ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Целью освоения дисциплины «Хирургический уход» является:
Познакомить студентов со спецификой хирургической деятельности и сформировать представление студентов об основных направлениях работы младшего и среднего медицинского персонала.
Задачами дисциплины являются:
· обучить студентов особенностям методики обследования хирургических больных
· изучить особенности санитарно - эпидемиологического режима хирургического стационара
· особенности кормления больных
· сбор и транспортировка материала для лабораторного обследования
· пути введения лекарственных средств.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО.
Общий уход за больными является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления, а потому требует такого же серьезного изучения, как и все другие элементы лечебной деятельности. Качество общего ухода во многом определяет "лицо" клиники, ее место в иерархии медицинских учреждений и пользуется большим спросом в современных условиях. Пренебрежение им способно свести "на нет" результаты самых блестящих и безукоризненно выполненных операций.
Долгое время традиция относила инъекции, инфузии, зондирование полых органов через естественные отверстия к тому, что называется "уход за больными". С современных позиций эти элементы целесообразно изучать еще до раздела общей хирургии, где они получают более глубокое анатомическое, клиническое и техническое обоснование. Эти элементы, будучи по существу инвазивными вмешательствами, приобрели особое значение именно в хирургии, хотя широко применяются и в других клинических дисциплинах. Неоправданно поверхностное их изучение в отрыве от других элементов хирургической деятельности ведет в медицинской практике к ятрогенным осложнениям.
После аналитического изучения вопросов хирургического ухода становится возможным синтетическое изучение основ клинической хирургии - базиса частной хирургии. Приобретение умений клинического, лабораторного и инструментального обследования больного существенно облегчает в последующем освоение как частной хирургии, так и других разделов клинической медицины. Производственная практика в качестве младшего медицинского персонала по окончании II курса и среднего медперсонала по окончании III курса позволяет закрепить полученные знания и применить их в клинике.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(ожидаемые результаты образования и компетенции обучающегося по завершении программы учебной дисциплины).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1. Знать:
Общие принципы клинического обследования хирургического больного. Основы деятельности медперсонала на всех этапах лечения хирургических больных. Принципы и методы оказания первой медицинской доврачебной помощи при неотложной патологии.
2. Уметь:
· Заполнять:
- историю болезни стационарного больного;
- операционный журнал;
- амбулаторную карту;
- протокол переливания крови.
· Обработать:
- руки дезинфицирующими растворами;
- пролежни;
- руки перед операцией;
- операционное поле.
· Пользоваться:
- хирургической маской;
- функциональной кроватью;
- индивидуальным перевязочным пакетом.
3. Владеть/быть в состоянии продемонстрировать:
- санитарную обработку больного при поступлении в стационар;
- дезинфекцию медицинского инструментария и средств ухода за больными;
- обработку и дезинфекцию подкладных судей, мочеприемников;
- гигиеническую обработку тела оперированного больного;
- смену нательного и постельного белья больного;
- гигиеническое подмывание больных;
Подготовить:
- больного к проведению инструментальных методов обследования;
Перемещать больного:
- с кровати на каталку и обратно;
- с каталки на операционный стол и обратно;
- с системой внутривенной инфузии и дренажами.
Выполнить:
- очистительные, сифонные, послабляющие и лекарственные клизмы;
- предстерилизалионную подготовку медицинского и хирургического инструментария
Результаты образования | Краткое содержание и характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции | Номер компетенции |
Знать Уметь Владеть | ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
Способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдения правил врачебной этики, сохранения врачебной тайны; соблюдения законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией. | ОК-11 | |
Знать Уметь Владеть | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
Способен и готов провести санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских лечебно – профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными детьми и подростками, техникой оказания им первой доврачебной помощи при неотложных состояниях. | ПК-14 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет четыре зачетные единицы, 137 часов.
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Л | ПЗ | СРС | |||||
1. | Структура современной хирургической клиники. Обязанности младшего и среднего медперсонала. Этика и деонтология в хирургии. Медицинская документация. | Х | Устный опрос | ||||
2. | Санитарно-эпидемиологический режим хирургического стационара. Основы асептики и антисептики. | Х | Устный опрос | ||||
3. | Основные медицинские манипуляции у хирургических больных. | Х | Х | Устный опрос, отработка умений на манекенах | |||
4. | Основные медицинские манипуляции у хирургических больных. | Х | Х | Устный опрос, отработка умений в перевязочной | |||
5. | Основные медицинские манипуляции у хирургических больных. | Х | Х | Тесты, отработка умений в перевязочной | |||
6. | Способы введения медикаментозных средств. | Х | Устный опрос, отработка умений на манекенах | ||||
7. | Уход за больным в послеоперационном периоде и некоторые физические методы воздействия на организм. | Х | Х | Устный опрос, отработка умений на манекенах, пациентах | |||
8. | Оказание неотложной доврачебной помощи. Принципы реанимации. Основы иммобилизации. | Х | Х | Устный опрос, отработка умений на манекенах. | |||
9. | Зачетное занятие. Проверка практических умений. | Х | Тесты, проверка умений на манекенах |
Л – лекция; ПЗ – практическое занятие; СРС – самостоятельная работа студента
Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них ОК и ПК
Темы/разделы учебной дисциплины | Количество часов | Компетенции | |||||
Общее количество компетенций | |||||||
Асептика и антисептика | 4,4 | ||||||
Структура современной хирургической клиники. Обязанности младшего и среднего медперсонала. Этика и деонтология в хирургии. Медицинская документация. | 2.2 | Правильно надеть шапочку, маску, бахилы, открыть бикс и извлечь из него стерильный материал | Заполнять медицинскую документацию (отмечать лист назначений, регистрировать температуру, регистрировать время окончания капельного введения жидкости и реакции на него и пр.) | ||||
Санитарно-эпидемиологический режим хирургического стационара. Основы асептики и антисептики. | 2.2 | Владеть методикой обработки рук дезинфи-цирую-щими раствора-ми | надевать и носить медицин-скую гигиениче-скую одежду | Провести санитар-ную обработ-ку и ежедне-вный туалет пациента | Научить больного пользоваться судном, мочеприемником, калоприёмником | Прово-дить предопе-рацион-ную подготов-ку операции-онного поля | |
Основы обследования больных | 6,6 | ||||||
Основные медицинские манипуляции у хирургических больных. | 6,6 | Поменять постельное и нательное белье у хирургического больного, накормить пациента с хирургической патологией | Проводить санобработку и туалет хирургического больного | Осуществлять уход за больными с недержанием мочи и кала, подать и принять судно, мочеприемник, калоприёмник, произвести их дезинфекцию | Транспортировать больного в отделение и переложить больного с носилок на постель, пользоваться функциональной кроватью | Проводить сбор биологического материала (кровь, моча, кал и др.), соблюдать условия его хранения, отправлять на исследование | |
Уход в хирургическом стационаре | 4,4 | ||||||
Уход за больным в послеоперационном периоде и некоторые физические методы воздействия на организм. | 2.2 | Осуществлять навыки ухода за больными различных возрастных групп, обрабатывать полость рта, уши, нос, глаза | Проводить очистительные и лечебные клизмы, ставить газоотводные трубки, промывание желудка | Выполнять введение лекарственных средств (внутримышечно, подкожно, внутрикожно, эндобронхиально, внутривенно), закапывать капли и закладывать мазь в глаза, нос, уши, накладывать и сменять повязки | Приготовить и использовать грелку и пузырь со льдом, владеть физическими методами охлаждения | Выполнять введение лекарственных средств (внутримышечно, подкожно, внутрикожно, эндобронхиально, внутривенно), закапывать капли и закладывать мазь в глаза, нос, уши, накладывать и сменять повязки | |
Оказание неотложной доврачебной помощи. Принципы реанимации. Основы иммобилизации. | 2.2 | Владеть элементами доврачебной медицинской помощи при остановке дыхания, сердечной деятельности, рвоте, носовых, желудочных кровотечениях и др. | Подготовить набор, необходимый для определения группы крови, подготовить системы для внутривенной инфузии и проводить внутривенное переливание крови и кровезаменителей |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе обучения студентов необходимо использовать следующие образовательные технологии:
· Ролевые игры
· Разбор конкретных ситуаций
· Формирование умений на манекенах
· Формирование умений во время работы с пациентами
· Тестирование
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
В качестве средства контроля необходимо использовать:
· Устный опрос студентов
· Тестирование
· Ролевые игры
· Написание рефератов по темам пропущенных занятий и лекций
Использовать следующие контрольные вопросы:
· Структура современной хирургической клиники. Обязанности младшего и среднего медперсонала. Этика и деонтология в хирургии. Медицинская документация.
· Санитарно-эпидемиологический режим хирургического стационара. Основы асептики и антисептики.
· Основные медицинские манипуляции у хирургических больных.
· Способы введения медикаментозных средств.
· Уход за больным в послеоперационном периоде.
· Физические методы воздействия на организм.
· Оказание неотложной доврачебной помощи.
· Принципы реанимации.
· Основы иммобилизации.
В качестве текущего контроля успеваемости обосновано использование пятибалльной системы оценки, в качестве промежуточной аттестации:
-зачтено
- не зачтено