Экономическая сущность налогов
Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение, как элемент экономического строя общества, присуще всем государственным системам, как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией.
налогом - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство,.
С экономической точки зрения, налоги – инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
Функции и признаки
три признака налога:
- обязательности (императивности) — отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объеме возложенной на него обязанности. Обязательность налога обеспечивается мерами государственного принуждения,
- индивидуальной безвозмездности — отсутствие прямого встречного исполнения какого-либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает ничего взамен
- смена формы собственника - посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд).
Существуют еще два фундаментальных признака налога,
Признак относительной регулярности означает определенную периодичность - уплаты налога в строго отведенные законом сроки, т.е. налог — это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств, при условии сохранения у налогоплательщика объекта налогообложения.
Законность.
Основные функции налогов:
1) фискальная — заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;
2) регулирующая — означает, что налоги, участвуя в распределительном процессе, либо стимулируют, либо сдерживают темпы экономического развития;
3) распределительная — выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента перераспределительных отношений;
4) контрольная — обеспечивает государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, за источниками доходов и направлениями расходов.
Принципы налогообложения и их характеристика
Принципы по Адаму Смиту.
1. Равномерность, т.е. равнонапряженность налоговых изъятий, единство требования государства к налогоплательщикам и всеобщность налоговых правил.
2. Определенность, означает четкость, ясность, понятность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течении длительного времени.
3. Простота и удобство.
4. Неотягощенность, т.е умеренность налогов.
Адам Смит предложил в качестве основных характеристик выплат рассматривать: прибыль, ренту, и з/п.
Принципы российского налогообложения.
1. Всеобщность, т.е. охват налогом всех экономических субъектов, получающих доходы.
2. Стабильность, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.
3. Равнонапряженность, т.е. равная нагрузка для субъектов с одинаковыми уровнями доходов.
4. Обязательность, т.е. принудительность налога и неизбежность его выплаты.
5. Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на риск дохода и группы населения.
6. Горизонтальная справедливость.
7. Вертикальная справедливость.