Темы семинарских занятий




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«психолого-педагогическая диагностика»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 27 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

 

Авторы: канд. психол. наук, доц., доцент кафедры ТЭП Д.Е. Щипанова
     
     
     
     
     
Рецензент: канд. психол. наук, доц. УрГПУ. А.А. Печеркина

 

 

Одобрена на заседании кафедры теоретической и экспериментальной психологии. Протокол от 16.06.2011 г. № 12.

 

Заведующая кафедрой теоретической и экспериментальной психологии   М.М. Дудина

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 22.06.2011 г. № 10..

 

Председатель методической комиссии ИПс   С.С. Котова
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИПс   И.И. Хасанова

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011 © Д.Е. Щипанова, 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Психолого-педагогическая диагностика представляет собой раздел психологического знания, формирующийся на стыке фундаментальных отраслей психологи с практическими запросами образовательной практики.

Целью предлагаемого курса является знакомство будущих педагогов-психологов с основами и методами психодиагностики, подготовка их к деятельности пользователя психодиагностических методик.

К задачам курса относится формирование следующих знаний и умений:

· выбора и использования методик,

· адаптации и конструирования методических средств под конкретную практическую задачу,

· выбора методов статистической обработки и интерпретации данных в соответствии с нормами,

· перевода информации на язык клиента,

· адекватного представления о психодиагностической деятельности и этических нормах пользователя методик.

Дисциплина должна также способствовать развитию психологической наблюдательности и формированию навыков ведения беседы.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Профессионального цикла» (Б.3). Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в результате освоения курсов: «Общая и экспериментальная психология», «Теория вероятности и математическая статистика».

Знания: основных понятий математической статистики и общей психологии;

Умения: самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой; использовать знания в области статистических расчетов;

Владения: методиками расчета статистических величин и критериев; методами организации и интерпретации и результатов психолого-педагогического обследования.

Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения курса «Психолого-педагогическая диагностика», необходимы для освоения следующих дисциплин: «Математические методы в психологии», «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований», «Психометрическое проектирование».

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· исторические этапы развития психодиагностики;

· методологические основания измерения в психологии;

· основные диагностические подходы и методы психологической диагностики;

· психометрические критерии научности психодиагностического инструмента

· основные диагностические методики и процедуры их проведения для определения актуального состояния участников образовательного процесса;

· этические нормы диагностической деятельности.

 

Уметь:

· планировать и организовывать индивидуальное и групповое диагностическое обследование участников образовательного процесса;

· применять стандартизованные методики;

· организовывать сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками;

· обрабатывать диагностические данные с помощью методов математической статистики;

· интерпретировать результаты диагностики и составлять диагностические заключения на языке клиента.

 

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· способностью оценивать психометрические характеристики диагностических методик;

· технологиями выбора диагностического инструмента для решения конкретной практической или исследовательской задачи;

· приемами осуществления всех этапов диагностического процесса, в том числе способами мотивирования и инструктажа диагностируемых;

· способами адекватного применения диагностического инструмента;

· методами математической обработки данных.

 

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Психолого-педагогическое образование»:

· готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

· готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

· способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

· готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);

· способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);

· готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);

· способен диагностировать уровень психического развития детей (СПК-1).

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

  Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объем учебной работы, в часах
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия:      
лекции практические занятия семинарские занятия лабораторные работы другие виды аудиторных занятий      
     
     
     
     
Самостоятельная работа:      
изучение теоретического курса      
контрольная работа      
курсовая работа      
домашние задания      
подготовка к экзамену      
2. График изучения дисциплины
Курс 2-й 2-й 1-й
Семестр 3-й 3-й 2-й
Экзамен (семестр) 3-й 3-й 2-й
Зачет (семестр) -    
Контрольная работа (семестр)      
Курсовая работа (семестр) 3-й 3-й 2-й
         

 


Таблица 1

Темы, разделы дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные работы СРС Консультации
Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику   1-5           Еженед.  
1.1. Психолого-педагогическая диагностика как наука. Психодиагностика как наука и практическая дея­тель­ность: исторический и сов­ременный аспект.   1-2       Еженед. Входн. контроль – 1; текст сообщения, выступление на семинаре – 1.
1.2.Методы психодиагно­стики в системе способов чело­веческого познания. Диаг­ностический метод и диаг­ностические подходы.   3-4         Еженед. Отчет о практ. занятии – 2; отчет о лаб. работе – 2.
1.3. Требования к психодиагно­стическим методи­ками и к их пользовате­лям. Профессио­нально-этиче­ские нормы деятель­ности психолога в обра­зовании.           Еженед. Конспект первоисточника – 2; текст сообщения, выступление на семинаре – 1.
Раздел 2. Введение в диффе­ренциальную психометрику   6-12           Еженед.  
2.1.Психологическое измере­ние в дифференциальной пси­хометрике. Понятие признака и показателей.   6-7           Еженед. Текст сообщения, выступление на семинаре – 1.
2.2. Психометрические крите­рии научности психодиагности­ческого инст­румента. Надежность. Валид­ность. Стандартизованность. Тестовые нормы.   8-11         Еженед. Конспект первоисточника – 3; отчет о практ. занятии – 2; отчет о лаб. работе – 2.
2.3. Основные этапы обра­ботки и интерпретации резуль­татов диагностики.             Еженед. Отчет о практ. занятии – 2.
Раздел 3. Психодиагностика как практическая деятель­ность педагога-психолога   13-21           Еженед.  
3.1.Этапы диагностического процесса. Разработка плана психодиагностического обсле­дования. Психологический диагноз.   13-14         Еженед. Анализ диагно­сти­ческих ситуа­ций – 2; отчет о лаб. работе – 2;
3.2. Психодиагностика лично­стных диспозиций             Еженед. Отчет о практ. занятии – 2; отчет о лаб. работе – 2; решение диагно­стических задач – 1.
3.3.Психологическая диагно­стика способностей. Тесты интеллекта             Еженед. Отчет о практ. занятии – 2; отчет о лаб. работе – 2; решение диагно­стических задач – 1.
3.4.Психологическая диагно­стика мотивации             Еженед. Отчет о практ. занятии – 2; отчет о лаб. работе – 2; решение диагно­стических задач – 1.
3.5. Психологическая диагно­стика самосознания             Еженед. Отчет о практ. занятии – 2; отчет о лаб. работе – 2; решение диагно­стических задач – 1.
3.6. Психологическая диагно­стика межличностных отноше­ний             Еженед. Отчет о практ. занятии – 2; отчет о лаб. работе – 2; решение диагно­стических задач – 1.
3.7.Проективный метод: тео­рия и практика           Еженед. Конспект первоисточника – 3.
3.8. Психосемантический ме­тод: теория и практика           Еженед. Конспект первоисточника – 3.
Итого за 3 семестр             Экзамен Курсовая работа
 
Всего за курс              
 

 

 


4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2

Наименование темы (раздела) дисциплины Содержание раздела
Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику
1.1. Психолого-педагогическая диагностика как наука. Психодиагностика как наука и практическая дея­тель­ность: исторический и сов­ременный аспект. Предмет и объект психодиагностики как теоретической дисциплины - закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений. Составные части теоретической психодиагностики: предметная область психологии, изучающая данные явления; дифференциальная психометрика - наука об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных; практика использования психологического знания. Цели и задачи психодиагностики. Выбор и адаптация методик. Правила применения психодиагностических инструментов, оценка условий проведения исследования. Сопоставление индивидуальных данных с нормативами. Психодиагностические задачи в зависимости от того, кто использует диагностические данные. Различение ситуации клиента и ситуации экспертизы. История психодиагностики. Тестовые испытания способностей, знании, умений и навыков в древнем мире (Вавилон, Египет, Китай, Индия). Обыденное представление о тесте и научное понимание теста. Первые тесты Ф. Гальтона (1884 - 1885г.) и Дж. Кеттелла (1890) как измерительные инструменты. Идея эксперимента и измерения в психологии. 20 - 30 годы: использование тестов в разных странах для профотбора, при приеме на работу, для оценки знаний, в социально-психологических исследованиях. Критика тестов. Из истории проективного метода. Методологические проблемы современной психодиагностики. Основные тенденции развития методов исследования и диагностики. Специфические особенности системного подхода в психодиагностике. Выделение системообразующих оснований. Диагностика системных признаков. Методы диагностики интегральных показателей. Компьютерная и компьютеризированная психодиагностика. Применение ветвящихся процедур и адаптивного тестирования (IRT). Методологические проблемы современной психодиагностики. Основные тенденции развития методов исследования и диагностики. Современная теория тестов, основанная на IRT (Item-ResponseTheory). Адаптивное тестирование. On-line и off-line тестирование в Интернет. Актуальные проблемы психодиагностики. Разработка методических инструментов, ориентированных на положительный полюс психического здоровья. Тестирование в образовании, в сфере профессиональной деятельности, в клинической психологии и психологическом консультировании.
1.2.Методы психодиагностики в системе способов человеческого познания. Диагностический метод и диагностические подходы. Способы познания мира: обыденное, художественное, религиозное, научное. Общенаучные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Психодиагностика как реализация метода измерения в психологической науке. Классификации методов психологии С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Г.Д. Пирьова, М.С. Роговина и Г.В. Залевского, В.Н. Дружинина. Место и роль психодиагностических методов среди других методов психологической науки. Содержание и взаимосвязь базовых понятий теории психодиагностики: процедура, инструмент, методика, техника, метод, методология. Классификация психодиагностических методов в зависимости от ответа на предлагаемые задания: тест как задание, предполагающее правильный ответ; самоотчет как задание, характеризующееся частотой и направленностью ответа. Классификация психодиагностических методов по их апелляции к речевой активности обследуемых: вербальные и невербальные. Классификация методов по уровню стандартизации: стандартизиованные/нестандартизованные диагностические методики и экспертные, «клинические» методы. Классификация психодиагностических методов в зависимости от методического принципа, положенного в основу данного приема: объективные тесты; стандартизированные самоотчеты (тест-опросники; открытые опросники с последующим контент-анализом, шкальные техники; индивидуально ориентированные техники типа репертуарных решеток); проективные техники; диалогические интерактивные методы (беседы, интервью, диагностические игры). Функции методик и тестов.  
1.3. Требования к психодиагно­стическим методи­ками и к их пользовате­лям. Профессио­нально-этиче­ские нормы деятель­ности психолога в обра­зовании. Требования к методикам. Определение цели, предмета и области применения методики. Задание процедуры проведения диагностики в виде однозначного алгоритма. Включение в обработку статистически обоснованного метода подсчета и стандартизации тестового балла. Проверка надежности и валидности в заданной области применения. Требования к психологам-пользователям психодиагностических инструментов. Уровни диагноста. Контроль компетентности психодиагноста в тестировании. Оценка умений определения необходимости в обследовании; знаний основных принципов шкалирования и стандартизации; понимания смысла надежности и валидности применяемых техник; адекватности тестов в качестве одного из компонентов процесса обследования; проведения тестирования и обработки результатов, адекватного использования результатов тестирования и обеспечение письменной или устной обратной связи с клиентами или испытуемыми. Требования к пользователям не психологам. Выбор адекватной, желательно аттестованной методики. Специальная подготовка по ее овладению. Соблюдение этических нормативов в проведении исследования. Этика и деонтология психодиагностики как практической дисциплины. Соблюдение международных профессионально-этических стандартов, принятых в психодиагностической работе: ответственности, компетентности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды психологии, конфиденциальности, благополучия клиента, профессиональной кооперации, морально-позитивного эффекта исследования. Нормативные документы, касающиеся общих и специальных вопросов этических норм психодиагностики. «Этические принципы проведения исследований с участием людей» (1973 г.), Американской психологической ассоциации. Материалы Международной тестовой комиссии по разработке принципов тестирования. Проекты и нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методик в России.
Раздел 2. Введение в дифференциальную психометрику
2.1.Психологическое измерение в дифференциальной психометрике. Понятие признака и показателей. Измерение в психологической науке. Понятие признака и показателей. Критерии определения необходимого и достаточного числа признаков и показателей. Измерительные шкалы. Виды шкал: наименований, порядка, интервалов, отношений. Кривая нормального распределения. Принцип отсчета от нормы. Значение частотности встречающихся величин. Связи признаков. Дифференциальная психометрика: предмет и задачи. Ситуации применения, адаптации и конструирования методик.  
2.2. Психометрические критерии научности психодиагностического инструмента. Надежность. Валидность. Стандартизованность. Тестовые нормы Надежность теста и точность измерительной процедуры. Причины и величина ошибки измерения; способы ее определения. Коэффициент надежности. Надежность целого теста и отдельных пунктов. Ре-тестовая надежность и ее связь с интервалом измерения. Эквивалентные формы тестов и надежность взаимозаменяемых форм. Надежность эквивалентных половин теста. Внутренняя согласованность теста. Последовательность действий при проверке надежности. Валидность тестов как соответствие между измеряемым феноменом и методом его измерения. Содержательная валидизация. Очевидная валидность. Текущая и прогнозирующая валидизация. Меры критерия валидизации: показатели учебных достижений, эффективность специальной подготовки, выполнение реальной деятельности, метод контрастных групп, психиатрический диагноз, экспертные оценки или рейтинги, ранее доступные тесты. Конструктная валидность и возможные способы ее определения: возрастная дифференциация, корреляции с данными других тестов, факторный анализ, конвергентная и дискриминантная валидизация, экспериментальные вмешательства. Порядок работы при проверке валидности. Анализ заданий. Процент справившихся с заданием. Максимизация дискриминативности (различительной способности теста) путем варьирования уровня сложности отдельных заданий. Интервальные шкалы в оценке трудности заданий. Ассиметрия распределения тестовых показателей как основание для корректировки уровня сложности теста. Отбор заданий определенного уровня сложности в зависимости от целей диагностики. Дискриминативность (различительная способность) заданий. Дилемма между достижением высокой критериальной валидности отдельных заданий и внутренней согласованности теста. Создание отдельных субтестов. Использование контрастных групп. Технология упрощенного анализа заданий в случае малых групп. Нормы и смысловое значение тестовых показателей. Разработка норм на основании статистических данных. Перевод сырых баллов в стены и процентили. Интерпретация значений стандартного отклонения Возрастные нормы. Внутригрупповые нормы. Относительность норм. Репрезентативность. Выборка стандартизации и генеральная совокупность. Анкерные тесты. Разработка анкерных тестов для создания таблиц эквивалентности. Специфические нормы: нормы для подгрупп и локальные нормы. Применение фиксированной эталонной группы.  
2.3. Основные этапы обработки и интерпретации результатов диагностики Дескриптивная, индуктивная и корреляционная статистика в обработке диагностических данных. Меры центральной тенденции и меры изменчивости. Критерии оценки характера распределения полученных данных. Основания выбора статистических критериев. Критерии оценки достоверности различий между выборками. Понятие связи признаков. Критерии оценки взаимосвязи между признаками.
Раздел 3. Психодиагностика как практическая деятельность педагога-психолога
3.1.Этапы диагностического процесса. Разработка плана психодиагностического обследования. Психологический диагноз. Этапы исследования и диагностического процесса. Виды диагностических ситуаций: ситуации экспертизы и клиента. Определение и формулировка цели обследования на основании запроса и/или заказа. Формулировка психологической проблемы – перевод запроса в психологическую терминологию. Характеристика феномена и выделение диагностического конструкта. Изучение и сравнительный анализ имеющихся методических инструментов диагностики изучаемого феномена. Выбор адекватных методик измерения для данного обследования. Планирование диагностической работы и сбор диагностических данных. Статистический и качественный анализ полученных данных. Интерпретация. Оценка и интерпретация полученных результатов. Формулировка заключения. Структура психодиагностического заключения. Основные понятия теории постановки психологического диагноза. Объекты и уровни психологического диагноза: симптоматический, этиологический, типологический (Л.С. Выготский). Взаимосвязь диагноза с задачами обследования. Различные виды психологического диагноза в зависимости от психодиагностической ситуации: консультирование, отбор, принудительное обследование, аттестация, экспертиза и др. Возможность разработки прогноза на основании психологического диагноза. Реализация этических принципов проведения психологического обследования при мотивировании, проведении и сообщении результатов, а также и их использовании специалистами-смежниками.  
3.2. Психодиагностика личностных диспозиций Личность как предмет психологического исследования. Диспозициональные теории личности (Г. Оллпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттелл). Чертографический и типологический подходы к описанию личности. Определение чер­ты. Профиль личности. Критика теории диспозиций (У. Мишель). Классификации черт личности. Классы диспозиций: конституциональные, индивидуальные и личностные. Различение кардинальных, центральных и вторичных диспозиций в теории Г. Оллпорта. Исходные (базовые) и поверхностные, общие и уникальные черты в теории Р. Кеттелла. Методы сбора данных для описания личностных диспозиций: данные L (life record data), Q (quesctionnaire data) и T (objective test data). Факторный анализ как теоретическое основание выделения базовых черт личности. Методы диагностики черт. Диагностика конституциональных диспозиций: тест - опросник Я. Стреляу, Г. Айзенка. Измерение социально-обусловленных диспозиций: 16-PF – Шестнадцати-факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Патохарактерологическая диагностика: ММРI – Миннесотский многоаспектный личностный опросник, ПДО – Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко, ПДТ – психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского. Диагностика социально-рефлексивных черт личности: квазиобъективные тест-опросники, контрольные списки прилагательных; репертуарные решетки. Цели и условия применения. Обработка результатов, их анализ и интерпретация в соответствии с нормами. Перевод диагностической информации на язык клиента и пользователя. Выводы и использование полученных данных в социальной и психологической практике.
3.3.Психологическая диагностика способностей. Тесты интеллекта Способности как объект исследования; понятие и структура. Теоретические концепции и методологические подходы к измерению способностей в отечественной психологии (Б.М. Теплов, С.Л Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев, К.К. Платонов, М.А. Холодная, В.Н. Дружинин) и зарубежной (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфолрд, А. Анастази, Д. Векслер, Д.П. Дас). Общие и специальные способности. Однофакторные и многофакторные теории интеллекта. Классификация методов диагностики способностей. Методики диагностики интеллектуальных способностей: Амтхауэра структуры интеллекта тест (I-S-T), Векслера интеллекта шкалы (WAIS), Равена прогрессивные матрицы. Исследование творческих способностей, тест Дж. Гилфорда, тест Е. Торренса. Методики измерения специальных способностей: моторных, сенсорных, механических или технических. Диагностика профессиональных способностей. Проблема валидности тестов способностей. Цели и границы применения. Обработка, анализ и интерпретация результатов по двум направлениям: сравнение со статистическими нормами; сравнение с социально-психологическими нормами, предложенными К.М. Гуревичем. Использование полученных данных.
3.4.Психологическая диагностика мотивации Объект диагностики мотивы, мотивация, потребности. Мотивация в структуре личности: теории мотивации в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, П.В. Симонов) и в зарубежной (Г. Хекхаузен, Д. Макклеланд, М. Мадсен, Г. Мюррей, Л. Кронбах, Дж. Аткинсон). Реактивная и когнитивная схемы мотивации. Предметное содержание мотива – обобщенность - специфичность. Мотив и мотивация. Мотивы и потребности. Индикаторы мотивации. Прямые методы психодиагностики мотивационной сферы личности. Личностные опросники для измерения мотивов: PRT – «Форма по изучению личности» Д. Джексона, RAM – «Опросник для измерения результирующей тенденции и мотивации достижения» А. Мехрабиана, «Опросник для измерения аффилиативной тенденции и чувствительности к отвержению» А. Мехрабиана, «Опросник Р. Нигарда и Т. Гьесме для измерения мотивов MS и MAF». Проективные методы диагностики мотивации: MIM – «Методика мотивационной индукции» Ж. Ньютена, ТАТ – «Тематической апперцепции тест» Г. Мюррея, «Рисуночный тест фрустрации» С. Розенцвейга, ТЮФ – «Тест юмористических фраз» А.Г. Шмелева.
3.5. Психологическая диагностика самосознания Понятие самосознания, его характеристики. Отечественные (И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, С.Р. Пантелеев) и зарубежные (Р. Уайли, Р. Бернс, Э. Эриксон, М. Розенберг) теории самосознания. Феноменология самосознания. Компонентное строение самосознания: когнитивная, аффективная и регулятивная составляющие. Уровневое строение самосознания. Методологические проблемы диагностики сферы самосознания, связанные с действием механизмов защиты. Проблема социальной желательности. Стратегия самопрезентации. Различия в субъективной значимости параметров «Я - концепции». Опросники самоотношения, методика управляемой проекции, измерения локус-контроля.  
3.6. Психологическая диагностика межличностных отношений Межличностные отношения как объект диагностики. Феноменология межличностных отношений: социальная перцепция, симпатия, притяжение, функционально-ролевые отношения. Классификация методов по различным основаниям: объекту, решаемым задачам, методическому принципу, «исходной точке отсчета» межличностных отношений. Проблема валидности методик, измеряющих межличностные отношения: влияние социальных установок, психологической защиты, недостаточная стандартизированность измерительной процедуры, субъективизм в интерпретации данных. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных пред­почтений: «Социометрический тест» Дж. Морено. Методики косвенной оценки межличностных отношений: техники наблюдения реальной ситуации Ф. Кронджета, А. Моллера. Методики наблюдения и экспертной оценки ситуации: «Ситуационный тест» Р. Бейлса, «Опросник оценки поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений: «Тест цветовых конструктов» А.М. Эткинда, методика «Рисунок семьи» В. Хьюлса, СТР – «Совместный тест Роршаха-Бланшара». Rep-тест – техники ролевых конструктов Дж. Келли Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения: «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири.  
3.7.Проективный метод: теория и практика Принцип, лежащий в основе проективного метода. Отличительные особенности стимульного материала. Способы восприятия и интерпретация тестового материала, особенности “структурирования” ситуации. Возможности проективного метода. Проблема валидности. Теоретическое исследование пределов возможности проективных методик: взаимосвязь с психодинамической теорией, клинический опыт интерпретатора, подавление защитных механизмов, психологический детерминизм, невозможность прогнозирования поведения. Классификация проективных методик: конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла; конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого; интерпретативные – истолкование какого-либо события, ситуации; катартические – осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях; экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему; импрессивные – предпочтение одних стимулов, как наиболее привлекательных, другим; аддитивные – завершение предложений, рассказа, истории. Методика чернильных пятен Г. Роршаха. Области применения, клиническая практика. Тест словесных ассоциаций К.Г. Юнга, цветовой тест М. Люшера, тематической апперцепции тест (ТАТ), методика «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ), «Несуществующее животное» (НЖ), тест рисуночной фрустрации М. Розенцвейга, тест мира, завершение неоконченных предложений. Тест семейных установок Л. Джексона, кинетический тест рисования семьи и его варианты. Цели и условия применения, стимульный материал, анализ и интерпретация результатов. Выводы и использование полученных данных.
3.8. Психосемантический метод: теория и практика Психосемантика и процессы семантической обработки. Понятия значения, категории, личностного смысла. Влияние мотивов и эмоций на семантическую организацию значений. Метод прямого шкалирования. Метод семантического дифференциала (СД) Ч. Осгуда как комбинация процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Когнтивный подход и теория личностных конструктов Дж. Келли как теоретико-методологическая основа создания метода репертуарных решеток. Принципы биполярности, индивидуальности и диапазона применнимости. Понятие элемента и конструкта в Rep-тестах. Подбор элементов для создания репертуарных решеток. Способы избежания высокой степени субъективности при работе с индивидуально-ориентированными техниками. Триадический и диадический метод выявления личностных конструктов. Математические методы в интерпретации репертуарных решеток. Области применения психосемантических методов диагностики. Цели и условия. Анализ и интерпретация результатов. Использование полученных данных.

 

Матрица компетенций

Таблица 3

Темы, разделы дисциплины Количество часов Формируемые компетенции
ОПК-3 ПКПП-2 ПКПП-3 ПКСПП-2 ПКД-5 ПКНО-7 СПК-1
Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику
1.1. Психолого-педагогическая диагностика как наука. Психодиагностика как наука и практическая дея­тель­ность: исторический и сов­ременный аспект.   +     +        
1.2.Методы психодиагно­стики в системе способов чело­веческого познания. Диаг­ностический метод и диаг­ностические подходы.   + + + +        
1.3. Требования к психодиагно­стическим методи­ками и к их пользовате­лям. Профессио­нально-этиче­ские нормы деятель­ности психолога в обра­зовании.   +     +        
Раздел 2. Введение в дифференциальную психометрику
2.1.Психологическое измерение в дифференциальной психометрике. Понятие признака и показателей.       +   +      
2.2. Психометрические критерии научности психодиагностического инструмента. Надежность. Валидность. Стандартизованность. Тестовые нормы     + + + +      
2.3. Основные этапы обработки и интерпретации результатов диагностики       +   +      
Раздел 3. Психодиагностика как практическая деятельность педагога-психолога
3.1.Этапы диагностического процесса. Разработка плана психодиагностического обследования. Психологический диагноз.     + + + + +    
3.2. Психодиагностика личностных диспозиций   + +  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: