Национальное богатство и его структура.




национальное богатство - это совокупность материальных и культурных благ, накопленных страной на протяжении ее истории к данному моменту времени. Это результат деятельности многих поколений людей, это важнейший показатель мощи национальной экономики, эффективности функционирования экономической системы, благосостояния народа. Чем больше национальное богатство страны, тем сильнее экономический потенциал, больше возможностей для увеличения валового внутреннего продукта и жизненного уровня населения. НБ является предпосылкой и результатом экономического прогресса, существенным фактором общественного воспроизводства. Национальное богатство - это совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.(ознаменована А.И.Анчишкин, В.Н.Богачев, А.Л.Вайнштейн,).По признанию отдельных экономистов, элементы национального богатства должны соответствовать след признакам: материальности, накопляемости, долговременности использования, воспроизводимости, возможности превращаться в элемент рыночного оборота.В состав НБ входит следующее:1. Невоспроизводимое имущество(с.х. и не с.х. земли; полезные ископаемые; исторические и художественные памятники и произведения.2. Воспроизводимое имущество:(производственные активы (основной и оборотный капитал); непроизводственные активы (имущество и запасы домохозяйств и некоммерческих организаций).)3. Нематериальное имущество: (интеллектуальная собственность (патенты, торговые марки, объекты авторского права и т.п.);

человеческий капитал (продукты сферы услуг, в частности, образование, здравоохранение, юриспруденция и т.п).4. Сальдо имущественных обязательств и требований по отношению к зарубежным странам.

 

  1. Методологические основы классической теории.

Первым классиком был Петти. В мэ выделяют две модели: классическую и кейнсианскую. Основы классической модели были заложены в 19 в. (классики: Смит, Рикардо, Сэй, Милль, Маршал и д.р.) Основные положения: 1) На всех рынках совершенная конкуренция; 2)Рынки остаются равновесными всегда; 3)Нарушение возможны только при форс-можерных обстоятельствах, т.к. стихийное бедствие, теракт; 4)Равновесие формируется только на 3-ех рынках: труда, товаров,денег; 5)Государство не должно вмешиваться в экономические процессы, оно огранич. выполнением ф-ции «ночного сторожа». Основа классич. теории явл. сказанное Сеем положение: производство определяет расход в экономике. Производители реализовывают свой товар на рынке, получат вырочку,кот. тратят на преобретение др. товаров, ресурсов. Т.о. сумма доходов продавцов = сумме расходов покупателей., объем нац. доходов = объему нац. расходов., совокупный спрос = совокупному предложению. На практике такого равновесия не существует, т.к. вырочку производители и домохозяйства откладывают в виде збережений. Классики учитывая критику Кейнса, висказали след. аргумент: откладывая доходы экономические субъекты (дом.хоз.) обращяются к банкам. Дипозитный вклад – размещение денег в банк под %.Т.о. деньги не только сберигаются, но и приносять опр. доход и происходит защита от инфляции. А баки размещают принятые вклады в инвистиционные проекты, в крупнее организации(фонды) с выгадой для себя, это происходит через выдачу банком кредитов под %, кредит под.%,выше чем у дипозита. Графически эту ситуацыю можна показать с помощью кривих сбережений и инвестицый:

График инвестицый: Инвестицыи – кредитные ресурсы взятые предприятием у банка для вложения в свой бизнес, покупки ресурсов.

При взаимод. инвестиций и збережений наступает равновесие на рынке.

 

Т.о. те деньги извлекаемые из экономики в виде збережений, возвращаются в нее в том же раз мере в виде инвестицый.Это значит что макроэкономики ни чего не угрожает и нет необходимости гос. вмешательства, даже если есть отклонения от равновесия, оно восстанавливается благодаря зарплаты, цен и % ст

12.Рынок труда в классической модели. Агрегированная производная функция.

На рынке труда взаимод работодатели формирующие спрос на труд LD и трудовые ресурсы формир предложение труда Ls. Совокупный спрос на труд в классич модели явл агрегированной ф-цией спрса всех фирм ф-ционирующих в эк. Ф-ция зависимости между спросом на труд и реал. зп.

 

Благодаря равновесию на рынке труда устанавл равновесные параметры его ф0нирования

По мнению классиков L явл ключевой величиной формир уровень нац производства. Любой объем произв зависит от кол-ва применяемых факторов производств

По мнению классиков факторы земли и капитала явл постоянными. Единственный фактор от кот зависит объем нац произв – труд

График зависимости труда и объема нац произв

 

Оптимальный ур-нь труда соответствует выходу нац производства фактически на свой потенциальный ур-нь

 

 

13.Товарный рынок в классической модели.

Производимый нац продукт явл совокупным предложением (AS) товарного рынка.

Сов предложение зависит от кол-ва труда и не зависит от ур-ня цен.

 

14.Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен.

 

 

15.Классическая модель в целом.Макроэкономическая роль государства.

 

 

16.Методологические основы кейнсианского подхода.

Новый подход к исследованию мэ равновесия представили Кейнс и стокгольмская школа. Направлдение возникло в 30 гг. 20 в. На базе осмысления последствий экономического кризиса27-33 гг.(великая депрессия):резкий спад производства, рост длительная безработица вынужденного харктера. В 1936 г. Вышла работа кейнса «общая теория занятости, процента и денег», где были сформулированы основные положеня кейнсианства. Рассуждения о макроравновесии кейнс начал с возрожений классиков:

1. предложение труда кейнс не счиал функцией реальной з.п.(). Так, если цены в эк выростут и реальная з.п. рабочих снижается, они не станут уменьшать собственные прелдложения труда.

2. согласно кейнсу, число желающих работать всегда больше числа работающих, поэтому существует вынужденная безработица, а значит спрос на труд нельзя считать исключительно функцией от заработной платы. ()

3. кейнс не поодерживал идею классиков о гибкости цен и з.п.

4. кейнс подверг критике закон сейя. Согласно кейнсу, совокупные расходы в экономике далеко не всегда равны совокупным доходам, поскольку и сбережения далеко не всегда равны инвестициям. Суть в том, что субъекты, осуществляющие сбережения, и субъекты, инвестирующие в экономику, это разные лица. Отсюда очевидны: несовпадения мотивов инвестирования и сбережения, несовпадение по времени.

Методологические основы кейнсианской модели макроравновесия заключались в следующем:

1. Кейнс рассматривал экономику краткосрочного периода.

2. Кейнс считал, что макроэкономические параметры не являются взаимозависимыми.

3. Кейнс рассматривал экономические явления сразу на макроуровне.

4. Не поодерживалась идея классической дихотомии. По Кейнсу между денежным и реальным рынками существует связь в виде ставки банковского процента.

5. В отличии от классиков кейнс вводит положение о жёсткости цен и заработной платы.

6. Спрос определяет объём предложения, а не наоборот.

 

17.Функция потребления и функция сбережения в теории Дж. М. Кейнса.

Теорию кейнса называют теорией эффективного спроса. Кейнс считал, что гос-венное воздейсвие необходимо производить через элементы совокупного спроса: AD=C+I+G+X.

Потребление(C) – сумма денег, которая тратится населением страны на приобретение товаров и услуг. Та часть денег, которая не расходуется в текущем периоде, а сберегается для будущего потребления называется сбережения(S). И потребление, и сбережение зависит от дохода(Y).Y=S+C. Графическое изображение зависимости между потребление и доходом:

 

График потребления начинается не с точки начала координат, а выше. Такое располождение кривой объясняется тем, что даже при нулевом доходе потребление будет осуществляться на каком-то минимальном уровне. Это возможно лишь за счёт сбережений или в долг. Величина потребления при нулевом доходе носит название автономного потребления(С)

Если на графике изобразить биссектрисой ситуацию равенства потребления и дохода, получим:

 

 

Единственная точка, где пересекаются кривые(Е)-точка нулевого сбережения. КЕйнс вывел основной психологический закон в поведении потребителя: чем богаче семья, тем большую долю дохода она сберегает.

Средняя склонность к потреблению(APC) –доля дохода, которая расходуется на потребление.

APC=C/Y

Средняя склонность к сбережению.(APS)- доля дохода, идущая на сбережения.

APS=S/Y

APC+APS=1(не всегда, а только при секторе положительного сбережения.

Предельная склонность к потреблению (MPC)-доля прироста потребления в изменении дохода

MPC=∆C/∆Y

Величина MPC может быть 0<MPC<=1

Предельная склонность к сбережению(MPS) – lдоля прироста сбережения, в изменении дохода. MPS=∆S/∆Y MPS+MPC=1

 

 

18.Инвестиции: функция спроса на инвестиции, виды инвестиций, факторы спроса на инвестиции.

Инвестиции- досрочые вложения капитала в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. Инвестиции делятся на: Финансовые и реальные. Финансовые инвестиции- вложения в финансовые активы, главным образом в ценные бумаги. Реальные инвестиции- вложения в создание новых производственных мощностей.

3 типа инвестиций: производственные, инвестиции в запасы, инвестиции в жилищное строительство. Различают: реновационные

(инвестиции на восстановление изношенной за год части основного капитала. Они равны сумме годовых амортизационных отчислений.)., чистые (инвестиции на прирост капитальных благ и обеспечение расширенного воспроизводства), валовые(сумма реновационных и чистых инвестиций).

Согласно кейнсу, основной величиной, определяющей спрос над инвестицией, является уровень банковской процентной ставки, а так же нормы прибыли, ожидаемой от инвестиций. Связь между инвестиционным спросом и уровнем процентной ставки:

 

 

Для экономического анализа кейнс разделил инвестиции на: автономные(независящие от совокупного дохода), индуцированные(вызванные изменением совокупного дохода.).

График автономных инвестиций:

 

 

Если размер инвестиций вдруг вырастет, кривая сдвигается вверх.

Сущность теории кейнса:рост инвестиций в экономику вызывает рост национального дохода страны, темпы роста нац. Дохода, превышает темпы роста инвестиций. Показатель, характеризующий соотношение темпов роста нац.дохода и темпов роста инвестиций называется мультипликатором инвестиций: M(авт)=∆Y/∆Iавт.

Установлено, что мультипликатор при нормально функционирующей экономике =3.

Практически это означает, что каждый рубль вложенный в инвестиции даёт 3 рубля приращения нац.дохода.

 

 

Мультипликатор индуцированных инвестиций: M(инд)=∆I/∆Y.

 

 

19.Инвестиции и доход. Понятие мультипликатора и акселератора инвестиций.

 

20.Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели AS - AD. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.

Именно кейнс выделил составляющие совокупного спроса: AD=C+I.Для изображения совокупного спроса необходимо совместить инф о потреблении и инвестициях:

 

 

Результат: в общем виде совокупный спрос, будет выглядеть так:

 

 

Если под влиянием каких-либо факторов совокупный спрос растет, то кривая смещается влево вверх, если падает, то вправо вниз. Совокупный спрос Кейнс принимает за совокупные расходы.

 

Если бы экономические субъекты тратили все деньги, зарабатываемые путем участия в экономическом производстве, то эта ситуация выражалась бы в кривой, представляющей собой биссектрису этой системы координат.

 

 

Данная биссектриса представляет собой доходы эк. Субъектов в экономике. Кейнсианская модель макроравновесия наз. Моделью «доходы – расходы». График наз. «Кейнсианский крест». Точкой равновесия в этой модели явл. Точка пересечения этих кривых. Y Е позволяет увидеть величину равновестного нац. Дохода. Если нац. Доход вдруг оказывается меньше равновестного, то в этой ситуации совокупные расходы превышают совокупные доходы. Складывается инфляционная ситуация, поэтому превышение совокупных расходов над совокупными доходами (отрезок MN) наз. Инфляционным разрывом. Чтобы вернуть экономику в состояние равновесия, гос-ву следует добиться снижения совокупного спроса. Когда объем нац. Производства оказывается больше равновестного, то совокупный доход превышает совокупные расходы. В этой ситуации формируется рецессия, т.е. перепроизводство товаров и эк. Спад. Размер превышения сококупных доходов над совокупными расходами (FK) наз. Рецессионный разрыв.

Кейнс доказал, что ситуация равновесия совместима и с проблемой безработицы, и с проблемой инфляции следовательно государство должно вмешиваться в экономику и регулировать её в развитие

Позже при рассмотрении совокупного спроса Кейнс добавил величину государственных расходов(величина, планируемая государством на бедующий год, не зависит от национального дохода)

график

Тогда кривая будет включать этот дополнительный элемент, а значит сместиться по отношению к рассмотренной влево вверх

Включение чистого экспорта вызовет такое жеизменение.

 

21.Роль государства в кейнсианской модели AS - AD.

 

 

22.Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.

 

23.Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно налоговая политика- меры правительства, по изменению государственных расходов и государственных доходов для обеспеченья полной занятости и равновесного уровня ВВП

Целями являются:

-сглаживание цикличных колебаний экономики

-стабилизация темпов экономического роста

-достижения высокого уровня занятости(полная занятость)

-обеспечение безинфляцеонного развития экономики

Инструментами фискальной политики являются:

Государственные расходы

Налоги

Под государственными расходами понимают все расходы на содержание института государства, а также государственные закупки(это основной инструмент). Государственные закупки-это факторы государства на приобретение товаров для целей товарной интервенции; для содержания структур, находящуюся на балансе государства.

Товарная интервенция- покупка государствам товаров, по которым наблюдается перепроизводства в период экономического подъёма, а значит резкий спрос цен на них и продажа государстваэтихтоваров в период спада и кризиса, когда возникает дефицит и цены резко возрастают.

В первом случае это позволяет не разориться производителям во втором случае- позволяет удовлетворить дефицитный спрос потребителя.

Кроме того, государственные закупкивключают строительствоза счёт бюджеташкола, медучреждений, дорог, осуществление внешне товарных закупок

Налоги-основной бюджет образные налоги: НДС(35-40%); налог на прибыль, подоходный налог и т. Д.

 

24.Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Мягкая и жесткая фискальная политика.

В зависимости от целей; на которые направлены фискальная политика(обеспечение роста экономики или её удерживание):

-стимулирующая

-сдерживающая

Стимулирующая-направлена на обеспечение оживления экономики, наращивание объёмов производства. Государство для её проведения снижает налоги, и увеличиваются государственные расходы

Сдерживающая - направлена на снижение темповэкономического развития, снятие (перегрева) экономики. Для этого увеличиваются налоги и снижаются государственные расходы.

Любая политика может проводитьсямягко, когда задействована только один инструмент либо жёстко, когда используются оба.

Выделяют также дискреционную и не дискреционную (автоматическая) политика.

 

25.Дискреционная фискальная политика. Мультипликаторы государственных фискальной политики (закупок и налогов).

Дискреционная фискальная политика-целенаправленное изменение правительством государственных расходов и налогов в результате специальных правительственных решений для обеспеченья поставленной цели

Недостатки: нестабильность налогового режима, режима государственных закупок, что выступает отталкивающим для внутренних и внешних инвесторов факторов

Кроме того, такие решения требуют длительной процедуры согласования и утверждения, поэтому меры носят запаздывающий характер.

Подобно инвестициям государственные расходы G и налоги обладают мультипликационным эффектом.

MG=ВВП/G

По величине мультипликатор расходов приблизительно равен мультипликатору инвестиций, однако экономисты отличают существование эффекта вытекания.

Суть гос. расходы, особенно если они финансированы за счёт дополнительных налоговых поступлений, сокращают инвестиционную активность

Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора расходов и инвестиций

МН=ВВП/ N

 

26.Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы».

 

Не дискреционная политика- автоматическое изменение налоговых ставок и государственных расходов осуществляемых в соответствии с заранее встроенными в финансовую систему механизации эти механизмы называются встроенными стабилизаторами. Основными из них являются налоги с прогрессивной(чем больше зарплата, тембольше налог) и регрессивной(чем больше зарплата, тем меньше налог) шкалой взимания, пособие по безработице и др. соц. Выплаты субсидии производителям.

Здесь нет выше перечисленных недостатков, однако требуются очень продуманная экономически обоснованная работапо созданию встроенных стабилизаторов(разработки прогрессивнойшколы подоходного налога)

 

 

27.Кривая Лаффера и ее экономическая сущность.

В экономической теории закономерности налогового регулирования изучены достаточнодетально, выявлена закономерность во взаимосвязи между величиной налоговой ставки и размером поступление денежных средств в бюджет. Эту закономерность изображена графически(кривая Лаффера)

 

Оптимальнымуровнем налоговых изъятий признаётся 35-40% от валового дохода предприятий

 

28.Сущность, причины и виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.

Бюджет состоит из доходной и расходной частей. В ситуации, когдадоходы равны расходам, бюджет сбалансирован. В реальной жизни бездифицитность бюджета встречается нечасто.

Превышение доходов над расходами – профицит

Превышение расходов над доходами – дефицит

По установленным международным стандартам дефицит не должен превышать 5% от ВВП

Бюджетный дефицит

-структурный

-циклический

Структурный- дефицит, который изначально заложен в структуру бюджета. Чаще всего страны планирует превышение доходов над расходами для модернизации технологической базы производства.

Циклический – циклический дефицит, реально сложившийся под влиянием спада деловой активности, ошибочного налогового.

Методы финансирования:

-увеличение налога, обеспеченный рост доходов(нежелательный инструмент, поскольку существует угроза сокращения деловой активности).

-эмиссия денег(в рыночной экономике вообще не применяется)

-выпуск и продажа государственных ценных бумаг. Так реализуется внутренний долг.

-внешние займы(кредиты крупных организаций ценные бумаги иностранных организаций)

 

29.Госу­дарственный долг, его виды и социально-экономические последствия. Регулирование государственного долга.

Гос долг- сумма накопленных бюджетных дефицитов, скоррекцированную на величину бюджетных излишков. Это покозатель запаса, поскольку расчит на определенный момент времени. дефицит гос бюджета представл собой показатель потока, тк расчитываетсч за определенный период времени (за год). Гос долг бывает 2 вида: внутренний, кот возникает в результате выпуска гос-вом ценных бумаг; внешний, образующийся в результате займов у др стран и междунар финансовых организаций.

Наличие значительного гос долга: снижает эффективность экономики, тк предпологает отвлечение соредств из производственного сектора;перераспределяет доход от частного сектора к гос;обуславливает вытеснение инвестицый в краткоср периоде, что в долгоср может привести к сокращению запаса капитала и производит потенциала страны;может привести к волютному кризису;может обусловит выс инфлшяцию в будущем и тд.

 

 

30.Оценка эффективности бюджетно-налоговой политики.

Эффективность

Любая политика имеет свои положительные характеристики и недостатки. Фискальная политика не исключение.

Преимущество:

1 Действенность подтверждаемая наличием мультипликационных эффектов о государственных расходах и налогах.

2 Высокая популярность у населения государственных мер по снижению налогов и наращиванию государственных расходов ввиде трансфертов, повышении заработной платы, расширении социальных льгот и т. д.

Недостатки:

1. При увеличении государственных расходов возникает эффект вытеснения(частично снижаются инвестиции в экономике) поэтому мультипликатор государственных расходов меньше мультипликатора расходов

МN=MG – 1

Отсюда можно заключить, что эффект от манипулиров. инструментами фискальной политике не будет столь высоким как можно было бы ожидать

2. Зачастую фискальная политика носит вынужденно – популистский характер. Формирование бюджета широко обсуждается правительством с привлечением общественности, а значит, партии и партийные лидеры высказывают предложения в пользу своих избирателей. Лоббируют интересы определённых слоёв населения. В итоге для принятия непопулярных решений нужна огромная политическая воля и кредит доверия народа правительству.

3. Существует значительный временной разрыв между необходимостью в принятии решения по изменению налогов и расходов и практическим принятием этого решения. Это лишает фискальную политику оперативности.

 

31.Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.

Особенностями бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь является упор на максимальное обеспечение социальной защищённости всех слоёв населения, которое достигается путём использования бюджетных средств и упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику, т.к. Республика Беларусь занимает последнее, 183 место в мире по уровню простоты налоговой системы (количество уплачиваемых налогов (платежей в год) – 107, время, затрачиваемое на уплату налогов (часов в год) – 900, величина полной налоговой ставки (% от коммерческой прибыли) – 99,7)

Вывод: всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

Темабюджетно-налоговой политики, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной.

Грамотно сформированная и последовательно проводимая фискальная политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности.

 

 

32.Понятие и цели денежно-кредитной политики.

Денежно- кредитная политика – совокупность экономических мер по регулированию кредитно – денежного обращения направленного на обеспечение устойчивого экономического роста в стране проводится правительством в лице Центробанка. Объектами ДКП является предложение денег и спроса на денежном рынке. Активную роль в реализации ДКП играют коммерческие банки страны.

При характеристике ДКП выделяют её конечные и промежуточные цели.

Конечные цели:

-обеспечение стабильности курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках;

-поддержание на приемлемом или желаемом уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковой системе

-обеспечение устойчивости платёжного баланса страны и накопление валютных резервов;

Поминутные цели:

-обеспечение оптимального размера денежной массы в стране;

-обеспеченье устойчивого денежного курса;

В рыночной экономике при реализации ДКП национальный банк предпочитает использовать косвенные (экономические) методы

33.Создание банковской системой «новых денег». Банковский мультипликатор. Денежнаябаза. Денежный мультипликатор.

Коммерческие банки могут создавать новые деньги только на величину избыточных резервов. Предположим, что сущ нек банк А. Он привлек депозитных вкладов на сумму 1000. Баланс банка делится на пассивы и активы. R=10%.

А Актив Пассив
   
   
   

Следовательно 1900 Привлеченные банком деньги явл пассивом. По банковскому принципу пассивы=активам. Кредиты могут выдаваться на сумму 900.

В Актив Пассив

900 900

Сл.1710

вывод, что 1 ден ед, вложенная в коммерческий банк, создает в эк гораздо большее количество кредитных денег, т.е. деньги обладают мультипликационным эффектом. М=1/R. Существует еще одна разновидность мультипликатора М=Мs/МВ, где Мs – наличные деньги+вклады до востребования, МВ – сумма наличных денег и обяз резервов банка, хранящихся в центробанке. Этот мультипликатор >1, поэтому денежную базу наз деньгами повышенной мощности.

 

 

34.Инструменты ДКП. Прямые и косвенные инструменты.

Такие мер, как введение лимитов на кредитование либо запрет на кредитование не используется. Для реализации промежуточных целей задействуются следущие ключевые инструменты:

1. Ставка рефинансирования

2. Норма обязательных резервов

3. Операции на открытом рынке

Как известно, центральный банк страны имиссирует наличные деньги – банкноты. Однако в экономике функционируют также кредитные деньги. Их создают коммерческие банки. Денежную массу, которая подлежит регулированию образования наличные и кредитные деньги.

Ставка рефинансирования – процент, под который центробанк страны выдает кредиты коммерческим банкам, если они нуждаются в дополнительном привлечении средств. Чем выше ставка рефинансирования, тем дороже кредит для коммерческих банков.

Норма обязательных резервов – устанавливаемая центробанком величина в виде процента от депозитов, привлеченных коммерческими банками. Эту сумму они обязаны хранить либо в нацбанке на беспроцентной основе, либо у себя в кассе в виде неприкасаемой суммы. Эти средства используются для страхования вкладов населения, для осуществления межбанковских расчетов, для регулирования деятельности банковской системы. Для расчета суммы обязательных резервов норму обяз резервов необходимо умножить на суммарный размер депозитов коммерческого банка. Депозиты – те деньги населения, которые привлек банк. Деньги, привлеченные банком, наз общими резервами. Разница между общими резервами банка и суммой обяз резервирования наз избыточными резервами.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа ценных бумаг. Когда нац банк покупает у населения и предприятия ценные бумаги в обмен на них он платит деньги. В результате денежная масса в стране расширяется. Когда нац банк продает ценные бумаги, то деньги

 

35.Виды денежно-кредитной политики и их характеристика.

Политика дорогих денег: проводится центробанком страны в ситуации, когда в стране наблюдается высокий уровень инфляции. Инфляция – совок расходы больше совок доходов. Для снижения темпов инфляции требуется сократить совок расходы. Для этого центробанк: увеличивает ставку рефинансирования (кредиты дорожают, коммерческие банки берут меньше кредитов, а значит меньше выдают кредитов населению и предприятиям), увеличивает норму обяз резервов коммерческих банков (избыточные резервы уменьшаются, уменьшается сумма, на которую коммерческие банки выдают кредиты), продает ценные бумаги населению и предприятиям.

Политика дешевых денег: проводится, когда наблюдается недозагрузка производственных мощностей. Центробанк проводит политику по наращиванию совок расходов: снижается ставка рефинансирования, снижается норма обяз резервов, центробанк покупает ценные бумаги у предприятия и населения.

 

 

36.Эффективность денежно-кредитной политики.

Преимущества ДКП: быстрота и гибкость, решения в области ДКП изолированы от политического давления и популизма, ДКП по своей природе мягче, чем фискальная политика.

Недостатки: проводя один из типов ДКП центробанк решает либо проблему инфляции, либо проблему безработицы. Последствия могут оказаться противоречивыми; изменение ставки рефинансирования не обязывает банки брать у центробанка кредиты, а может только стимулировать их к этому. Нельзя также гарантировать, что банк выдаст кредиты на всю величину избыточных резервов. В итоге это уменьшает эффективность ДКП; у ДКП есть определенный противовес – скорость обращения денег. Изменение скорости обращения происходит в направлении, противоположном обращению денег. Это способствует недополучению эффективности денежно-кредитного регулирования.

 

37.Денежно- кредитная политика в Республике Беларусь.

Самост. ДКП в РБ – с 1992 г. (были приняты закон «О НБ РБ», «О банках и банк. деят-ти в РБ»). 1992-1994 – нестабильность экономики, прирост ден. массы обгоняет прирост ВВП. 1994-1996 – жесткая ДКП (ограничение «печатания денег», сокращение ден. массы в обращении, стабилиз-я бел. руб.) После 1996 НБ РБ проводит мягкую ДКП, напрвл-ю на стимул-е эк. роста. 1998-1999 – масштабная кредитная поддержка строит-ва жилья и АПК (за счет эмиссионных кредитов НБ РБ). С 2000 – по наст. вр. – НБ проводит умеренно-жесткую ДКП. Ее задачи: - сниж-е темпов инфл-и, обеспеч-е устойч-ти нац. ден. ед., развитие и укрепл-е банк. системы, создание усл-й для эффективного функц-я платежной сист. страны. Уже с 2000 уст-ны жесткие пределы прироста рубл. ден. массы. Далее они все время снижаются. Начиная с 2004 контрольным показателем ДКП стал офиц. обменный курс бел. рубля по отн-ю к российскому. В наст. Время важн. Целью ДКП явл. Стабильнеость курса нац. Валюты. При проведении ДКП НБ д. Учитывать, что: выгоды для экспортеров от возм. Девальвациии сомнительны, т. к. 70% импорта — промежуточная продукция. До 2009 г. НБ проводил жесткую ДКП (динамика доли агрегата М1 в М2 — 40% (2004г.), 22% (2008 г.).

Анализ развития национальной экономики Республики Беларусь на современном этапе (рост ВВП, постоянно снижающийся уровень инфляции, высокая занятость населения, рост реальных денежных доходов, изменение валютного курса в рамках прогноза, динамика экспорта и импорта) свидетельствует о том, что проводимая Правительством денежно-кредитная политика работает эффективно.

Однако, европейский экономический кризис, может отрицательно повлиять на экономику страны, не смотря на прозрачную и эффективную денежно-кредитную политику, поэтому необходимо особое внимание уделить стабильному развитию валютного рынка и удовлетворению валютных потребностей населения.

 

 

38.Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая «инвестиции-сбережения» (кривая IS).

Построение модели двойного равновесия нач с рассмотрения равновесия товарного рынка. При этом основополагающими явл 2 тезиса: совок расходжы=совок доходам, наибольшее влияние на товарный рынок оказывают инвестиции. Используется система графиков, образованных 3 координатными системами:

Кривая IS – кривая, каждые точки которой показывают комбинацию процентной ставки и совок дохода, соответствующих равновесному состоянию товарного рынка. Каждая точка кривой – точка равновесия. Возьмем точку, наход ниже кривой IS. Из графика видно, что соответствующая ей процентная ставка уровня i2 при уровне нац дохода Y1. Однако, при уровне дохода Y1 для нахождения товарного рынка в состоянии равновесия требуется, чтобы процентная ставка нах на уровне i1. Следовательно в нашем случае сложилась ситуация неравновесия, процентная ставка установилась ниже, чем требуемая равновесная. Это значит, что уровень совок нац дохода меньше уровня совок расходов. При более низкой процентной ставки растут инвестиционные расходы частного бизнеса, потребительские расходы домохозяйств. Во всех точках, лежащих ниже кривой IS наблюдается превышение совок расходов над нац доходов. Если взять точку, лежащую над IS, увидим, что процентная ставка завышена, след совок расходы больше объема нац дохода. Крутизна кривой IS зависит от чувствительности инвестиций к изменению процентной ставки.

 

39.Равновесие на рынке денег. Кривая кривая LM.

 

Предложение денег в эк не зависит от ставки банковского процента, спрос на деньги нах в прямой зависимости от объема нац дохода и обратной зависимости от ставки ссудного процента.

 

 

Берем уровень нац дохода Y1 (делается произвольно). Ему соответствует уровень спроса на деньги Md1. Пересечение кривых спроса и предложения денег определит равновесие денежного рынка Е1. Координата этой точки по игреку представляет собой равновесную процентную ставку – цену денег. Таким образом, получаются координаты (i1, y1) и отмечаем на правом графике точку, соответствующую этим координатам. Кривая LM – кривая, все точки которой показывают такие комбинации процентной ставки и объема нац дохода, в которых денежный рынок нах в состоянии равновесия. Возьмем точку, правее кривой LM. В этой точке уровень i ниже равновесного (это создает ситуацию, что спрос на деньги превышает предложение, следовательно все точки ниже LM явл точками избыточного спроса). Крутизна LM зависит от степени чувствительности строса на деньги к изменению процентной ставки.

 

 

40.Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель IS-LM.

Пересечение кривых обеспечит точку равновесия Е. Ее координаты покажут единственную комбинацию процентной ставки и нац дохода, при которой равновесие установится одновременно и на товарном, и на денежном рынке. Рассмотрим механизм восстановления равновесия одновременно достигнутого на товарном и денежном рынке. Для этого возьмем точку А, лежащую на кривой IS(выше точки Е). В этой точке в равновесии нах только товарный рынок и точка нах левее кривой LM. Это значит, что соответствующая ей процентная ставка выше, чем равновесная. Эк субъекты будут предпочитать доверять деньги банкам. В эк может создаться ситуация избыточного денежного предложения. Государство будет продавать ценные бумаги. Спрос на них повысится. Следовательно, повысится их рыночная стоимость, а значит процентная ставка начнет снижаться. Это первый импульс движения к точке двойного равновесия. С другой стороны, при снижении процентной ставки увеличатся инвестиционные расходы, а значит растет нац продукт Y. Это 2-ой импульс. Действие двух импульсов совокупности вернет эк систему в равновесное состояние.

 

 

41.Модель IS-LM и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь модели IS-LM и модели AD-AS.

Взаимосвязю моделей 2 равновесия и кривой сов спроса.

 

Произвольно возьмем какой-то уровень цен P1 и соотв. Ему объем нац дохода Y1. отметим соот. у-нь Y1 на верхнем графике в модели Is,LM и найд. Соотв ему у-нь процентной ставки.

Р-м что призойдет если гос-во будет проводить политику дешевых денег.% ст снизится, при снижении банк % денег в эк станет больше совок спроса по величине нац дохода выростет.

 

 

42.Фискальная и денежно-кредитная политика в модели IS-LM.

Проведение фискальной политики: следует учитывать,, что эффект вытеснения гос закупок будет тем меньше, чем менее чувствительны инвестиции к изменению процентной ставки (т.е. чем меньше мультипликатор инвестиций). Эффективность фискальной политики во многом б<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: