ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КЛАССИЧЕСКОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ




РЕФЕРАТ

 

 

Анатомия и физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности

Тема: «Теория классического обусловливанияР.Рескорлы-А.Вагнера»

 

Выполнила студентка 2 курс 3 семестр

Факультет Психологии

Направление подготовки Психология

Форма обучения очно-заочная

Учебная группа ПСИ-Б-0-В-2016-1

Дымма Людмила Викторовна

 

 

Москва — 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КЛАССИЧЕСКОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ 5

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ТЕОРИИ Р. РЕСКОРЛЫИ А. ВАГНЕРА.. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

СПИСОК РЕФЕРИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Теория классического обусловливания берет свое начало в 1927 г. с учения русского ученого, физиолога, нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова (1849-1936 гг.)об образовании условных рефлексов.И.П. Павлов в ходе своих экспериментов разработал метод изучения поведения и основные принципы научения, которые оказали глубокое воздействие на науку. В результате был открыт процесс, получивший название процесса выработки классического условного рефлекса, или процесса классического обусловливания.

Обусловливание, это образование условныхрефлексов, при которых происходит ассоциативное научение. Часто в этой группе выделяются два отдельных тита: классическое и оперантное(инструментальное) обусловливание.Научение же представляет собой систематическую модификацию поведения;формирование нового индивидуального опыта, знаний, умений, навыковв процессе активного взаимоотношения организма со средой, т.е. появление определенных моделей поведения в условиях действия конкретных раздражителей при повторении одинаковой ситуации.

Существует множество форм научения, которые в процессе эволюции постоянно усложняются и в каждой из них можно выделить какой-то отдельный аспект изучаемого процесса. В настоящие время выделяют три вида научения, это реактивное, оперантноеи когнитивное научение. Из них в данной работе будут рассмотрена только одна форма научения, которая входит в группусамого простого вида научения- реактивного, а именноречь пойдет о классическомобусловливание.

Классическое обусловливание, это процесс научения, при котором ранее нейтральный стимул начинает вызывать реакцию благодаря своей ассоциативной связи со стимулом, закономерно, автоматически (безусловно)вызывающимопределенную реакцию. Т.е. классическое обусловливание, это формирование классических условных рефлексов. Условные рефлексы отличаются от безусловных следующими основными особенностями: безусловные рефлексы в основном врожденные, они возникают в ответ на действие раздражителя всегда, без каких-либо предварительных условий (отсюда - безусловные); условные рефлексы, это новые, приобретенные, они вырабатываются при соблюдении определенных условий (отсюда - условные).Основной постулат теории классическогообусловливания состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения.

Некоторое время существовала точка зрения, что классическое обусловливание является примитивным, рефлексоподобным процессом, который вызывается у организма при соответствующем соединении условного стимула и безусловного стимула. Однако со временем, исследования в области классического обусловливания существенно дополнили американские ученые Роберт Рескорл и его коллега Аллен Вагнер. Благодаря разработанной ими теории классическогообусловливания
Рескорлы-Вагнера было доказано, что классическое обусловливание представляет собой основной, наиболее важный процесс, характеризующийся сложностью и тонкостью о которых исследователи раньше не подозревали.

В данной работе рассмотрена история появления классического обусловливания, приведены примеры проводимых учеными экспериментов и их результаты. А также рассмотрены основные положения теории Р.Рескорлы-А.Вагнера и ее значение для науки.

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КЛАССИЧЕСКОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ

 

Классическое обусловливание справедливо называют павловским, т.к. оно впервые было продемонстрировано научному сообществу именно И.П. Павловым. Ученыйвнес основополагающий вклад в теорию классических условных рефлексов. Онв процессе исследования секреции желудочного сока у собак обратил внимание на то, что после нескольких опытов подопытная собака начинает выделять слюну на определенные стимулы (появление миски с едой) еще до того, как пища попадает ей в рот. Это наблюдение натолкнуло И.П. Павлова на идею проведения выдающихся исследований, которые привели к открытиюпроцесса классического обусловливания.

Сам же эксперимент И.П. Павлова состоял в том, что когда голодной собаке показывали пищу, у нее возникало предвкушение получения этой пищи, активизировались соответствующие области мозга и в результате этого происходило выделение слюны. Реакция слюноотделения оказывалась обусловленной ранее нейтральным условнымраздражением, которое по предшествующему опыту ассоциировалось с едой и заставляло собаку выделять слюну. Слюноотделение является естественной, автоматической и рефлекторной реакцией на вид и запах пищи. Пища была названа безусловным раздражителем (стимулом), а выделение слюны – безусловным рефлексом (реакцией). Затем экспериментатор начинает звонить в колокольчик, это было названо условным раздражителем (стимулом), примерно за секунду до того, как собаке показывали пищу. В норме, нейтральный стимул (звук колокольчика) не вызывает у собак выделение слюны, но после нескольких попыток обусловливания, в ходе которых за звуковым сигналом неизменно следовала пища, выделение слюны у собаки начинало происходить уже от одного звона колокольчика.Таким образом, классического обусловливание в данном опыте заключается в том, что в мозгу собаки сформировалась устойчивая ассоциация: вслед за звуком колокольчика ей дают пищу. Выделение слюны становится условным рефлексом, обусловленной реакцией на условный раздражитель(звон колокольчика), который сочетался с безусловным раздражителем (пищей), а

Рис. 1. Классическое обусловливние

за этим следовала сама безусловная реакция (выделение слюна), вне зависимости от того, что делало подопытное животное (рис.1). Почти все виды сенсорных стимулов могут быть обусловлены таким образом, что будут

вызывать выделение слюны.

При классическомобусловливании происходит нечто большее, чем просто обучение. Собака может научиться тому, что вслед за звуком колокольчика ей дадут пищу, но при этом у нее нет выбора, выделять слюну или нет. Выделение слюны, которое является условным рефлексом, происходит автоматически. Следовательно, классический условный рефлексимеет обязательный характер и обладает мощным принуждением.

Главную роль в теории классическогообусловливания играют рефлексы и эмоциональные реакции.

Формирование условного рефлекса происходит при наличии: а) смежности, совпадения во времени индифферентного (нейтрального) и безусловного раздражителей, с некоторым опережением индифферентного раздражителя. И.П. Павлов обратил внимание, что на формирование условного рефлекса оказывает временное отношение между безусловным и условным стимулами. Было установлено, что максимальное обусловливаниеобычно происходит тогда, когда начало предъявления условного стимулапредшествует по времени предъявлению безусловного стимула (опережающее обусловливание). Одновременное предъявление стимулов (одновременное обусловливание) обычно менее эффективно, а запаздывающее обусловливание, когда безусловный стимул предъявляется перед условным стимулом – наименее эффективно. И.П. Павловтакже считал, что определяющим условием повышения вероятности появления условной реакции является подкрепление; б) повторения, многократного сочетания индифферентного и безусловного раздражителей. Схема условного рефлекса: S – R, где S – стимул, R – реакция (поведение). В классической павловской схеме реакции возникают только в ответ на воздействие какого-либо стимула, безусловного или условного раздражителя (эксперимент с собакой и звонком). Результатом или продуктом научения по такой схеме является респондентное поведение, вызванное определенным стимулом (S). Павлов первым открыл, что респондентное поведение может быть классически обусловленным.

Несмотря на то, что вначале И.П. Павлов проводил эксперименты на животных, другие исследователи начали изучать основные процессы классическогообусловливания на людях. Хороший пример применения классического обусловливания и исследования эмоциональных реакций являет собой эксперимент проведенный основателем бихевиоризма (от англ. behavior – поведение) – Джона Бродеса Уотсона (1878 – 1958). В 1918 г. ученый начал лабораторные эксперименты с детьми, которые продемонстрировали, что опыт научения в детстве имеет длительный эффект. Так в одном из опытов Уотсон, сначала показав, что девятимесячный мальчик Альберт не боится белой крысы, кролика и других белых объектов, затем ударял по стальному бруску рядом с головой Альберта каждый раз, когда появлялась белая крыса. После нескольких ударов мальчик при виде крысы начал вздрагивать, плакать и пытался отползти. Подобным же образом он реагировал, когда Джон Уотсон показывал ему другие белые объекты. Здесь ученый использовал классическое обусловливание: сочетая громкий звук (безусловный стимул) с предъявлением крысы (условный стимул), он вызывал новую реакцию – условную реакцию страха – на прежде нейтральное животное. Данный опыт демонстрирует феномен открытый И.П. Павловым и получивший называние: «генерализацией стимулов». Суть которого сводиться к тому, что если развилась условная реакция, то ее будут вызывать также стимулы, похожие на условный: ребенка можно приучить бояться того, что прежде, представлялось безобидным, и этот страх будет распространяться на похожие объекты.

Экспериментальная процедура, разработанная И.П. Павловым для изучения классического обусловливания, позволила ему открыть и исследовать целый ряд важных феноменов:

1) Генерализация. Условный рефлекс, который возник в ответ на один первоначально нейтральный стимул, будет ассоциироваться и с другими похожими стимулами. Например, замена звука звонка звуком голоса. В экспериментах Джона Бродеса Уотсона маленький Альберт стал бояться не только крысы, но и собаки, меха и других пушистых объектов. Вместе с тем существует «градиент генерализации»: чем больше различие между первоначальным условным стимулом и новым, тем более слабой будет условная реакция.

2) Дифференцировка (различение) – «обратная сторона» генерализации. Она основана на способности отличать условный стимул от подобных, но незначительно отличающихся стимулов. Дифференцировка играет важную роль в адаптации. Благодаря ей, люди научаются различать похожие стимулы. Так, люди по разному реагируют на тигра и домашнюю кошку. Таким образом, если процесс генерализации приводит к согласованности реакций на похожие стимулы, то процесс дифференцировки приводит к большей специфичности реакций.

3) Угасание.Постепенное исчезновение условной реакции в результате устранения связи между условным и безусловным стимулами. Угасание связано с тем, что условный стимул продолжает вызывать условную реакцию только в том случае, если хотя бы периодически появляется безусловный стимул. Если же условный стимул хотя бы иногда не подкрепляется безусловным, то сила условной реакции начинает уменьшаться.

4) Самопроизвольное восстановление.Может приводить к внезапному новому появлению условной реакции через некоторое время после исчезновения. Было обнаружено, что если собаке дают длительный отдых в период угасания, то слюноотделение будет повторяться при звуке колокольчика через некоторое время. Это подкрепляет уверенность в том, что когда-то выработанные условные рефлексы не исчезают навсегда.

Феномены классическогообусловливания, полученные в экспериментальных условиях, могут быть применены и к эмоциональным переживаниям людей в обычных жизненных ситуациях. Для примера возьмем ребенка, которого покусала или сильно напугала собака. Страх ребенка перед данной собакой может распространяться теперь на всех собак – процесс генерализации. Предположим теперь, что с чьей-то помощью ребенок начинает различать собак разных пород и начинает бояться собак только определенной породы – и это будет процесс дифференцировки. По прошествии времени ребенок может приобрести положительный опыт общения со всеми собаками, что приведет к угасанию реакции страха.

Основываясь на полученных результатах, И.П. Павлов впервые ответил на вопрос, каким образом нейтральный стимул может вызвать ту же реакцию, что и безусловный рефлекс, протекающий автоматически, на врожденной основе, и не зависящий от предшествующего опыта индивида. Или, иными словами, как нейтральный раздражитель становится условным раздражителем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: