Институт Международного туризма и менеджмента




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Управление предпринимательской деятельностью»

Теория организации

Методические указания по выполнению
контрольной работы для студентов специальностей
061100 «Менеджмент организации» и 061000 «Государственное и муниципальное управление»

Санкт-Петербург

2007

Одобрены на заседании кафедры УПД, протокол №5 (100) от 10.02.2004 г.

 

Утверждены Методическим Советом ИМТиМ, протокол №7
от 17.02.2004 г.

 

Теория организации. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальностей 061100 «Менеджмент организации» и 061000 «Государственное и муниципальное управление». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2007. – 15 с.

 

 

Методические указания разработаны на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 061100 и 061000 заочной формы обучения, на основе требований рабочей программы по курсу «Теория организации».

Составители: д-р экон. наук, проф. И.Н. Гаврильчак;

канд. экон. наук, доц. Е.Е. Шарафанова;

канд. экон. наук, доц. Ю.И. Пчелинцев

 

 

Рецензент: д-р экон. наук, проф. Е.И. Богданов

 

 

Ó Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2007г.


 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 4

ТЕМЫИ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 5

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 6

Список литературы... 14

Приложение.. 15


ВВЕДЕНИЕ

Организация представляет собой сложный организм. У организации есть своя культура, свои требования и традиции. Они активно развиваются, если имеют обоснованную стратегию и эффективно используют свои ресурсы, но они могут погибнуть, если оказываются не в состоянии реализовать свои задачи.

Теория организации использует подходы и достижения смежных научных дисциплин – теории действий, теории организации коллективов, теории организации и управления, экономики, теории мотивации, науки о системе оплаты труда, теории принятия решений, науки об охране труда (физиологии, психологии, психометрии, социологии, экономики труда). Психометрия – раздел психологии, в котором широко применяется математика. В ней используется наработки более конкретных наук – экономика и организация отраслевых предприятий.

Организация отвечает на вопрос, чем управлять, а управление, зачем и как воздействовать на объект. Понимание организации создает основу для изучения управления.

При освоении данного курса студенты должны ознакомиться с вопросами: исторического формирования организационных теорий, законов всеобщей системы организации и самоорганизации, научной организации трудовых процессов.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Необходимым условием становления специалистов в любой области экономики является глубокое теоретическое и практическое освоение теории организации. Теория организации служит методологической основой всех экономико-управленческих решений.

Целью написания контрольной работы является практическое изложение основного теоретического курса на примере привязки к конкретному объекту, изложение принципов эффективной организации на основе системного подхода.

При написании контрольной работы студенты должны акцентировать внимание на взаимодействие человека и организации, так как организация противодействует усилиям человека. Человек это часть организации, проводящий в ней достаточно много времени, поэтому очень важно знать основные законы и принципы их функционирования и уметь практически их реализовать.

Задачей написания контрольной работы является закрепление знаний, полученных в результате изучения теоретического курса.


2. ТЕМЫИ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1

Задание 1

Составьте характеристику Вашу организацию как процесс,
описав:

- структурные элементы организации;

- действия, которые приводят к образованию взаимосвязей между элементами;

- действия, которые приводят к совершенствованию взаимосвязей между элементами.

Опишите Вашу организацию как явление, указав:

- производственную, маркетинговую или финансовую программу, реализуемую в Вашей организации;

- структурные элементы, привлекаемые для реализации программы, и способы (формы) их объединения.

Определить, является ли Ваша организация коммерческой
или некоммерческой. Каким критерием Вы пользовались при
определении?

Задание 2

Опишите три коммуникационных процесса Вашего типичного рабочего дня, пользуясь формой таблицы 1.

Таблица 1

 

Характеристика коммуникационного процесса Процесс 1 (название) Процесс 2 (название) Процесс 3 (название)
Отправитель      
Кодирование      
Получатель      
Раскодирование      
Обратная связь      

Задание 3

Перечислить основные отделы Вашей организации и разделить связи между ними на симметричные и асимметричные.

Построить схемы:

- последовательных и круговых связей;

- прямых и косвенных связей;

- последовательных, параллельных и обратных связей;

- прямых и обратных связей.

Рассчитать потенциально возможное количество связей
в организации.

Задание 4

Описать проявления закона синергии в Вашей организации, показав, что результат взаимодействия определенного Вами набора элементов организации превышает простую сумму их усилий. Примеры необходимо приводить в области техники и технологии, в области экономики и коммерции и в социальной сфере организации.

Привести примеры соблюдения в организации следующих
законов:

- закона пропорциональности и композиции;

- закона информированности и упорядоченности;

- закона дифференциации и универсализации функций.

Задание 5

Описать историю развития Вашей организации. Пользуясь схемой, представленной на рис. 6 раздела «Указания по выполнению контрольной работы» обосновать и определить временные границы этапов развития организации:

- предпринимательства;

- коллективности;

- формализации управления;

- совершенствования структуры;

- упадка.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1

Задание 1

Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами. Организацию можно рассматривать как процесс и как явление. Как процесс – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление – это объединение элементов для реализации программы или цели.

Организационные отношения – это взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне нее при создании, функционировании, реорганизации и разрушения организации. Можно выделить три уровня организационных отношений:

· здравого смысла;

· взаимного уничтожения;

· заранее спроектированного взаимодействия.

Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями.

Необходимо отметить связь социальных систем с другими типами систем, особенно с биологическими системами. Эта связь обусловлена биосоциальной природой важнейшего компонента социальных систем – человека. Непременными компонентами личности являются и ее психологические качества, что необходимо учитывать предпринимателю или менеджеру, осуществляющему управленческие функции.

По виду и характеру хозяйственной деятельности организации разделяются:

- с отраслевой точки зрения на промышленные, сельскохозяйственные, финансово-кредитные, торговые, строительные, транспортные, туристские;

- по отношению к прибыли на коммерческие и некоммерческие.

Задание 2

Коммуникация – это общение людей в процессе их совместной деятельности, обмен идеями, мыслями, чувствами, информацией.

При выполнении данного задания необходимо описать базовые элементы коммуникационного процесса, кратко охарактеризованные ниже.

1. Тот, кто передает информацию, называется отправителем. Это ключевая роль, заключающаяся в проектировании и кодировании информации, предназначенной для передачи другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается с идентификации индивидом себя (кто я такой) в рамках коммуникационного процесса и формулирования значения или смысла того, почему и что он хочет передать другому участнику.

2. Кодирование – это трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал, которые может быть передан. Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы кодовых знаков – носителей информации. Носителями могут быть звук, свет, температура, запах, вкус, атмосферные и физические действия. Далее носители организуются в определенную форму, которой могут быть речь, текст, рисунок, поступок и т.д.

Послание посредством передатчика поступает в передающий
канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телефакс, телевизор, компьютер, робот и т.п.), а также физическое или химическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет, вода и т.п.).

3. В момент начала передачи послания заканчивается этап
отправления
и начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения. Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания по другую сторону канала. Тот, кого достигло и кому было адресовано послание, называется получателем. Он осуществляет не только фиксацию получения послания, но и раскодирует его в понятное и приемлемое для получателя значение.

4. Раскодирование включает восприятие (что получил) послания получателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации шума. Шум – это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. Примерами шума могут быть: звуковые ошибки в произношении; наличие более сильного параллельного сигнала; языковые ошибки; искажения в линиях связи; добавления к посланию на различных уровнях и т.п.

5. Обратная связь является важным элементом коммуникационного процесса, появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становится отправителем, и, наоборот, отправитель – получателем. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении.

Задание 3

На уровень стабильности организации большое влияние оказывает форма связности элементов, при этом большое значение имеют такие формы связей, как симметричные и несимметричные.

Симметричные – это такие формы связей, при которых отношение элемента А и элементу В точно такое же, как В к А. При асимметрии они различны, что может уменьшать прочность целого.

Элементы сложной организации могут составлять единую организацию благодаря разнообразным взаимосвязям в единой структуре.

Большинство связей, в которых число элементов более или равно 3, имеет несимметричный и часто круговой характер (см. рис. 1).

Рис. 1. Последовательные и круговые связи.

Эти различия обнаруживаются явно в статических организациях, здесь имеют место прямые связи, которые бывают непосредственными и косвенными, т.е. опосредованными, а также обратными, что представлено на рис. 2.

Рис. 2. Прямые и косвенные связи.

На рис. 3 представлены только прямые связи, но они могут быть и косвенными, когда элемент b связан с элементом e через элемент с (обозначает связь c – b стрелкой через элемент е).

На рис. 3 показано, что косвенные связи могут дифференцироваться:

- прямая последовательная связь;

- обратно параллельная косвенная.

Обратная параллельная косвенная связь возникает, если, например, элементы d и e связаны прямо с элементом b и через него с a. Обратную косвенную параллельную связь имеют элементы f и q, если связь с элементами a осуществляется через c, в этом случае прямой связи f и q с b и a нет.

Рис. 3. Последовательные, параллельные и обратные связи.

Прямые и обратные связи представлены на рис. 4.

Рис. 4. Прямые и обратные связи в организации.

 

Если предположить, что между каждой парой элементов имеются только две связи (при этом параллельные однонаправленные связи считаются за одну связь), то потенциально возможное количество связей в организации определяется по следующей формуле:

,

где n – количество элементов.

Задание 4

Законы науки – это знание, формируемое людьми в понятиях, которые отражают объективные процессы, проходящие в природе и общественной жизни на микро- и макроуровнях.

Теория организации изучает общие, частные и специфические законы, которые находят свое проявление в организациях.

Законы организации и их взаимодействие представлены на рис. 5.

 

 

Рис. 5. Схема законов организации.

 

Общие законы. – В вопросах посвященных теоретическим проблемам кибернетики, выявлена закономерная зависимость между уровнем разнообразия объекта и уровнем разнообразия субъекта управления. Существует необходимый минимум разнообразия органа управления относительно своего субъекта, не достигнув которого, он не может успешно выполнять функции. У.Р. Эшби, один из создателей кибернетической науки, называет этот предел необходимым разнообразием и формирует закон соответствия разнообразия управляющей системы, разнообразию управляемого объекта (но Эшби – регулятор).

В социальных организациях (фирмах) проявление этого закона можно наблюдать при исследовании причин ухудшения управляемости фирм.

При взаимодействии компонентов системы необходимо соблюдать объективный закон приоритета целого над частью. Это требование обусловлено самой природой целого, его возникновение
и развитием.

Целое (система) и части (компоненты) едины, они не существуют друг без друга. Так, например, в конституции РФ в статье 76 (п. 5) говорится: «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным законам».

В организационных социальных системах действует общий закон учета системы потребностей – индивидуальных, групповых, общефирменных и общественных.

Одним из ведущих общих законов организации является закон синергии, который утверждает, что для любой системы (организации) существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

Руководитель, зная суть этого закона, должен определить оптимальный набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. Признаки достижения положительной синергии в организации – это хорошее настроение в коллективе, усиление интереса работников к повышению профессионального роста, приобретение акций своей организации, рост предложений по совершенствованию технологии и структуры управления, устойчивость организации к внутренним и внешним воздействиям.

К специфическим законам организации можно отнести: закон пропорциональности и композиции, закон информированности
и упорядоченности, закон дифференциации и универсализации
функций.

Закон пропорциональности и композиции – определяет сохранение пропорциональности между организацией как целостным системным образованием и ее элементами при любых возможных изменениях, это позволяет максимально использовать потенциал, которым эти организации располагают. Требования этого закона реализуются за счет использования таких принципов, как планирование, координация, полнота.

В соответствии с законом информированности и упорядоченности, «чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем большую вероятность устойчивого функционирования она имеет». Руководитель тратит на коммуникации от 50% до 90% своего времени. Коммуникации являются связующими каналами, с помощью которых осуществляется координация, упорядочение и регулирование деятельности работников.

Закон дифференциации и универсализации функций заключается в том, что в организационных системах действуют противоположно направленные процессы: разделение, специализация функций с одной стороны, и их интеграция, универсализация – с другой.

В системе законов организации главенствующим является закон синергии, отражающий главное организационное отношение в природе и обществе.

Задание 5

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции – временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Следует различать: полный жизненный цикл продукции; жизненный цикл продукции в сфере производства; жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев.

Этап предпринимательства: Этап коллективности: Этап формализацииЭтап выработкиЭтап упадка

 

Рис. 6. Жизненный цикл организации.

 

На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отображает стадии создания, роста и зрелости организации, другая ее часть с отрицательным наклоном – стадия упадка организации.

При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому
развитию. При этом решаются две задачи – обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции.
Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации.

Список литературы

1. Абчук В.А. и др. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Изд-во
«Союз», 2002.

2. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации. – М.:
«Инфра-М», 2000.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2002.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Изд-во
ЮНИТИ, 2002.

5. Голубков Е.П. Сущность и характерные особенности управленческих решений. «Менеджмент в России и за рубежом». – М., 2003.

6. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие.
Изд-е 2 доп. – М.: «Новое издание», 2001.

7. Коренченко Р.А. Общая теория организации. – М., 2003.

8. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: «Инфра-М», 2002.

9. Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М.: «Аудит»,
Изд-во ЮНИТИ, 2003.

10. Цветаева В.Н. Управление персоналом. – СПб.: Питер, 2001.


Приложение

Образец

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики

 
 


Институт Международного туризма и менеджмента



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: