Требования к образовательной организации по созданию специальных образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи




 

Дети с тяжелыми нарушения речи, препятствующими усвоению ими общеобразовательной программы на общих основаниях, обучаются в специализированных образовательных организациях в условиях, обеспечивающих модификацию общеобразовательной программы в соответствии с возможностями этой категории детей и пошаговую логопедическую коррекцию. В данных случаях реализовывается постоянный мониторинг результативности образования, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из индивидуальных особенностей нарушений речи и сформированности жизненной компетенции учащихся.

Эти образовательные организации являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих данной системе.

Основные направления работы по созданию специальных образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи включают: организационное обеспечение, кадровое обеспечение, финансовое и материально-техническое обеспечение, организационно-педагогическое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение.

Далее рассмотрим основные перечисленные направления работы более подробно.

Организационное обеспечение представляет собой: нормативно-правовое обеспечение, медицинское сопровождение и организацию питания.

Нормативно-правовое обеспечение представлено в следующих основных локальных актах:

- Лицензия;

- Устав образовательного учреждения;

- Основная образовательная программа, включающая коррекционно-развивающую программу;

- Лицензии на программы дополнительного образования

- Лицензию на медицинскую деятельность;

- Свидетельство о государственной аккредитации;

- Положение о Попечительском совете и др.

Медицинское сопровождение.

При организации процесса обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с рекомендациями здоровьесберегающих технологий необходимо предусмотреть возможность лечебно-восстановительных мероприятий, которые включают: медикаментозную терапию, лечебную физкультуру, психотерапевтическое воздействие, массаж. Это реализуется при получении образовательной организацией медицинской лицензии или при составлении договора с медицинскими организациями, на базе которых проводится, например, обследование логопеда, невролога, сурдолога, ортопеда с применением современных инструментальных технологий (ЭЭГ, РЭГ, допплерография, МРТ и пр.).

Для организации питания детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо предусмотреть оздоровительный и психологический компоненты. Оздоровительный компонент включает: составление меню с витаминизацией, составление индивидуального меню для детей с эндокринными заболеваниями, для детей-аллергиков и пр. Психологический компонент представляет собой: эстетическое оформление помещения столовой, сервировку стола, формирование доброжелательного общения детей.

Требования к кадровому обеспечению следующие.

В штат специалистов образовательной организации детей с тяжелыми нарушениями речи должны входить учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Все специалисты должны иметь необходимый уровень образования и квалификации: уровень квалификации для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории – для педагогических работников государственной или муниципальной образовательной организации.

Педагоги, реализующие основную или адаптированную образовательную программу основного и среднего общего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи должны иметь высшее профессиональное образование:

- по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Логопедия» (степень/ квалификация бакалавр);

- по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области коррекционной (специальной) педагогики или коррекционной (специальной) психологии);

- по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (степень бакалавра или магистра);

- по специальности «Логопедия».

Обучающимся с тяжелыми нарушениями речи может потребоваться подключение тьютора – постоянное или временное. Уровень его образования должен быть не ниже высшего профессионального:

- по направлениям педагогического образования с обязательным повышением квалификации или прохождением профессиональной переподготовки в области специальной педагогики или специальной психологии по программе «Логопедия»;

- по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» или по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики либо специальной (коррекционной) психологии).

Педагоги, преподающие предметные циклы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи должны иметь уровень образования по профилю преподаваемой дисциплины не ниже высшего профессионального, с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии.

Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующих основную или адаптированную образовательную программу основного и среднего общего образования для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных образовательных программ в объеме не менее часов, не реже, чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной или адаптированной образовательной программы основного и среднего общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.

В случае недостаточности кадрового обеспечения образовательной организации специалистами (педагогами, врачами, специалистами, реализующими сопровождение компьютерных систем – сотрудников технической поддержки, системных администраторов и т.д.) возможно использование сетевых форм реализации образовательных программ, при которых к работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи привлекаются специалисты других организаций.

Требования к финансовым условиям следующие.

Финансовое обеспечение образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи осуществляется в соответствии с законодательством РФ и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 данного Закона.

Финансовое обеспечение бюджетного и (или) автономного учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе задания учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями ФГОС. Необходимо отметить, что в соответствии с конституционными правами на образование детей с тяжелыми нарушениями речи предусматривается «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду и варианта стандарта. Норматив финансового обеспечения для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи увеличивается в 2 раза для образования по основной образовательной программе, и в 3 раза для образования по адаптированной образовательной программе.

Требования к материально-техническим условиям следующие.

Пространственная и предметная организациясреды должна облегчать адаптацию ребенка к изменяющимся обстоятельствам жизни и создавать оптимальные для него условия усвоения образовательных программ и технологий.

Пространство, в котором осуществляется, образование детей с тяжелыми нарушениями речи (прежде всего – здание и прилегающая территория) должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:

- к соблюдению пожарной и электробезопасности;

- к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к воздушно-тепловому режиму, освещению, водоснабжению, канализации и т.д.);

- к соблюдению требований охраны труда;

- к обеспечению социально-бытовых условий (наличие оборудованных рабочих мест, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

- к обеспечению санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных санузлов, гардеробов и т.д.);

- к соблюдению необходимых объемов и своевременных сроков текущего и капитального ремонта и др.

Материально-технические условия, наряду с требованиями, определенными стандартом, должны обеспечивать организацию и содержание коррекционной программы. Вследствие этого в организации необходимы помещения для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий по развитию речи, психологических тренингов. Оборудование данных кабинетов должно включать мебель, соответствующую возрасту детей и задачам, решаемым на занятиях, лингводидактические материалы, компьютеры и другое ИКТ оборудование и программное обеспечение к ним. Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы на всех участников процесса образования, а не только на детей. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью коррекционного сопровождения процесса образования детей с тяжелыми нарушениями речи. При этом все взрослые, участвующие в процессе образования, должны иметь в образовательной организации неограниченный доступ к организационной технике либо к специальному ресурсному центру, где можно осуществить подготовку необходимых для процесса обучения детей с тяжелыми нарушениями речи дидактических материалов.

Психолого-педагогические условия, наряду с требованиями стандарта, должны обеспечивать наличие методической базы, технических средств обучения, дидактических материалов, наглядных пособий, специальной литературы, предоставленной в печатном издании или через доступ к электронно-библиотечным системам.

Требования к наполняемости классов, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, регламентируются приказом №1015 Минобрнауки от 30.08.2013г.

Организация временного режима обучения детей с тяжелыми нарушениями речи:

- временной режим образования детей данной категории (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии нормами, закрепленными с законодательно (ФЗ «Об образовании в РФ», приказами Министерства образования, Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, и др.), а также локальными актами конкретной образовательной организации;

- обучение и воспитание происходит как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности детей в течение учебного дня;

- учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки и время для повседневных ритуалов;

- продолжительность специально организованного занятия / урока зависит от возраста детей с тяжелыми нарушениями речи, варьируется от 35 до 45 минут.

Организация учебного места детей с тяжелыми нарушениями речи:

- при организации учебного места создаются оптимальные условия для проведения как групповой, так и индивидуальной форм обучения, учитываются возможности ребенка;

- кроме учебных зон должны быть предусмотрены места для проведения свободного времени и отдыха;

- должны быть предусмотрены средства и технологии обеспечения комфортного доступа ребенка с нарушениями речи к образованию и технические средства обучения.

Особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения. Особенности восприятия детей с тяжелыми нарушениями речи требуют использования большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого необходимы специально оборудованные в поле зрения обучающихся места: фланелеграфы, магнитные и / или ковролиновые доски, и др.

Успешному образованию детей с тяжелыми нарушениями речи во многом способствуют технические средства, включая компьютерные. Для удовлетворения особых образовательных потребностей учащегося и мотивации учебной деятельности нужно с учетом степени выраженности и диапазона нарушений речи подобрать вспомогательные технологии и средства.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи организуется психолого- педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию психических и мыслительных процессов, коммуникативной деятельности обучающихся.

Задачи психолого-педагогическогосопровождения:

- сохранение нервно-психического, соматического здоровья детей;

- помощь (содействие) ребенку и его родителям в решении актуальных задач коррекции, развития, обучения и социализации;

- рекомендации по выбору образовательного маршрута;

- оптимизация адаптации в период пребывания школьника вне семьи:

- развитие мотивации, познавательной деятельности и эмоциональной сферы ребенка;

- подготовка школьника к обучению, профилактика проблем обучения;

- развитие профессиональной компетентности участников коррекционного процесса;

- разработка индивидуальных программ сопровождения;

- изучение, систематизация и распространение опыта педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология. Психолог выполняет диагностическую, коррекционную и консультативную функцию; работая с детьми «группы риска», их родителями и педагогами.

Организатором и координатором процесса психолого-педагогического сопровождения является психолого-педагогический консилиум.

Рассматривая сопровождение как систему, выделяются следующие этапы: 1. диагностический; 2. проектирования; 3. деятельностный;

4. рефлексивный.

На первом этапе проводится исследование:

- соматического состояния ребенка;

- логопедическое обследование;

- неврологического статуса, психотерапевтическое обследование;

- психологического статуса и сенсорного развития;

- уровня знаний, умений и навыков по разным видам деятельности;

- наблюдения за адаптацией, эмоциональной сферой;

Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения.

Диагностический инструментарий: анкетирование, тестирование, компьютерные диагностические программы, программы компьютерной обработки и тестирования психических процессов детей.

2 этап – проектирование. Его цель – сбор необходимой информации о путях и методах решения проблемы, составление или корректировка плана коррекционного обучения, развития и воспитания, доведения этой информации до участников сопровождения, создание положительной мотивации дошкольников к коррекционному воздействию.

Инструментарий проектирования: программы, технологии логопедической работы по устранению речевых нарушений, технологии по развитию познавательной деятельности, коррекции эмоционально-волевой сферы, методические рекомендации, портфолио педагогов.

3 этап – деятельностный. Цель данного этапа – обеспечение коррекционного обучения, развития, социализации в соответствии с программами и планами, рекомендованными специалистами и коррекционными педагогами каждому дошкольнику.

Инструментарий: портфолио, логопедические тетради, картотеки игр и упражнений, логопедические тренажеры, оборудование сенсорной комнаты и пр.

4 этап – рефлексивный. Цель данного этапа: подведение итогов сопровождения, анализ результатов коррекции и развития, определение уровня результативности.

Инструментарий: материалы итогового тестирования, таблицы, графики.

Таким образом, основными направлениями работы по созданию специальных образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи являются: организационное обеспечение, кадровое обеспечение, финансовое и материально-техническое обеспечение, организационно-педагогическое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: