социологического исследования «Отношение населения крупных городов к музеям» / Гуральник Ю.У. – М.,1987.

21) Гуральник, Ю.У. Социологическое исследование в музее / Гуральник Ю.У., Самсонов Ю.Б. – М., 1989.

22) Деррик, Б. Глухие гиды во французских музеях // Museum. – 1995. – №2.

23) Жвитиашвили Н.Ю., Платонова О.В. Арт-терапия в художественном музее. – СПБ, 2000.

24) Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. – СПб, 2001

25) Коваль, М.Ю. Об изучении «обратной связи». Заметки психолога // Сов. музей. – 1983. – № 1. – С. 54–56.

26) Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. тр. творческ. лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музееведения. – М., 1997.

27) Ломунова, А.К. На экскурсию – всей семьей // Сов. музей. – 1986. – № 5.

28) Лорд, Б. Менеджмент в музейном деле / Б. Лорд, Г. Лорд – М.: Логос, 2002.

29) Майстровская М.Т. Музейные экспозиции. Искусство-архитектура-дизайн. – М., 2002

30) Макдональд, Дж. Музей будущего в «глобальной деревне» // Museum. – 1987. – №5.

31) Медведева, Е.Б. Музейная педагогика как новая научная дисциплина / Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. // Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. тр. творческ. лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музееведения. – М., 1997.

32) Молик, М. Аудиовизуальное воспитание взрослых // Museum. – 1989. – №3.

33) Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика. практика: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1989.

34) Музееведение. Музеи мира: Сб. науч. Тр. НИИ культуры. – м., 1991

35) Музеи будущего: информационный менеджмент. – М., 2001

36) Музеи Санкт-Петербурга. Энциклопедия. – СПб.: Искусство, 2005.

37) Музей и личность – М., 2007.

38) Музей и новые технологии. – М., 1999.

39) Музей и образование. – СПб, 1999

40) Музей и общество на пороге XXI века: материалы Всерос. науч. конф., посв. 120-летию Омск. гос. истор.-краевед. музея. – Омск, 1998.

41) Музей, школа, семья. Труды ГМИ СПб. – Вып. 11. – СПб., 2005.

42) Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – М., 2008

43) Музейное дело России. – М., 2010

44) Музейное проектирование. – М., 2009.

45) Музейное образование. История и современные концепции. – СПб, 2004

46) Музейный просвет. – СПб, 2009

47) Мы входим в мир прекрасного: экспериментальная музейно-педагогич. программа «Здравствуй, музей!» / Гос. Русский музей; под ред. Столярова Б.А. – СПб., 1995.

48) Нагорский, Н.В. Музей как предмет теории и методики социально-культурной деятельности // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – М.,2005. – №2. – С.17-30.

49) Нагорский, Н.В. Современный музей как институт формирования исторического сознания и нравственно-эстетической культуры / Нагорский Н.В. – СПб., 2005. – 56с.

50) Никишин, Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности / сб. научных трудов НИИ культуры. – М., 1989.

51) Основы музееведения. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

52) Панкратова, Т.Н. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры: учеб.-метод. пособие / Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160 с.

53) Первушина Е.В. Музеи Петербурга: большие и маленькие. – М.: Изд-во Центрполиграф, 2010

54) Решетников, Н.И. Музейный праздник. Организация и проведение: методич. рекомендации. – М., 1985.

55) Российская музейная энциклопедия. – М., 2001, 2004 и др.

56) Санкт-Петербург: Музеи: Пособие по истории города. – СПб, 2005

57) Сапанжа О.С. Основы музейной коммуникации: Учеб. Пособие. – СПб, 2007.

58) Сапанжа О.С. Музей и музейность: культурологический подход. – Saarbrucken, 2011

59) Сотникова С.И. Музеология: Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004.

60) Столяров Б.А., Бойко А.Г., Сечин А.Г. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание. – СПб, 2008

61) Столяров, Б.А. Основы экскурсионного дела: учеб. пособие для студентов педагогич. Вузов / Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А.– СПб., 2002.– 144с.

62) Сухов, В.В. Зритель и музей (По материалам социологического изучения посетителей Государственного Русского музея). – Л.; М., 1984.

63) Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). – М., 2007

64) Юренева, Т. Ю. Музей в истории культуры / Т. Ю. Юренева. – М.: Русское слово, 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: