СТРУКТУРА контрольной РАБОТЫ




Структурными элементами данной контрольной работы являются: титульный лист; оглавление; основная часть, включающая три параграфа; заключение; список литературы и приложения.

Титульный лист

Титульный лист контрольной работы должен содержать:

· полное наименование министерства, вуза, кафедры;

· название вида документа: контрольная работа;

· название темы контрольной работы;

· сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, номер группы)

· сведения о преподавателе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание);

· указание места и года выполнения контрольной работы.

При оформлении титульного листа следуйте предложенному образцу (приложение 1).


Наиболее часто встречающиеся ошибки.

Ø Несоответствия образцу в целом или в различных его элементах.

Оглавление

Оглавление должно содержать весь перечень структурных элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, кроме титульного листа.

При оформлении оглавления рекомендуется следовать предложенному образцу (приложение 2).

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

Ø Несоответствие образцу в целом или в различных его элементах.

Ø Отражение в оглавлении не всех структурных элементов работы.

Ø Отсутствие указания страниц.

 

Основная часть

Основная часть состоит из:

· первого параграфа, охватывающего краткое теоретическое описание измеряемого психологического феномена и описания его ценности с точки зрения педагогической науки и практики;

· второго параграфа, включающего описание организации и используемых методик диагностического обследования;

· третьего параграфа, содержащего результаты статистической обработки полученных данных, их психологическую интерпретацию, обобщенный психолого-педагогический диагноз обследуемой группы учащихся и педагогические рекомендации по их обучению.

Параграф 1

Первый параграф «Краткое описание работы» включает обоснование педагогической значимости темы работы, описание степени ее разработанности в отечественной и зарубежной психологической науке; перечень авторов, внесших наибольший вклад в разработку данной тематики; указание предмета, цели работы, методики диагностики и обследуемой выборки, т.е. выбранной для диагностики определенного психологического феномена группы учащихся.

При написании параграфа 1 предлагается использовать следующий алгоритм.

1. Назвать тему и показать ее актуальность для современного общества и/или для педагогической науки и/или для Вас лично.

2. Назвать предмет диагностики, т.е. тот психологический феномен, который Вы предполагаете измерить.

Например: Интеллект.

3. Назвать основные теории (и, желательно, имена их создателей), в рамках которых рассматривается данный феномен.

Например: Изучением проблемы самосознания в отечественной психологии занимались И.С. Кон, В.С. Мерлин, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова
и др.; в зарубежной –...

4. Кратко описать выборку, а именно: количество обследуемых (минимальное количество – 10 человек), их половозрастные характеристики (количество мальчиков и девочек, их средний возраст).

Например: Участники диагностики: учащиеся 5 класса школы № 144 г. Екатеринбурга (10 человек от 11 до 12 лет, средний возраст 11,5 лет, 6 девочек и 4 мальчика).

5. Указать цель диагностики. Обозначить предполагаемый итог Вашей деятельности в рамках контрольной работы по психолого-педагогической диагностике.

Например: Измерение самоотношения учащихся 5 класса школы № 144 г. Екатеринбурга.

6. Назвать используемую в работе диагностическую методику: привести ее полное название, указать автора (-ов) и литературный источник, из которого она была взята.

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

Ø Отсутствует один или несколько обязательных информационных «блоков», перечисленных в предлагаемом алгоритме.

Ø Не обосновывается актуальность (важность, значение) темы данной работы.

Ø Искажается название методики или не приводится литературная ссылка на нее.

Ø Параграф 1 «перегружен» излишней информацией. Все вышеперечисленные блоки информации, которые необходимо привести во введении, должны быть сформулированы очень кратко. В целом параграф 1 должен занимать не более 3-5-и страниц машинописного текста.

Параграф 2

Второй параграф «Организация и процедура психолого-педагогического обследования» включает описание этапов проведения диагностического обследования.

Вэтом параграфе необходимо дать исчерпывающие сведения о месте, сроках, времени и иных организационных аспектах проведения диагностического обследования, а также полностью охарактеризовать выборку и описать используемую диагностическую методику.

При написании параграфа 2 рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.

1. Привести сведения о месте проведения обследования, полное название организации и места ее расположения. Дать характеристику названной организации, при наличии указать ее отличительные особенности.

Например: Обследование школьников проводилось в школе № 147 г. Екатеринбурга (7 человек), а также в домашних условиях (3 человека).

2. Указать сроки и приблизительной время проведения обследования.

Например: 12.03.2002 г. обследование проводилось в групповой форме во время
занятий с 9.00 до 10.15 в одной из учебных аудиторий указанной школы. С 18.03.2002
по 20.03.2002 г. обследование осуществлялось в индивидуальной форме, в домашних условиях, приблизительно в период с 14 до 18 часов.

3. Указать другие, необходимые, по Вашему мнению, организационные особенности процедуры диагностики.

4. Полностью охарактеризовать выборку. Здесь необходимо указать общее количество обследованных, отдельно количество мальчиков и девочек, средний возраст в группе (вычисляется как среднее арифметическое), возрастной разброс (минимальный и максимальный возраст обследуемых), а также иные социодемографические признаки, которые являются значимыми, на Ваш взгляд, при описании данной выборки. Это могут быть национальный состав (русские и удмурты), место проживания (г. Екатеринбург, г. Н. Тагил и др.), наличие братьев или сестер, наличие полной семьи и т.д.

Например: Описание выборки: 10 человек (от 10 до 11 лет; средний возраст 10,5 лет), из них 6 девочек и 4 мальчика; все обследуемые являются учащимися 5 класса школы № 144 г. Екатеринбурга….

5. Описать используемую диагностическую методику, где привести данные о ее надежности и валидности. Эти сведения должны быть найдены Вами самостоятельно в учебных и справочных изданиях по психодиагностике. Например, в монографии Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова “Словарь-справочник по психологической диагностике”. СПб.: “Питер”, 1999. В случае, если не удалось обнаружить численных значений валидности и надежности применяемой методики диагностики, необходимо указать перечень литературных источников, просмотренных Вами и не содержащих искомой информации.

6. Оформить приложение 1, содержащее: ксерокопию титульного листа практикума по психологии, откуда была взята диагностическая методика; стимульный материал (текст опросника, содержание заданий); ключи (описание способа подсчета набранных баллов); тестовые нормы (низкие, средние и высокие значения уровня выраженности признака); возрастные нормы (возраст, для которого разработана данная методика); интерпретация (объяснение значений отдельных шкал и уровней выраженности признака). При желании приложение 1 полностью может быть представлено в виде ксерокопий.

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

Ø Не указывается объем выборки.

Ø Нет указаний о половой структуре выборки.

Ø Отсутствуют данные о среднем возрасте и возрастной амплитуде испытуемых.

Ø Игнорируется качественная характеристика выборки (не отмечаются социально-демографические особенности обследуемых).

Ø В качестве описания методики приводится стимульный материал, который должен содержаться только в приложении 1.

Ø В приложении 1 вместо титульного листа литературного источника, содержащего полную информацию об издательстве, рецензентах и рекомендациях, приводится ксерокопия обложки.

Параграф 3

Третий параграф «Результаты диагностики учащихся» направлен на описание результатов диагностики, составление психолого-педагогического диагноза и формулирование на основании полученных диагностических данных педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса.

Данный параграф должен содержать статистическое и текстуальное обобщение полученных данных.

В контрольной работе должны быть представлены расчеты основных параметров дескриптивной (описательной) статистики. Они могут быть осуществлены с помощью электронных таблиц (Excel и др.) или компьютерных статистических программ (Stаtistica, NCSS, SPSS и др.), либо вычислены самостоятельно, опираясь на приложение 3 и источники по математической статистике, указанные в списке рекомендуемой литературы.

Данный параграф должен включать первичное обобщение результатов и диагностическое заключение на обследованную группу. Первичная обработка данных заключается в составлении сводной таблицы данных, применении методов описательной статистики и в их графическом отображении. Диагностическое заключение – в обсуждении статистически выраженных тенденций, обнаруженных на данных группах, а также в их психологическом описании.

При написании параграфа 3 рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.

1. Составить сводную таблицу данных, оформив ее как приложение 2 контрольной работы. Указать характеристики всех обследованных учащихся (пол, возраст и т.п.) и полученные при их обследовании диагностические данные.

При оформлении сводной таблицы данных рекомендуется следовать предложенному образцу (приложение 4). Это приложение может быть составлено с помощью вышеупомянутых компьютерных программ. Такой вид представления данных имеет несомненное преимущество для их дальнейшей статистической обработки.

2. Вычислить параметры дескриптивной (описательной) статистики по каждой количественно измеряемой характеристике – возрасту, показателям шкал применяемой методики диагностики и т.п.

Вычислению подлежат следующие параметры дескриптивной статистики:

· количество вариаций по каждому признаку (n); иначе говоря, у скольких человек Вы измерили данный признак (выборка должна составить не менее 10 учащихся средней школы или лицея);

· центральные тенденции по всем измеряемым параметрам: среднее арифметическое (xср) и моду (Mo) – наиболее часто встречающееся значение признака;

· вариативный размах: минимальное (xmin) и максимальное (xmax) значение признака, амплитуду (разность максимального и минимального значений);

· дисперсию (d) и стандартное отклонение (S);

· область (xср +/ – S), в которую попадает большинство обследуемых (более 68%); вычисляется как среднее арифметическое плюс/минус стандартное отклонение: xср +/ – S;

· асимметрию (As) и эксцесс (Ex) распределения признака;

· нормальности (или ненормальности) распределения признака, для чего сравнить полученные значения асимметрии (As) и эксцесса (Ex) с табличными.

Для данных расчетов можно пользоваться вышеназванными статистическими программами.

При оформлении результатов дескриптивной статистики рекомендуется следовать предложенному образцу (приложение 5).

3. Нарисовать графики для каждого из обследованных параметров, отражающие центральные тенденции, стандартное отклонение и разброс.

При оформлении данных графиков необходимо следовать предложенному образцу (приложение 6).

Обратить внимание, каким образом обозначаются различные параметры дескриптивной статистики на подобных графиках:

· вариативный размах: минимальное (xmin) и максимальное (xmax) значение измеряемого параметра (рис. 1);

· центральная тенденция: мода (Mo) (рис. 2);

· область (xср +/ – S), в которую попадает большинство обследуемых (более 68%) (рис. 3).

 


 

Рис. 3. Графическое отображение параметров дескриптивной статистики:

область значений, в которую попадает большинство обследуемых

Помимо обозначенного графика, являющегося обязательным для контрольной работы, дополнительно можно применять иные способы графического оформления результатов дескриптивной статистики (например, в виде столбчатых, круговых диаграмм и т.п.).

4. Определить с помощью составленных графиков отображения результатов дескриптивной статистики те измеряемые психические свойства, которые характеризуются наиболее узкими областями разброса, охватываемого стандартным отклонением (xср +/ – S) (приложение 6). Именно эти параметры являются характерными особенностями определенной выборки обследуемых. Узкая область xср +/ – S означает, что в данной группе большинство обладает именно таким уровнем измеряемого признака, например, у большинства обследуемых самооценка низка. В других случаях, когда разброс этого признака широк, это означает, что в данной группе – как и среди остальных людей – этот признак весьма разнообразен, т.е. в группе в равной степени есть люди с низкой, средней и высокой самооценкой.

5. Составить диагностическое заключение на группу обследуемых учащихся, руководствуясь выбором и отражением в диагнозе только тех признаков, которые обладают минимальным стандартным отклонением1.

6. Написать параграф 3, включив в него психологическую интерпретацию со ссылкой на результаты статистических расчетов и их графическое отображение.

Например: Одна из характерных особенностей класса 5А – это высокий уровень интеллектуальных способностей (xср = 105; S = 5; Мо = 106). Сравнивая рис. 1 и рис.2, можно увидеть, что некоторые участники класса 5А обладают умственными способностями, попадающими в область «выше нормы». Большинство испытуемых класса 5А по этому параметру все же попадает в область от 100 до 110 баллов IQ.

Однако на фоне общего высокого уровня IQ имеются резкие различия между развитием уровня речевых и математических способностей. Так, показатели по математическим субтестам попадают, в основном, в область значения выше нормы. Результаты, показанные обследуемыми по субтесту АР (xср = 78; S = 10; Мо = 77), говорят о…

7. Завершить параграф 3 психолого-педагогическими рекомендациями по оптимизации педагогического процесса, основанными на теоретическом осмыслении полученных диагностических данных.

Например: Как уже упоминалось выше, одной из характерных особенностей класса 5А является высокий, по сравнению с тестовыми нормами, уровень интеллектуальных способностей. Это означает, что для этих учащимся может быть предложен более сложный учебный материал, и должно планироваться меньшее время для его освоения. Учащимся 5А класса, после проведения диагностики их профессиональной мотивации, могут быть также предложены профильные подготовительные курсы для поступления в вузы.

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

Ø Результаты статистических расчетов приводятся вне взаимосвязи
с психолого-педагогическими выводами.

Ø Психолого-педагогический диагноз строится без опоры на результаты описательной статистики.

Ø Психолого-педагогический диагноз строится на анализе средних значений, а не на результатах, показанных большинством участников.

Ø Психодиагностическое заключение составлено как перечень разрозненных фактов, не связанных в единый смысловой блок.

 

Заключение

В заключении отражается значимость изученной темы для педагогической теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов в учебный процесс и дальнейшему развитию темы.

Список литературы

Основные требования, предъявляемые к списку литературы:

· соответствие теме и анализ всех названный источников в основной части контрольной работы;

· разнообразие видов изданий – научные, учебные, справочные, периодические.

Литературные источники располагают в алфавитном порядке по первым их элементам – авторским заголовкам (фамилии и инициалы авторов) или по основным заглавиям. Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован арабскими цифрами с точкой.

Выше уже было указано, что ко всем упомянутым источникам в ссылках в тексте работы должны быть даны те же источники в списке литературы. Каждой ссылке должен соответствовать источник в списке литературы. И, напротив, по каждому приводимому изданию в списке литературы должны быть ссылки в тексте контрольной работы.

При оформлении списка литературы рекомендуется следовать приведенному образцу (приложение 7).

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

Ø В списке литературы приводятся источники, с которыми автор в действительности не работал, либо в тексте не даются ссылки на этот источник.

Ø Несоответствие требованиям к оформлению.

Приложения

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать: материалы, дополняющие текст; промежуточные формулы и расчеты; таблицы вспомогательных данных, инструкции, анкеты, методики; протоколы испытаний, заключения экспертизы и т.д.

Правила представления приложений:

· приложения помещают в конце контрольной работы;

· каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

В контрольной работе необходимы следующие приложения:

· приложение 1. Описание (ксерокопия) методики;

· приложение 2. Сводная таблица данных;

· приложение 3. Статистические расчеты1;

· приложение 4. Бланки ответов испытуемых. Данное приложение включает документы, с помощью которых осуществлялось измерение (протоколы, заполненные испытуемыми; ответные листы и бланки и т.п.).

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

Ø Неправильное оформление.

Ø Отсутствует одно из обязательных приложений.

Ø В основной части имеются ссылки не на все приложения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: