Как же помочь ребенку стать более успешным в школе?




Родителям и педагогам важно понимать, чем обусловлены личностные и характерологические особенности детей сирот. В первую очередь это:

· Отсутствие эмоциональных контактов со значимыми взрослыми, в частности, с матерью (материнская депривация);

· Обедненная стимулами среда в кровной семье, а позже в учреждении (сенсорная депривация);

· Негативный прошлый жизненный опыт проживания в кровной семье, последствия жестокого обращения (психологические травмы);

· Переживание горя и потери в связи с утратой кровной семьи;

· Отсутствие объективной и полной информации об окружающем мире (когнитивная депривация);

· Узкий круг общения (социальная депривация).

 

Для детей-сирот, имеющих большой опыт проживания в неблагополучных семьях и государственных учрежденияххарактерно отставание в следующих областях психическогоразвития:

· Познавательная сфера: возможна задержка в развитии познавательных процессов, восприятия, затруднения и в области мышления, отставание в сфере общей осведомленности,трудности при выполнении операций обобщения, классификации, сравнения; трудности в организации произвольного внимания,быстрая утомляемость;

· Эмоционально-волевая сфера: частопониженный фон настроения,бедная гамма эмоций,склонность к быстрой смене настроения,однообразие, стереотипность эмоциональных проявлений, эмоциональная поверхностность,неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечания,повышенная склонность к страхам, беспокойству, тревожности, чрезмерная импульсивность, взрывчатость,непонимание эмоционального состояния другого человека.

Общение со взрослыми:

· Недостаточное удовлетворение потребности во внимании со стороны взрослого, дефицит эмоционального общения приводят к тому, что ребенок стремится к ласке, выраженной в примитивной форме физического контакта, и не принимает предлагаемого ему сотрудничества;

· От качества общения со взрослыми зависит и активность ребенка. Оно определяет отношение ребенка к себе, через которое преломляется отношение ко всему окружающему. У детей сирот низкая активность проявляется во всех сферах отношений: к окружающим людям, к себе и к предметному миру;

· В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. На фоне ярко выраженного стремления к общению со взрослыми и, одновременно, повышенной зависимости от взрослых, особенно проявляется агрессивность в межличностных отношениях.

Общение со сверстниками:

· В государственном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не может предпочесть ей какую-либо другую группу, то есть принадлежность к определенной группе сверстников оказывается «безусловной»;

· У детей-сирот формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях, хотя и внутри своей группы они также чаще всего обособлены;

· У таких детей дружба со сверстниками носит в основном ситуативный характер.

Для того, что бы помочь ребенку справиться со школьными трудностями родители и педагоги должны придерживаться общей тактики:

· Действовать постепенно и последовательно(помнить о том, что сначала надо позаботиться об удовлетворении базовых потребностей ребенка, в том числе о его ощущении безопасности, а уже потом ждать от него успехов в обучении);

· Отмечать любое продвижение ребенка к лучшему;

· Хвалить не за результат, а за усилия;

· Сравнивать достижения ребенка не с успехами других и не с идеальными

нормами, а с начальным уровнем его самого;

· Стремиться сохранять отношения с ребенком, не превращаятребовательность в противостояние (помнить о том, что ничего не может быть важнее отношений с ребенком, особенно на этапе его адаптации в семье).

Оказывая помощь ребенку важно:

(По книге Л. Петрановской «В класс пришел приемный ребенок»)

· Осознавать, что основные личностные и поведенческие особенности таких детей являются последствием травм прошлого;

· Учитывать, что у этих детей, как правило, отсутствует опыт позитивного общения со взрослыми;

· Помогать ребенку учитьсядобиваться положительного внимания к себе;

· Показать ребенку, что он нужен в классе, семье;

· Научить ребенка воспринимать ошибки и срывы как естественную часть жизни;

· Использовать любую возможность одобрить поведение ребенка в присутствии сверстников, присутствии приемных родителей, педагогов;

· Всегда уверенно и позитивно говорить о будущих изменениях к лучшему;

· Научить ребенка видеть и признавать собственные достижения. Дети со сниженной самооценкой часто склонны обесценивать свой успех;

· Не усугублять напряжение в коллективе, гасить поведенческие «взрывы» на корню;

· Не нарушать конфиденциальность;

· Выдвигать требования без критики и подсказывать выход из положения;

· Хвалить ребенка конкретно, по возможности точно описывая, что именно вам понравилось;

· Стать членом одной «команды» с принимающими родителями. Психологическая поддержка и профессиональная помощь родителям необходимы ни чуть не меньше, чем детям.

Рекомендации родителям:

  • Общайтесь с ребенком тепло и позитивно-эмоционально. Отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка. Только после того, как ребенок в приемной семье обретет стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнется поступательный процесс его развития;
  • Проявляйте терпение в процессе воспитания. Получить все и сразу невозможно. Быстро – не всегда значит «хорошо». Когда между приемными родителями и ребенком сформировалась привязанность, темп развития ребенка начинает определяться природной любознательностью и индивидуальными способностями;
  • Постарайтесь обеспечить ребенку разумные нагрузки. Учебные нагрузки должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка. Посоветуйтесь со специалистами (педагог, психолог), разработайте индивидуальную гибкую систему занятий с вашим ребенком. Приготовление уроков «до ночи» не бывает продуктивным!
  • Хвалите за усилия, а не за результат. В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей, научить ребенка этому – основная задача. Эту задачу приемным детям решать сложнее, чем родным по двум причинам: во-первых, опыт отвержения кровными родителями подрывает веру в себя, а она лежит в основе настойчивости и упорства (не путать с упрямством – это вещи прямо противоположные!); во-вторых, именно воля и терпение – качества, которые отсутствовали у биологических родителей этих детей, и формировать их приходится «с чистого листа».
  • Верьте в ребенка. Вера взрослых в ребенка –источник его жизненных сил и две трети будущего успеха, как в школе, так и в жизни.
  • Научитесь сотрудничать с учителями! Дайте им возможность помочь себе и ребенку. Часто приемные родители чувствуют себя неуверенно в общении с учителями. Этому может способствовать масса факторов: от их собственного негативного опыта учебы в школе до полнейшего отсутствия проблем с учебой их кровных детей, но, в первую очередь,– отсутствие практических опор, некоего плана сотрудничества с учителем.

· 7 важных вопросов, которые необходимо задать учителю вашего ребенка:

1. Как идут дела у моего ребенка? (О чем учитель скажет в первую очередь?)

2. Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны моего ребенка?

3. Соответствует ли подготовка моего ребенка требованиям? Если нет, чем можно ему помочь?

4. Есть ли у моего ребенка какие-то особые проблемы, о которых мне следовало бы знать?

5. Выполняет ли мой ребенок все задания вовремя? Если нет, что он пропустил на данный момент? Что еще не поздно доделать и сдать?

6. По каким методикам и пособиям детей готовят к стандартизированным тестам (к ЕГЭ)? Что из этого можно делать дома, что – с учителем?

7. Переведут ли моего ребенка в следующий класс? Если с этим возникают сложности, какие дополнительные источники помощи доступны в школе, вне школы в нашем районе?

 

Важно поговорить с учителем о том что:

· Пережили Ваши дети, и как это на них повлияло;

· Дети нуждаются в их педагогических умениях, мудрости, особом терпении и поддержке;

· Трудное поведение ребенка связано не с желанием поиздеваться над учителем, а с его психологическими особенностями. Приемные дети, чувствуя себя напуганными или провинившимися, демонстрируют чрезмерно бурные защитные реакции и часто не могут справиться со своими эмоциями, как это делает большинство детей их возраста. Им нужно помочь научиться регулировать свои эмоции и поведение, чтобы сосредоточиться на учебе.

· Необходимо учитывать, что некоторые задания могут быть болезненными для приемных детей и важно их избегать. Особенно задания, которые подчеркивают их отличие от сверстников, требуют разглашения личной информации или предоставления информации, которой они (в отличие от одноклассников) не располагают. Например, автобиографические сочинения, просьба принести фотографии, сделанные в младенчестве или раннем детстве (для стенгазеты, классного альбома и др.), обсуждение семейной истории, рисование «генеалогического дерева» своей семьи, задания, связанные с темами по изучению генетики и наследственности;

· Нужно быть очень внимательным к тому, что говорится в классе о семейном устройстве. Во-первых, эта информация может касаться друзей, братьев или сестер, родителей учеников. Во-вторых, представления о различиях в способах появления детей в семье –это элемент воспитания терпимости, ничем не отличающийся, например, от информации о равенстве всех людей независимо от них. Однако все вышесказанное не требует от учителя взять на себя дополнительную нагрузку в форме специальных тематических уроков. Лучшее, что может сделать учитель в этом направлении – это найти возможность включить информацию о семейном устройстве детей в материал обычных уроков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: